РГЭУ, история отечественного государства и права (контрольная работа, 2002 год)
Узнать стоимость этой работы
10.09.2014, 16:02

Выбирать следует только тот вариант, который соответствует первой букве Вашей фамилии. Произвольный выбор варианта  не допускается.

СТРУКТУРА домашнего задания

ВАРИАНТ  "А"

1. Образование и общественно-политическое устройство Древнерусского государства.

2. Общая характеристика советского права периода перестройки.

3. Дайте определение следующим терминам: "лихое дело" и "изорник".

ВАРИАНТ  "Б"

1. Государственный механизм Псковской и Новгородской феодальных республик: общее и особенное.

2. Первая кодификация советского законодательства об административной ответственности.

3. Раскройте значение следующих терминов: "кормля" и  "репрессия".

ВАРИАНТ  "В"

1. Изменения в российском общественном строе в результате проведения столыпинской аграрной реформы.

2. Новации Основ гражданского законодательства  Союза ССР и союзных республик 1961года в вещном, обязательственном и наследственном праве.

3. Сравните определение преступления по "Русской Правде" и "Псковской Судной грамоте 1467г.".

ВАРИАНТ "Г"

1. Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в период формирования русского централизованного государства (Х1У - начало ХУ вв.).

2. Сравните национально-государственное устройство СССР по Конституциям 1924 и 1936гг.

3. Дайте определение следующих терминов: "закуп", "беломестцы", "шляхетство".

ВАРИАНТ  "Д"

1. Основные этапы образования СССР.

2. Эволюция правового положения холопов от "Русской Правды" до "Соборного Уложения 1649 г.".

3. Назовите первый советский нормативный акт, в котором закреплен принцип аналогии.

ВАРИАНТ "Е"

1. Формирование, структура и функции сословно-представительных органов России в центре и на местах (середина ХУ1 - середина ХУП вв.).

2. Развитие основных принципов советской избирательной системы по Конституциям СССР 1918г., 1924г. и 1936г.

3. Захват, продажа, головничество, урок, покрута, дикая вира. Выделите термины, не относящиеся к уголовному праву, и объясните почему Вы так считаете.

ВАРИАНТ  "Ж"

1. Планы преобразований и практические реформы государственного управления первой половины Х1Х века.

2. Роль революционного сознания в юридической практике первых лет советской власти.

3. Раскройте значение следующих терминов: "свод", "выморшина", "бой".

ВАРИАНТ  "З"

1. Реорганизация советской системы государственного управления в период перестройки (1985-1991гг.).

2. Изменения в российском процессуальном праве первой половины ХУШ века.

3. Выделите общие черты и особенности следующих форм правления: абсолютная монархия, просвещенный абсолютизм, сословно-представительная монархия, конституционная монархия.

ВАРИАНТ  "И"

1. Сословные реформы ХУШ века.

2. Высшие и местные органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 года.

3. Назовите постановления, которые придали советскому уголовному праву 30-х годов архаические черты. Аргументируйте свой ответ.

ВАРИАНТ  "К"

1. Этапы юридического оформления крепостного права в России.

2. Изменение общего понятия преступления и системы наказаний в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года по сравнению с  "Руководящими началами по уголовному праву РСФСР" 1919 года.

3. Дайте определение следующим терминам: "недоносительство", "децемация", "посул".

ВАРИАНТ  "Л"

1. Цели, способы и результаты кодификации российского права в первой половине Х1Х века.

2. Первые правовые акты советского государства. Особенности социалистического законодательства (октябрь 1917 - лето 1918гг.).

3. Выделите основания для возникновения сервитутов, предусмотренные "Соборным Уложением 1649 г.".

ВАРИАНТ "М"

1. Основные черты российского судоустройства по Судебникам ХУ-ХУ1вв.

2. Чрезвычайные органы власти советского государства.

3. Изменения в наследственном праве в "Псковской Судной грамоте 1467г." по сравнению с "Русской Правдой".

ВАРИАНТ  "Н"

1. Всероссийское Учредительное собрание: история идеи, организация выборов, состав депутатов.

2. Система преступлений и классификация наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

3. Раскройте значение следующих терминов: "рядовичи", "трудовая аренда", "концессия".

ВАРИАНТ  "О"

1. Государственные реформы первой трети ХУШ века. Структура и основные тенденции в развитии высшего, центрального и местного аппаратов управления.

2. Вещное, обязательственное и наследственное право по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.

3. Назовите документ, закрепивший переход государственной власти к Советам рабочих солдатских и крестьянских депутатов (где и когда он был принят).

ВАРИАНТ  "П"

1. Эволюция правового статуса вотчин и поместий от Судебника 1550 года до Указа о единонаследии 1714 года.

2. Основные положения первого советского семейного кодекса.

3. Дайте определение следующим терминам: "заклич", "ордалии",  "перестройка".

ВАРИАНТ  "Р"

1. Преобразования советской государственной системы в период либерализации общественных отношений (сер.50-х - 1964гг.).

2. Особенности семейного и наследственного права первой трети ХУШ века.

3. Определите условия и порядок рассмотрения дела "сместным" судом по Судебнику 1550г.

ВАРИАНТ  "С"

1. Трансформация системы высших органов государственного управления по Основным государственным законам 1906 года.

2. Советское судоустройство в годы гражданской войны.

3. Сравните основные положения КЗОТа РСФСР 1922 года и КЗОТа РСФСР 1918 года.

ВАРИАНТ  "Т"

1. Советское национально-государственное устройство  в период перестройки и распада СССР.

2. Уголовное право по Артикулу воинскому 1715 года: развитие понятия преступления, состав и классификация   преступлений, цели и виды наказаний.

3. Сравните правовое положение советских колхозников 30-х годов и крепостных крестьян дореволюционной России.

