Главная » Учебно-методические материалы » БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ » Бюджетная система РФ: конспект лекций. Бурханова Н.

ЛЕКЦИЯ № 4. Бюджетный процесс РФ (2)
18.12.2011, 15:22
5. Финансовое планирование

В процессе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов.

С помощью финансового планирования осуществляется управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов, объектом которого являются фонды денежных средств.

С помощью финансового планирования достигается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

Любой финансовый план решает задачи по организации управления финансами в определенном звене управления.

В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, которые создаются на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

На всех уровнях власти перспективное финансовое планирование осуществляется в целях:

1) обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;

2) прогнозирования объемов финансовых ресурсов;

3) прогнозирования финансовых последствий программ;

4) определения возможности реализации различных мер в области финансов.

На основе показателей прогноза экономического и социального развития государства разрабатывается перспективный финансовый план, в котором содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Составляется перспективный финансовый план на три года по показателям бюджета, на каждый год он корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс – баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Он охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, которые расположены на определенной территории.

Сводные финансовые балансы начали составляться в нашей стране в 30-х гг. XX в. Н. М. Валуйский, В. А. Галанов, Н. С. Марголин, B. C. Павлов, Г. Я. Шахова, А. М. Ляндо и др. внесли огромный вклад в теорию составления сводных финансовых балансов.

Составление сводного финансового баланса – это подготовительный этап разработки бюджета, который позволяет связать материальные и финансовые пропорции в хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов на определенные мероприятия по развитию государства; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Территориальное сводное финансовое планирование

Задачей территориального сводного финансового баланса является определение объема финансовых ресурсов, которые создаются, поступают и используются в регионе.

Разработка территориальных сводных финансовых балансов сопровождается факторами:

1) разработка программ, целью которых является объединение усилий территориальных органов власти и предприятий;

2) большими финансовыми затратами на осуществление этих программ;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов, которые отражают стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории: хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются данные территориальных экономических, статистических, финансовых органов, функциональных подразделений, территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов предприятий.

С помощью территориального сводного финансового баланса можно сбалансировать материальные, финансовые ресурсы, которые используются в регионе; достигнуть единства в развитии территории, повысить качество бюджетного планирования; скоординировать использование финансовых ресурсов территориальных органов и предприятий данной территории; определить объемы финансовых ресурсов, которые потребуются для проведения мероприятий по развитию данной территории; сконцентрировать финансовые ресурсы на важных направлениях развития территории; выявить внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий; эффективно использовать денежные средства, направляемые на развитие производства, и др.

6. Составление проектов бюджетов

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов – это сведения о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.

Составление бюджета основано на:

1) Бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год;

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;

4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;

5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен).

Перспективный финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается, разрабатывается в целях:

1) информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года; первый – это год, на который составляется бюджет; а следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план корректируется каждый год с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

7. Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза Сводного финансового баланса по территории РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

http://lib.rus.ec




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