3.1. Методические указания по изучению темы
Изучение данной темы следует начинать с ознакомления с основными положениями законодательных актов, регламентирующих вопросы формирования доходов и расходов бюджетов. При анализе расходов особое внимание необходимо обратить на разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы РФ. Важно понять роль реестра расходных обязательств в бюджетном процессе, разобраться с формами бюджетных ассигнований.
3.2. Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятий «доходы бюджетов» и «расходы бюджетов».
2. Перечислите и охарактеризуйте виды доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
3. Какие доходы относятся к налоговым доходам?
4. Каким законодательным актом установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов?
5. Охарактеризуйте состав налоговых доходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
6. Какие доходы относятся к неналоговым доходам бюджетов?
7. Приведите перечень безвозмездных поступлений.
8. Определите понятие «собственные доходы бюджетов».
9. Приведите примеры федеральных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации.
10. Охарактеризуйте полномочия РФ по формированию доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
11. Какие полномочия имеют субъекты РФ и муниципальные образования по формированию доходов соответствующих бюджетов?
12. Определите следующие понятия: «расходные обязательства», «бюджетные обязательства», «публичные обязательства», «публичные нормативные обязательства».
13. Перечислите правовые основания возникновения расходных обязательств: РФ; субъектов РФ; органов местного самоуправления.
14. Что такое реестр расходных обязательств?
15. Дайте характеристику форм бюджетных ассигнований.
16. Охарактеризуйте формы бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
17. Охарактеризуйте критерии и порядок принятия решения об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности.
18. Назовите цели и размеры резервных фондов Президента РФ, исполнительных органов государственной власти (местных администраций).
3.3. Тесты
1. К доходам бюджетов не относятся:
A. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Б. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов.
B. Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Г. Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение.
2. К доходам от использования государственного или муниципального имущества не относятся:
A. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Б. Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
B. Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.
Г. Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
3. В федеральный бюджет не зачисляются налоговые доходы от следующих налогов и сборов:
А. Налога на прибыль организаций.
Б. Налога на добавленную стоимость.
В. Налога на имущество организаций.
Г. Налога на добычу полезных ископаемых.
4. В бюджеты субъектов РФ не поступают налоговые доходы от следующих налогов и сборов:
A. Налога на прибыль организаций.
Б. Транспортного налога.
B. Налога на доходы физических лиц.
Г. Налога на имущество физических лиц.
5. К собственным доходам бюджетов не относятся:
A. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Б. Неналоговые доходы.
B. Дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы.
Г. Субвенции из вышестоящего бюджета.
6. Формирование расходов бюджетов осуществляется:
A. Исходя из минимальных потребностей бюджетополучателей.
Б. В соответствии с расходными обязательствами, обусловленными существующим разграничением полномочий.
B. На основе государственных социальных стандартов предоставления услуг с использованием финансовых нормативов.
Г. На базе показателей отчетного периода с применением корректирующих коэффициентов.
7. Расходные обязательства - это:
A. Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Б. Обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
B. Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Г. Обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
8. Реестр расходных обязательств представляет собой документ:
A. Формируемый финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Б. Составляемый главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
B. Характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Г. Используемый при составлении проекта бюджета свод законов, иных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений законов и иных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
9. К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) не относятся ассигнования на:
A. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.
Б. Предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
B. Закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения).
Г. Предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
10. Порядок формирования муниципального задания устанавливает:
A. Правительство РФ.
Б. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
B. Представительный орган местного самоуправления.
Г. Местная администрация.
3.4. Задачи
Задача 1. Требуется определить: какие из перечисленных ниже налогов формируют налоговые доходы федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального района и бюджета поселения:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья;
3) акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
4) налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
5) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;
6) налог на имущество организаций;
7) транспортный налог;
8) налог на доходы физических лиц;
9) налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
10) налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
11) налог на имущество юридических лиц;
12) земельный налог;
13) налог на имущество физических лиц;
14) единый сельскохозяйственный налог.
В необходимом случае указываются проценты поступления налогов и сборов в тот или иной бюджет. Для решения задачи рекомендуется использовать таблицу следующей формы:
№ п/п |
Наименование налога, сбора |
Поступление* |
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
* Условные обозначения: Ф - Федерация; субъект РФ - СРФ; муниципальный район - МР; поселение - П.
Задача 2. Из ниже приведенного перечня расходных обязательств необходимо выделить расходные обязательства: субъекта РФ; муниципального района; поселения:
1) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
3) организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
4) содержание автомобильных дорог общего пользования межмуници-пального значения;
5) организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
6) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;
7) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ;
8) выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;
9) создание, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
12) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
13) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
14) организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
15) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
16) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
17) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
18) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
Для решения задачи рекомендуется использовать таблицу следующей формы:
№
п/п |
Наименование РО |
Принадлежность * |
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
* Условные обозначения: субъект РФ - СРФ; муниципальный район - МР; поселение - П.
3.5. Темы рефератов (докладов)
1. Направления укрепления доходов бюджетов (на примере любого уровня бюджетной системы РФ).
2. Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств.
3. Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг.
4. Бюджетные инвестиции: законодательное регулирование и практические проблемы.
5. Инвестиционный фонд РФ.
3.6. Задания для индивидуальной работы
Приведите форму реестра расходных обязательств любого публичного образования. Кратко охарактеризуйте порядок составления и ведения
этого реестра.
3.7. Список рекомендуемой литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ.
4. Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
5. Бюджетное послание Президента РФ на очередной финансовый год и плановый период.
6. О порядке ведения реестра расходных обязательств РФ: Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 № 440.
7. О порядке представления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ: Приказ Минфина России от 27.04.2006 № 67н.
8. О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями: Постановление Правительство РФ от 29 декабря 2008 г. № 1065.
9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского.- СПб.: Питер, 2008.
10. Бюджетирование, ориентированное на результат: опыт Ленинградской области / Под ред. М.В. Романовского и А.И. Яковлева. - ИПК «Вести», 2007. |