ВАРИАНТ  "У"

1. Судебная реформа 1864 года.

2. Специфика советского права военного времени (июнь1941- май 1945гг.).

3. Назовите советскую конституцию, впервые закрепившую норму о руководящей роли коммунистической партии.

ВАРИАНТ "Ф"

1. Формирование всесословного самоуправления. Земская и городская реформы второй половины Х1Х века.

2. Советское гражданское право второй половины 60-х - первой половины 80-х   годов.

3. Источники, основные положения и значение Манифеста 17 октября 1905 года. Найдите его аналоги в европейском праве.

ВАРИАНТ  "Х"

1. Создание основ советского государства (октябрь 1917-лето 1918 г.).

2. Правовая политика Временного правительства.

3. Отношение советской власти к институтам адвокатуры и прокуратуры.

ВАРИАНТ "Ц"

1. Контрреформы 1880-1890 гг.

2. Советская судебная система  второй половины 50-х - первой половины 60-х годов.

3. Раскройте значение следующих понятий: "автономизация", "федерация", "конфедерация"

ВАРИАНТ  "Ч"

1. Государственная Дума и избирательные законы 1905-1907гг.

2. Развитие системы договоров в "Псковской Судной грамоте" по сравнению с "Русской Правдой".

3. Большевистская концепция институтов государственности и права.

ВАРИАНТ  "Ш"

1. Суд и процесс в Древнерусском государстве.

2. Изменения в советской системе местного управления  Конституции 1977 года в сравнении с Конституцией 1936 года.

3. Дайте определение следующим терминам: "правеж", "недоносительство", " недельщик".            

ВАРИАНТ  "Щ"

1. Губернская реформа 1775 года.

2. Изменения в советском наследственном праве по Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961года по сравнению с Гражданским кодексом 1922 года.

3. Поток и разграбление, смертная казнь, вира, урок, головничество. Выделите вид наказания, не упоминаемый в "Русской Правде" и объясните почему Вы так считаете.

ВАРИАНТ "Э"

1. Правовое регулирование  экономических реформ 20-х годов ХХ века.

2. Специфика уголовного права Древнерусского государства.

3. Сравните основные принципы, задачи и итоги первой (1922 - 1923 гг.) и второй кодификаций (декабрь 1958 - 1984 гг.) советского права.

ВАРИАНТ  "Ю"

1. Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие российской государственности и права.

2. Источники и основные тенденции развития советского права в 1945-1953 годах.

3. Дайте определение следующим терминам: "правовое государство",    "развитой социализм", "демократический централизм".

ВАРИАНТ  Я"

1. Устройство советской судебной системы и органов юстиции в период НЭП.

2. Изменения в российском праве второй половины Х1Х века.

3. Причины и "правовые" основания массовых репрессий 30-х годов в СССР.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ВАРИАНТ "А"

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на дискуссионность проблемы оформления и классификации  восточно-славянской государственности. Осветите наиболее распространенные взгляды  дореволюционных и советских исследователей на характер Древнерусского государства. Анализируя государственное устройство Киевской Руси, необходимо выявить  правовые основания формирования поземельной собственности и ее формы, уяснить специфику  традиционно феодальных отношений сюзеренитета-вассалитета в Древней Руси и проследить процесс формирования двух центров власти - княжеского дворца и боярской вотчины. Определите роль вечевых собраний в системе управления Киевской Руси. Рассматривая социальную структуру древнерусского общества, следует учитывать его неоднородность, сложный состав и наличие многочисленных групп зависимого населения. На основе изучения текста Краткой и Пространной редакций Русской Правды установите правовой и имущественный статус основных слоев населения: князей, дружинников, бояр, купцов, закупов, рядовичей, смердов, холопов.

При ответе на второй вопрос выделите два основных этапа в развитии советского законодательства периода перестройки и охарактеризуйте их. Обратите внимание на активизацию законодательной деятельности государства в экономической сфере (Закон о государственном предприятии (объединении) 1987г., закон  "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" 1991г. и др.). Охарактеризуйте нормативные акты, расширявшие политические права граждан и демократизировавшие сферу судоустройства. Объясните причины, сущность и последствия "войны законов" между общесоюзными органами и союзными республиками.

ВАРИАНТ "Б"

Для наиболее полного ответа на  первый вопрос, следует сформулировать и обосновать причины зарождения и существования республиканской формы правления в Новгородской и Псковской землях. Затем восстановите административно-территориальное  устройство и систему государственного  управления Новгорода и Пскова, а также определите функции и полномочия органов власти (вече, совет господ) и отдельных должностных лиц (князь, посадник, архиепископ, тысяцкий, сотский, наместник-волостель). Для определения различий в государственном устройстве Пскова и Новгорода сравните  статусы князя, тысяцкого и сотского в обеих республиках.

Чтобы дать ответ на второй вопрос, следует обратиться к тексту "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях" 1980 года. Прежде всего, назовите причины кодификации и дайте определение понятия "административное правонарушение". Затем установите основания, субъекты, а также принципы и порядок применения  административной ответственности. Далее классифицируйте составы и виды наказаний  за совершение административных правонарушений.  В заключении поразмышляйте о значении кодификации советского административного права.

ВАРИАНТ  "В"

Рассмотрение вопроса начните с формулировки целей и задач намечавшихся преобразований. Восстановите в хронологической последовательности указы, составившие правовую основу столыпинской аграрной реформы. Охарактеризуйте изменения в личном и имущественном положении сельских жителей после принятия аграрных указов. Определите влияние реформы на характер, порядок и виды  землеустройства (см. Закон о землеустройстве 1911г.). Завершая ответ, подведите итоги  столыпинской аграрной реформы и  объясните, почему с ее проведением  связывают серьезные перемены в социальной структуре российского общества. 

Изучив текст Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик  1961 года, назовите принципиально новые моменты в праве собственности (желательно с указанием статей). При этом обратите внимание на выделение новой самостоятельной формы социалистической собственности и дополнение перечня юридических лиц.  Рассматривая  обязательственное право, учтите изменения в системе, направленности и содержании обязательств. Изучая наследственное право, более детально остановитесь на статьях, свидетельствовавших о сохранении ограничений при наследовании по завещанию.

Для ответа на третий вопрос обратитесь к текстам Русской Правды и Псковской Судной грамоты и найдите общее и различное в понимании преступного деяния.

ВАРИАНТ "Г"

Обращаясь к проблеме становления и развития государственных учреждений в Х1У- нач.ХУ1 вв., помните, что носителем и выразителем процесса объединения русских земель выступала прежде всего верховная власть. В связи с этим выявите причины усиления личной власти великого князя (впоследствии царя), способы получения власти и полномочия главы государства. Определяя государственно-правовую природу Боярской Думы, учитывайте условность и научность самого термина (Боярская Дума) и увяжите ее историю с изменением правового и имущественного статуса боярства. Установите характер, специфику личного состава, а также принципы формирования и полномочия данного института. Изучая вопрос о системе центрального управления в Х1У- нач.ХУ1вв., остановитесь на причинах, этапах формирования и структуре приказной системы. Организацию местного управления в обозначенный период следует связывать с историей уезда (провинции) как участка административно- территориального деления государства и системой кормлений - управлением через наместников и волостелей.

Чтобы дать ответ на второй вопрос, необходимо проанализировать тексты Конституции СССР 1924 года (раздел второй, главы 1-2) и Конституции СССР 1936 года (глава П). Обратите внимание на увеличение числа союзных республик и выявите причины подобных изменений в государственном устройстве СССР. Сопоставьте полномочия общесоюзных и республиканских органов управления и задумайтесь над реальностью, провозглашенных в конституциях принципов суверенитета и равноправия Союза и союзных республик, а также добровольности объединения и свободы выхода из СССР.

ВАРИАНТ "Д"

Начните ответ с характеристики основных этапов процесса формирования нового социалистического федеративного государства, начавшегося в 1917 году. Подробнее остановитесь на системе двусторонних межреспубликанских договоров, создании объединенных комиссариатов республик, образовании Закавказской советской федеративной социалистической республики. Далее осветите деятельность специальной комиссии при ЦК РКП (б). Расскажите об альтернативных проектах построения нового государства, об итогах дискуссии и процедуре   принятия решения о создании СССР.        

При рассмотрении второго вопроса обратитесь к тестам "Русской Правды", "Псковской Судной грамоты", Судебников 1497 и 1550 годов, а также "Соборного Уложения"  1649 года. Посмотрите как изменялось правовое положение холопов на протяжении пяти веков. Проанализируйте социальные источники возникновения холопства, правоспособность холопов, а также отношение государства к указанному сословию. При этом помните о неоднородности данной общественной группы.

Прежде чем приступить к последнему вопросу вспомните значение термина "принцип аналогии". Затем укажите советский кодекс (обязательно номер статьи), в котором он впервые закреплен.

ВАРИАНТ "Е"

Обращаясь к первому вопросу, следует учитывать, что ученые расходятся во мнениях относительно времени складывания и этапов развития сословно-представительной монархии в России. Поэтому, не вдаваясь в споры о периодизации и хронологии данного периода в истории России, рассмотрите организацию системы центральных и местных сословных учреждений и участие в них отдельных сословных групп в центре (Боярская Дума, Земские соборы) и на местах (губные и земские органы). Раскройте основные вехи в истории Земских соборов и выскажите свое мнение об их государственно-правовой природе, а также значении в процессе развития российской государственности. Определите совокупность законодательных, нравственных и экономических факторов, ограничивавших царскую власть в обозначенный период. На примере губной и земской реформ середины ХУ1 века, охарактеризуйте очередной этап в развитии местного управления в России. Объясните мотивацию перехода к приказно- воеводской системе управления  и охарактеризуйте ее структурные и функциональные особенности.

При рассмотрении систем избирательного права в Конституциях СССР 1918 и 1924 годов, обратите внимание на ряд ограничений по использованию гражданами избирательных прав, неравные выборы для рабочих и крестьян, различные нормы представительства от городских, уездных и волостных советов. Установите, определялся ли в Конституциях порядок отзыва депутатов. Расскажите об особенностях избирательного процесса по Конституции СССР 1936 года.

Прежде чем отвечать на третий вопрос, раскройте значение указанных терминов. 

ВАРИАНТ "Ж"

При изучении первого вопроса, обратите внимание на принципиальные расхождения между планами преобразований (см. Введение к уложению государственных законов) и реальными результатами реформ. Объясните, чем это было вызвано. Покажите причины создания, структуру и функции новых органов Государственного совета и Собственной Его Величества канцелярии. Проследите изменения правового статуса Сената после создания новых властных структур. Приведите  основания перехода от коллегиальной к министерской системе отраслевого управления (см. Манифест об учреждении министерств 1802г.). Найдите принципиальные отличия министерств от коллегий. Основываясь на положениях "Общего учреждения министерств" 1811г., восстановите организационное устройство, задачи и полномочия министерств.

С переходом власти в руки большевиков началась  кардинальная ломка старого госаппарата  и правовой системы царизма. Советское руководство отмежевалось от общецивилизационных "буржуазных" норм права и объявило о создании социалистического законодательства. Одной из главных причин появления этого законодательства стало революционное правосознание. Проанализируйте деятельность народных судов и правовые акты (см. Декреты о суде № 1,2,3; Уголовный кодекс РСФСР 1922 года)  первых лет советской власти и определите роль революционного сознания в юридической практике в эти годы.

ВАРИАНТ "З"

Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует кратко остановиться на причинах смены политического курса в СССР и целях преобразований, предпринятых советским правительством. Обращаясь к реорганизации системы центрального управления, основное внимание уделите  полномочиям, порядку комплектования, правовому статусу Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Подумайте о соответствии нового представительного органа  марксистско-ленинским взглядам на развитие государственности. Расскажите о функциях и роли Совета Министров СССР. Проанализируйте факт создания института президента в рамках советского государства. Учитывая партийно-бюрократический характер советского госаппарата, посмотрите как изменилось место КПСС в иерархии властных структур. Подведите итоги перестройки органов государственной власти.

Для ответа на второй вопрос, обратитесь к тексту "Краткого изображения процессов и судебных тяжб" 1716 г. Этот закон не просто детализировал - применительно к армейской обстановке - принципы судопроизводства, но и ввел  принципиально новые формы и институты в процессуальное право России. Отметьте завершение эпохи состязательного процесса, разграничение в судопроизводстве гражданских и уголовных дел, расширение списка лиц, являвшихся "негодными свидетелями". Выявите причины принятия указа "О форме суда" 1723 г. и на основании анализа данного документа продемонстрируйте непоследовательность и противоречивость судебного процесса первой половины ХУШ века. 

ВАРИАНТ "И"

Эпоха ХУШ века богата преобразованиями в общественном строе, которые можно условно разделить на два этапа: первая треть ХУШ века и вторая половина ХУШ века. Реформы первого этапа связаны с именем императора Петра 1 и  привели к консолидации сословных групп. Выделяя изменения в правовом статусе российских сословий, обратите внимание на  завершение процесса объединения боярства и служилых людей, а также на окончание многовековой истории холопства. Объясните почему вторую половину ХУШ в. называют "золотым веком русского дворянства". Закончите ответ характеристикой второго этапа реформ, уделив особое внимание мероприятиям Екатерины П по организации городского сословия (см. Жалованная грамота городам 1785г.).

 Конституция 1977 г. не внесла существенных изменений ни в государственное устройство, ни в содержание конституционного права.  Принятие нового  Основного закона скорее было связано с политическими и конъюнктурными соображениями. Конституция стала идеологическим обоснованием построения "развитого социализма" в СССР. Тем не менее,  Конституция содержит ряд новаций, в том числе и в сфере государственного права, а именно: переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов (ст.89), продление сроков полномочий Верховного Совета СССР и местных советов (ст.90); образование Президиума Совета Министров СССР (ст.132). В заключении определите направленность и  основные принципы развития системы государственного управления по Конституции 1977 г.

Документы, необходимые для ответа на третий вопрос, включены в Хрестоматию по истории отечественного государства и права. 1917-1991гг. Под редакцией О.И. Чистякова. М.,1997.

ВАРИАНТ "К"

Становление крепостничества в России - процесс длительный и сложный. Каждый его этап юридически оформлялся в конкретном нормативном акте. Обратитесь к текстам Судебника 1497 г., Судебника 1550г., Соборного Уложения 1649 г., а также к указам от 13 декабря 1760г., 8 января 1765г. и 22 августа 1767г. Анализируя отмеченные документы, определите как изменялись правовое положение крестьян, порядок и условия их перехода от одного землевладельца к другому, сроки сыска беглых крестьян. Подумайте над особенностями оформления крепостного права в России.

   Дайте определения понятиям преступление, наказание, покушение на преступление по Руководящим началам по уголовному праву и Уголовному кодексу РСФСР 1922г. Обратите внимание на сокращение перечня наказаний и условия применения расстрела. Прокомментируйте статьи указанных документов, предусматривающих двойную ответственность за одно преступление. Определите какие виды преступлений считались советской властью самыми тяжкими и почему. Назовите цели и критерии выбора вида наказания. Поразмышляйте над особенностями  карательной системы в первые годы советской власти.

ВАРИАНТ "Л"

Обращаясь к первому вопросу, выявите мотивацию и актуальность работ по систематизации российского законодательства в первой половине Х1Х века. Дайте оценку кодификационной деятельности ХУШ века, сформулируйте задачи новой кодификации и определите ее основные этапы. Расскажите о методике составления, структуре, новациях и противоречиях Свода действующих законов. Выделите цели, принципы комплектования и источниковую базу Полного Собрания законов Российской империи. В заключении расскажите об итогах данной кодификации российского права.  

Особое внимание следует уделить оформлению правовой системы советского государства. Рассматривая развитие гражданского права, отметьте изменения в регулировании имущественных отношений, особый подход к институту частной собственности. Раскройте сущность института государственной монополии на производство и реализацию определенных видов товаров. Сделайте акцент на принципиальной реорганизации наследственного права. Определите цели и мероприятия государства в сфере наследования. Не следует преуменьшать заслуги большевиков в демократизации трудового права. На основании текста "Декрета о земле" осветите проблему собственности на землю, право землепользования, вопрос об индивидуальном и коллективном пользовании. Обратите внимание на революционные изменения в семейном праве: полная свобода расторжения брака, равноправие мужчин и женщин, облегчение процедуры регистрации брака, расширение прав детей и др. Выявите характерные особенности советского уголовного законодательства: новая классификация преступлений, специфические виды наказаний, политические репрессии, отсутствие четких законодательных норм и др.

Для ответа на третий вопрос обратитесь к главе ХХ Соборного Уложения 1649 года.

ВАРИАНТ "М"

Судоустройство конца ХУ - ХУ1 веков следует рассматривать по Судебникам 1497г. и 1550г. Определите состав и полномочия центральных, вотчинных и церковных судов. Обратите внимание на увеличение числа должностных лиц, исполнявших судебные функции. Большой интерес представляют  статьи Судебников о борьбе с "ведомыми лихими  людьми" и внедрении розыскного начала в судопроизводство. Путем постатейного анализа документа, раскройте специфику и порядок состязательного суда, выделите новые виды судебных доказательств. В Судебнике 1550 года найдите статью, вводившую (впервые в русском законодательстве) положение о том, что закон обратной силы не имеет. Опираясь на тексты документов, расскажите о компетенции и организации инквизиционного процесса.

Изучение второго  вопроса следует начать с выявления полномочий, задач и статуса советских чрезвычайных органов власти, образованных в годы гражданской войны (Совета Рабоче - Крестьянской Обороны позднее СТО, Реввоенсовета Республики, комбедов, революционных комитетов). Затем рассмотрите деятельность чрезвычайных органов управления в годы Великой Отечественной войны. На основании постановления "Об образовании Государственного Комитета Обороны" от 30 июня 1941 г. определите состав, задачи и полномочия ГКО. Расскажите об изменениях в деятельности конституционных органов власти. Опираясь на текст указа "О военном положении" от 22 июня 1941 года восстановите структуру системы управления в местностях, объявленных на военном положении. Определите полномочия чрезвычайных органов местного управления (городские комитеты или штабы обороны). Выделите характерные особенности и основополагающие принципы работы советского госаппарата в чрезвычайных условиях.

Освещая третий вопрос, помните об уникальной системе наследования по Русской Правде, определявшейся социальным статусом наследодателя.

ВАРИАНТ "Н"

История Учредительного собрания напрямую связана с проблемой легитимности власти большевиков. Осветите предысторию идеи и цели созыва представительного органа. Расскажите о ходе выборов, составе, повестке дня и итогах работы Учредительного собрания. Проанализируйте отношение партии большевиков к мнению депутатов Учредительного собрания в аспекте проблемы "власть и оппозиция". Подумайте о последствиях разгона Учредительного собрания и его  влиянии на дальнейшее развитие российской государственности.

Несмотря на длительную историю уголовного законодательства в России, первый настоящий уголовный кодекс появляется лишь в 1845 году - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. На основании текста Общей части (ее функции выполняет первая глава) дайте определение преступлению и проступку, приведите классификацию преступлений, выявите основания для определения наказания, перечень смягчающих вину обстоятельств и структуру системы наказаний.

ВАРИАНТ "О"

Рассмотрение процесса реформирования государственного аппарата первой трети ХУШ века следует начать с изменения полномочий Боярской Думы и передачи ее функций сначала Ближней канцелярии, а позднее - конлизии министров. Затем приведите факты, свидетельствующие о законодательном закреплении абсолютной монархии в России. Проанализируйте "Табель о рангах" 1722 года на предмет выявления правового статуса чиновников госаппарата. Внимательно изучите указы Петра 1 от 22 февраля и 2 марта 1722 г. о создании Правительствующего Сената и определите его полномочия, подотчетность и положение в иерархии структур госуправления. Посмотрите как изменились функции, структура и организация работы Сената после принятия указа от 27 апреля 1722 г. Раскройте основные тенденции в развитии приказной системы управления в конце ХУП- нач.ХУШ вв. и объясните причины перехода к коллегиям. На основании текстуального анализа Генерального регламента коллегий от 28 февраля 1720г. и Устава главного магистрата 1721 г. определите порядок регулирования деятельности и функции коллегий. Изучая структуру органов местного управления, следует подробнее остановиться на создании новой административно-территориальной системы и появлении провинциальных учреждений, а также на изменении управления городами.

Изменения в советском гражданском праве периода НЭП были обусловлены новыми условиями хозяйствования и закреплены в Гражданском Кодексе РСФСР 1922 г. Прокомментируйте основные новации Кодекса: предоставление равных гражданских прав всем гражданам РСФСР, легализация товарно-денежных отношений, денационализация предприятий и появление смешанных предприятий, широкие возможности для судебного толкования кодекса и др. При рассмотрении статей, посвященных вещному праву, особое внимание уделите условиям возникновения, объему и ограничениям права частной собственности. Проанализируйте степень вмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность (см. статьи 30, 55). Восстановите систему договорных отношений и определите социальную направленность обязательственного права. В заключение выделите формы, условия и порядок перехода наследуемого имущества, а также особенности гражданско-правовых отношений в период НЭП.

Для ответа на третий вопрос, проанализируйте документы II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов.

ВАРИАНТ "П"

В первую очередь дайте определение понятиям "вотчина" и "поместье". Затем на основании текстов Судебника 1550г., Соборного Уложения 1649 г. (1Х, Х и ХУ1 главы) и Указа о единонаследии 1714 г. проследите как изменялся правовой статус, порядок наследования и обмена указанных форм землевладения.

Вопросами семейного права советское государство занялось в первые месяцы своего существования. Кодекс законов об актах гражданского состояния (КЗАГС) 1918г. - первый семейный кодекс в истории России и первый кодекс РСФСР. После рассмотрения структуры КЗАГС, выделите и прокомментируйте его главные принципы: гражданская форма заключения и расторжения брака; равноправие супругов; раздельность имущества мужа  и жены, детей и родителей; отсутствие различий между родством внебрачных и брачным; приоритет в семейных отношениях интересов детей и нетрудоспособных родственников, незаконность института усыновления.

ВАРИАНТ "Р"

Данный период в развитии советской государственности полон новаций и противоречий. Определите основные направления процесса реформирования государственного строя. На основании текста закона "О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР" 1959г. проследите реализацию курса советского правительства на совершенствование форм народного представительства и развитие демократии. Переход от отраслевого к производственно - территориальному принципу управления зафиксирован в законе "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" 1957года и постановлении "О перестройке управления сельским хозяйством" 1962года. Раскройте задачи и выявите полномочия вновь созданных высших координационных органов управления СНХ СССР, государственных комитетов по отраслям промышленности при Госплане СССР и ВСНХ СССР. Подведите итоги проведенной реорганизации и найдите нормативный акт, ознаменовавший возврат к отраслевой организации управления экономикой.

Обратите внимание на то, что наследственное право первой трети ХУШ века в значительной степени отличалось как от предшествовавших, так и от последующих систем наследования. Новацией стало более активное вмешательство государственной власти в сферу и порядок легаторских выделов, определения очередности наследования и круга наследников. Раскройте сущность майоратной системы наследования. Подумайте, для чего Петр 1 положил принцип майората в основу российского наследственного права и насколько удачным оказался данный эксперимент. Выделите особенности семейного права первой трети ХУШ века (брачный возраст, ограничения для вступления в брак, права супругов и др.).

Для ответа на третий вопрос внимательно изучите ст. 100 Судебника 1550года.

ВАРИАНТ "С"

Приступая к изучению Основных государственных законов 1906 года, обратите внимание на то, что они представляли собой редакцию Основных законов 1832-1892гг. В то же время Основные государственные законы издания 23 апреля 1906 года принципиально отличались от предыдущих и включали в себя новые главы, посвященные отдельным конституционным институтам - о правах и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров. Внимательно изучите текст закона и выскажите мнение о том, можно ли считать данный документ первой Конституцией России. Аргументируйте свой ответ. На базе Основных государственных законов восстановите структуру и определите полномочия высших органов управления страной. Найдите в тексте закона статью, существенно ограничивающую правовой статус Государственной Думы.

Мероприятия советского правительства по реорганизации правосудия в годы гражданской войны следует рассматривать на основании Положений о народном суде от 30 ноября 1918г. и от 21 октября 1920г., а также Положения о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г. Используя тексты указанных документов, определите юрисдикцию народных судов и революционных трибуналов, принципы комплектования и порядок избрания состава суда, роль "социалистического правосознания" в судебном праве. Осветите изменения в организации и проведении предварительного следствия, обвинения и защиты. Расскажите о деятельности специализированных судов в период гражданской войны.

В ходе рассмотрения третьего вопроса, следует остановиться на причинах принятия нового КЗОТа. Проведите сравнительный анализ КЗОТа 1922г. и КЗОТа 1918г. Найдите общее и различное в системе социального обеспечения, организации и охраны труда, трудовых прав и свобод рабочих и служащих и др.

ВАРИАНТ "Т"

Изучение процесса распада СССР начните с выяснения причин обострения национального вопроса (см. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991гг. Под ред. О.И.Чистякова. М.,1997. С.482-484, 488-493). Дайте объяснение и правовую оценку стремлению союзных республик выйти из состава СССР. На основе анализа соответствующих законодательных документов, охарактеризуйте мероприятия советского правительства по сохранению союзного государства (см. Хрестоматия … С.502-514,528-531, 541-548). Осветите  проблему заключения нового союзного договора (см. Хрестоматия… С.531-540, 550-552) и установите типологию нового государственного образования. Проанализируйте влияние событий 19 августа 1991 года на процесс распада СССР. Опираясь на Заявление и Декларацию Совета республик ВС СССР о создании содружества независимых государств 1991г., расскажите об образовании СНГ.

В период правления Петра 1 было издано 392 законодательных акта уголовно-правового характера. Самым крупным и содержательным из них стал Артикул воинский 1715г. Определите роль данного документа в процессе оформления российского уголовного права в самостоятельную отрасль права. Дайте оценку уровню юридической техники Артикула воинского. Остановитесь на расширении смягчающих вину обстоятельств, изменении составов преступлений и детализации видов наказаний.

Отвечая на третий вопрос, подумайте - можно ли утверждать, что правовой статус советских колхозников 30-х годов сопоставим с положением помещичьих крестьян накануне освобождения от крепостного права.

ВАРИАНТ "У"

Обращаясь к рассмотрению судебной реформы 1864 года, кратко расскажите о порядке дореформенного судоустройства, а также о предпосылках и подготовке реформы. Дайте общую характеристику законодательным положениям, составившим основу судебной реформы. Опираясь на статьи "Учреждения судебных установлений", определите структуру, юрисдикцию и личный состав местных судов и общих судебных установлений. Раскройте изменения в системе прокурорских органов и организации предварительного следствия. Установите компетенцию и статус новационных институтов судебной реформы: присяжных заседателей, присяжных поверенных и нотариата. Выскажите свою точку зрения о значении и роли судебной реформы в организации российского правосудия. Ответ должен быть аргументирован.

Изучая изменения в советском праве периода Великой Отечественной войны, обратите внимание на расширение хозяйственных полномочий наркоматов и упрощение порядка капитального строительства (см. постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени" 1941г.); на льготный  налоговый режим для населения освобожденных районов (см. постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства…" 1943г.); на нововведения в наследственном праве (см. указ "О наследниках по закону и по завещанию" 1945 г.).  Проанализируйте указ "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям…" от 8 июля 1944г. и сформулируйте новые тенденции в советском семейном праве. Указы "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" 1941г., "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения…" 1942г. и постановление "О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней" 1942г. помогут Вам определить основные изменения в трудовом и колхозном праве. Для характеристики развития уголовного права рекомендуется использовать тексты указов "О военном положении", "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов..." 1941г., "Об образовании чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков..." 1942г. и постановление "О введении осадного положения в г. Москве" 1941г.

ВАРИАНТ "Ф"

Для выяснения главной идеи   реформирования местного управления второй половины Х1Х века обратитесь к следующим документам: Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г. и Городовое положение от 16 июня 1870г. На основе текстов законов определите принцип комплектования, избирательный механизм, компетенцию, статус и значение губернских и уездных земских собраний и управ. Восстановите систему городского общественного управления (организация выборов, подотчетность, функции). Установите как складывались взаимоотношения между органами самоуправления и государственными учреждениями. В заключение оцените   реальный вклад городской и земской реформ в развитие общественно-политической, культурной и хозяйственной жизни российских губерний и городов.

При рассмотрении советского гражданского права второй половины 60-х-первой половины 80-х годов, обратите внимание на изменения в хозяйственном и жилищном законодательстве. Новации в хозяйственном праве были напрямую связаны с проведением экономической  реформы второй половины 60-х годов (см. Положение о социалистическом государственном производственном предприятии 1965г. и постановление "О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений…" 1984г.). Изучая Основы жилищного законодательства, определите порядок получения, обмена и поднайма гражданами жилья, а также условия пользования жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда.

ВАРИАНТ "Х"

Рассмотрение первого вопроса следует начать с выявления предпосылок перехода власти к большевикам и возникновения советского государства. Поскольку законодательно этот процесс был закреплен на П Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов, внимательно изучите материалы этого форума. Проанализируйте текст обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!" и сформулируйте программные заявления большевиков. На основе "Декрета о мире" установите основные направления внешнеполитической деятельности вновь образованного государства; условия заключения мира, предложенные правительством России, и отношение к тайной дипломатии. Для определения полномочий, структуры и личного состава высших органов  управления Советской России, обратитесь к текстам декрета "Об образовании рабочего и крестьянского правительства" и резолюции Ш съезда Советов "О федеральных учреждениях российской республики". Изучение "Декларации прав народов России" позволит Вам выявить отношение советской власти к национальной политике царизма и раскрыть начала, провозглашенные СНК основой деятельности по вопросу о национальностях. Кратко осветите вопрос об установлении советской власти в регионах и реорганизации системы местного управления. В заключение выделите особенности формирования и устройства советского государственного механизма.

Отвечая на второй вопрос, необходимо охарактеризовать основные изменения в правовой сфере, произошедшие с февраля по октябрь 1917 года. Назовите орган, образованный Временным правительством для сбора нормативных материалов, обобщения правовой практики и подготовки проекта новой  Конституции. Затем расскажите об изменениях в избирательном, земельном, процессуальном и уголовном праве.

Освещая третий вопрос, следует учитывать, что институт адвокатуры и прокуратуры появился в Советской России только в ходе проведения судебной реформы 1922 года. Выявите учреждения, выполнявшие функции данных органов до 1922г. Обратите внимание на активное вмешательство государства в работу этих организаций. Назовите советскую конституцию, в которой впервые содержалась статья об адвокатуре и ее функциях.

ВАРИАНТ "Ц"

Изучая проблему контрреформирования России в последней трети Х1Х века, поразмышляйте над судьбой великих буржуазных реформ. Выявите причины отхода от провозглашенных принципов преобразований. Расскажите о методах и результатах реорганизации органов местного самоуправления и суда. Определите сущность понятия контрреформа и подумайте над правильностью употребления этого термина для определения характера преобразований в системе судоустройства.

Демократическая направленность хрущевских преобразований сохранилась и при проведении реформы судебной системы. При рассмотрении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958г., обратите внимание на упразднение участковой системы народных судов; изменение порядка избрания судей и народных заседателей; повышение требований к подбору лиц, осуществлявших правосудие. Говоря о восстановлении самостоятельности союзных республик в судебной сфере, ссылайтесь на Положение о Верховном Суде СССР 1957г. В заключение остановитесь на реорганизации органов прокуратуры (см. Положение о прокурорском надзоре в СССР 1955г.) и подведите итоги реформирования системы судоустройства.

ВАРИАНТ "Ч"

Анализируя содержание избирательных законов 1905-1907гг. в Государственную Думу, поразмышляйте о социальной направленности и "демократичности" предусмотренной в них процедуры выборов. Обратите внимание на куриальный порядок выборов, их многоступенчатость и сословность. Проследите эволюцию избирательного права начала ХХ века по следующим документам: "Положение о выборах в Государственную Думу" 1905г., 6 августа; "Об изменении положения о выборах в Государственную Думу…" 1905г., 11 декабря и "Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу" 1907г.,3 июня.

Приступая ко второму вопросу, выявите причины возникновения обязательств и их форму, реконструируйте систему договоров (купля-продажа, заем, поклажа, личный найм, подряд, перевозка, комиссия), определите порядок заключения договоров. Опираясь на статьи Псковской Судной Грамоты и Русской Правды, установите юридические последствия невыполнения обязательств. Обратите внимание на изменение характера и разнообразие сделок в ПСГ. К числу наиболее тщательно разработанных сюжетов ПСГ относятся также имущественные отношения между членами семьи и родственниками.

Отвечая на третий вопрос, следует указать какая теория повлияла на формирование воззрений большевиков на государственность и право. Охарактеризуйте концепцию пролетарской государственности, разработанную В.Лениным. Сравните исходные воззрения большевиков и практику построения новой государственности в первые месяцы советской власти.

ВАРИАНТ "Ш"

Раскрывая вопрос, связанный с судоустройством в Древнерусском государстве, следует помнить, что Русская Правда, будучи судебником, не дает четко систематизированной, хронологически выдержанной картины организации и деятельности суда. Рассмотрите три типа суда: княжеский, вотчинный, церковный (существовали еще и общинные суды, где дела разрешались на основании обычного права). При изучении строя процесса по Русской  Правде, обратите внимание на формы досудебного установления отношений между потерпевшим и ответчиком (свод, гонение следа) и процессуальные методы состязания (ордалии, рота). Определите характер судебных доказательств, процессуальную роль "послухов" и "видоков", а также сущность института "извода перед 12 мужами".

Чтобы ответить на второй вопрос, обратитесь к главе ХУШ Конституции 1936 года и главе 19 Конституции 1977 года. Сравните порядок формирования советов, их функции, а также организацию деятельности исполкомов, постоянных комиссий и депутатов советов. Акцентируйте внимание на переименовании советов, детализации и расширении их полномочий, а также продлении сроков деятельности местных советов по Конституции 1977года.

ВАРИАНТ "Щ"

Ответ на первый вопрос начните с определения целей  губернской реформы 1775 года. Затем выделите критерии и структуру нового административно - территориального деления страны (см. Учреждения о губерниях 1775г.). Далее опишите или изобразите в виде схемы систему местного управления, сформировавшуюся в результате проведения реформы. Обратите внимание на то, что в ходе реформы 1775 года была предпринята попытка отделить суд от администрации. Оцените насколько удачной была эта попытка. В заключении следует сказать о влиянии губернской реформы 1775года на развитие российской системы государственного управления.

Для сравнения систем наследственного права, обратитесь к ст.416-435 ГК 1922 года и разделу УП Основ гражданского законодательства. Выделите основания наследования и его ограничения по обоим документам. Сопоставьте круг  наследников по закону и по завещанию. Определите ответственность наследника по долгам наследодателя и место открытия наследства. Сформулируйте основные тенденции развития советского наследственного права по указанным нормативным актам.

Третий вопрос предполагает изучение Краткой и Пространной редакций Русской Правды. Обосновывая отсутствие одного из перечисленных видов наказаний в РП, помните о влиянии христианства на содержание данного источника.

Вариант "Э"

Изменение советской экономической политики было провозглашено декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом". Охарактеризуйте цели, основные мероприятия и задачи НЭП. Проанализируйте декреты СНК "Об обмене", "О кооперации", "Об отмене ограничений денежного обращения…", способствовавшие развитию товарно-денежных отношений. Выявите изменения  организационных форм управления экономикой в связи с проведением НЭП. Определите методы контроля советского государства над рыночной стихией.

Для рассмотрения особенностей уголовного права Древнерусского государства, обратитесь к статьям Русской Правды. Обратите внимание на отсутствие в кодексе таких юридических понятий как преступление, виновность, юридическое лицо. В то же время в Русской Правде уже существовали представления о соучастии, отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, превышении пределов необходимой обороны, мотивах преступления. Классифицируя встречающиеся в тексте кодекса преступления, учитывайте, что уголовные правонарушения в этот период не отграничивались от гражданских. При рассмотрении карательной системы, не ограничивайтесь перечислением видов наказаний. Определите цели наказания в древнерусском государстве, установите зависимость тяжести и способа наказания  от социального положения преступника, выявите пережитки родовых отношений (принцип талиона, кровная месть и др.).

Ответ на третий вопрос начните с определения хронологических рамок первой и второй кодификации. Затем сравните обе кодификации по следующим критериям: причины и сроки проведения, основные принципы, методы, задачи и результаты.

ВАРИАНТ "Ю"

Вопрос о влиянии Востока, и в особенности монголов, на российскую государственность неоднократно поднимался в дореволюционной и советской науке, его решением продолжают заниматься современные историки. Приведите наиболее распространенные точки зрения по этому вопросу и выскажите свое мнение по данной проблеме. Аргументируйте свой ответ.

Давая характеристику послевоенному праву, сделайте акцент на изменениях в гражданском (установление двухзвенной системы договоров и законодательное разрешение жилищной проблемы), конституционном (расширение прав союзных республик во внешнеполитической сфере),  трудовом (восстановление норм КЗОТа и сохранение уголовной ответственности за дисциплинарные  нарушения), семейном (усложнение процедуры расторжения брака), уголовном (кратковременная отмена смертной казни, расширение состава уголовных преступлений) праве.

Для наиболее полного ответа на третий вопрос необходимо не только раскрыть значение указанных терминов, но и определить к какому периоду истории советской государственности они относятся.

ВАРИАНТ "Я"

Организация судебной системы в период  НЭП определялась Положением о судоустройстве РСФСР 1922 года. Определите  юрисдикцию народных и губернских судов, а также критерии отбора претендентов на судейское кресло. Обратите внимание на появление многофункционального  Верховного Суда РСФСР. Проследите как изменялись его полномочия после образования СССР. Назовите  органы, осуществлявшие предварительное следствие. Укажите нормативные  акты, возрождавшие институты адвокатуры и прокуратуры. Остановитесь на преобразованиях в структуре репрессивных органов, произошедших после реорганизации 1921-1923 гг.

Раскрывая основные изменения в российском праве второй половине Х1Х века, следует  учитывать особенности  регулирования поземельных отношений, ограничения  в сфере наследственного права и специфику наследования в крестьянской среде. Охарактеризуйте нормативные акты, определявшие становление фабричного и коммерческого законодательства (положение "О найме рабочих для казенных и общественных работ" 1861г., "Устав о промышленности заводской и фабричной").  Анализ системы уголовного права пореформенного периода должен основываться на изучении новых редакций Уложения о наказаниях 1866г., 1885г. и Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864г. Расскажите о новых процессуальных принципах, формах и институтах, выработанных в ходе судебной реформы 1864г. Ответ подкрепляйте статьями Устава уголовного судопроизводства и Устава гражданского судопроизводства.

Причины массовых репрессий 30-х годов следует искать в  доктринальных установках большевиков, их воззрениях на устройство государства и классово ориентированную   демократию.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика