4.1. Методические указания по изучению темы
При изучении темы «Дефицит бюджета, государственный и муниципальный долг» особое внимание следует уделить анализу положений 13, 13.2, 14 и 15 глав Бюджетного кодекса РФ. Для более глубокого понимания материала рекомендуется ознакомиться с монографиями и публикациями в периодических изданиях, посвященными вопросам теории и практики управления государственным и муниципальным долгом. По окончании изучения данной темы студенты должны владеть правовыми основами регулирования бюджетного дефицита и долгового управления, раскрывать их принципы, знать основные направления долговой политики РФ и уметь дать им оценку.
4.2. Контрольные вопросы
1. Что представляют собой внешние источники финансирования бюджетного дефицита? На каких уровнях бюджетной системы РФ они могут использоваться в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ?
2. Перечислите источники финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Какие ограничения установлены Бюджетным кодексом РФ на размер бюджетного дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов?
4. Какие средства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не могут использоваться в качестве источников финансирования бюджетного дефицита? Почему?
5. Раскройте правила предоставления бюджетных кредитов.
6. Укажите основные предпосылки перехода от практики формирования Стабилизационного фонда РФ к созданию Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
7. Что включают в себя нефтегазовые доходы федерального бюджета?
8. Опишите принцип формирования нефтегазового трансферта.
9. Укажите цели функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
10. Раскройте порядок управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.
11. Перечислите формы государственного долга РФ.
12. Дайте определение понятию «управления государственным долгом», назовите основные принципы его осуществления.
13. Дайте краткий обзор наиболее часто применяемых в российской и международной практике методов управления государственным долгом.
14. Перечислите основные правила предоставления государственных и муниципальных гарантий.
15. Раскройте основные направления долговой политики РФ.
4.3. Тесты
1. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный Законом о федеральном бюджете, не может превышать:
A. Размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Б. Объем расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
B. Суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Г. 15% объема доходов федерального бюджета в текущем финансовом году.
2. В соответствии с бюджетным законодательством РФ разделение источников финансирования бюджетного дефицита на внутренние и внешние осуществляется по:
A. Критерию резидентства.
Б. Валютному критерию.
B. Как по критерию резидентства, так и по валютному критерию.
Г. Не осуществляется.
3. Внешние источники финансирования бюджетного дефицита могут использоваться:
A. Только на федеральном уровне.
Б. На федеральном и региональном уровнях.
B. На федеральном, региональном и местном уровнях.
Г. Все ответы неверны.
4. К внутренним источникам финансирования дефицита бюджета субъекта РФ не относятся:
A. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ.
Б. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
B. Курсовая разница по средствам бюджета субъекта РФ.
Г. Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта РФ юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта РФ юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ.
5. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования, установленный Бюджетным кодексом РФ:
A. Может быть превышен в случае, если это предусмотрено законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год (решением
о бюджете муниципального образования).
Б. Может быть превышен в случае, если в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования предусмотрены поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности, соответственно, субъекта РФ или муниципального образования.
B. Может быть превышен в случае, если в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования предусмотрены доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ.
Г. Не может быть превышен.
6. В состав нефтегазовых доходов не включаются:
A. Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Б. Акцизы на автомобильный бензин и прямогонный бензин.
B. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть.
Г. Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.
7. Начиная с 2013 года предельный размер ненефтегазового дефицита не может превышать:
A. 1% ВВП.
Б. 2% ВВП.
B. 3,7% ВВП.
Г. 4,7 % ВВП.
8. Начиная с 2011 года размер нефтегазового трансферта:
A. Не может превышать 3,7% ВВП.
Б. Не может быть меньше 3,7% ВВП.
B. Должен составлять 3,7% ВВП.
Г. Должен составлять 4,7% ВВП.
9. Резервный фонд формируется за счет:
A. Отчислений от акцизов на автомобильный бензин и прямогонный бензин.
Б. Части бюджетного профицита федерального бюджета в размере, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
B. Ежегодных отчислений от средств Фонда национального благосостояния в размере 10% ВВП.
Г. Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий год величину нефтегазового трансферта.
10. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целью создания Фонда национального благосостояния является:
A. Формирования нефтегазового трансферта.
Б. Обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
B. Цели и порядок использования средств Фонда национального благосостояния устанавливаются Правительством РФ.
Г. Все ответы неверны.
11. Средства Резервного фонда могут размещаться в:
A. Депозиты в российских банках и кредитных организациях.
Б. Депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
B. Уставные капиталы российских и зарубежных акционерных обществ.
Г. Государственные ценные бумаги, эмитированные от имени РФ, держателями которых могут выступать российские и иностранные юридические лица.
4.4. Задачи
Задача 1. По данным Министерства финансов РФ структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 сентября 2009 г. составила
(млн долл. США) |
Наименование |
1.09.09 |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) |
38994,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
1161,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1865,9 |
|
Наименование |
1.09.09 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1336,0 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
1214,4 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
4041,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам, в том числе: |
26992,0 |
- внешний облигационный займ 2010 года |
656,3 |
— внешний облигационный займ 2030 года |
20369,4 |
— внешний облигационный займ 2018 года |
3466,4 |
- внешний облигационный займ 2028 года |
2499,9 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1778,8 |
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте |
604,4 |
Требуется: проанализировать инструментную структуру государственного внешнего долга РФ, уделив особое внимание влиянию ее особенностей на возможности долгового управления.
Задача 2. Согласно Закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год установлены следующие показатели:
- объем доходов - 75 616,7 млн руб., в том числе - объем безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней - 3 890,8 млн руб. (из них объем субвенций, предоставляемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ - 3 020,8 млн руб.);
- объем расходов - 77 087,4 млн руб.;
- объем расходов на обслуживание государственного долга - 1 980,2 млн руб.;
- предельный объем государственного долга субъекта РФ - 18 500 млн руб.
Требуется: проверить соответствие параметров бюджетного дефицита, государственного долга субъекта РФ и расходов на его обслуживание законодательно установленным ограничениям. Результаты расчетов оформить в таблице:
Наименование
показателя |
Ограничения |
Значение показателя, млн руб. |
Соответствие показателя установленным ограничениям (+ / -) |
Согласно Бюджетному кодексу РФ |
Расчетное значение, млн руб. |
|
|
|
|
|
4.5. Темы рефератов (докладов)
1. Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия.
2. Анализ современной ситуации в области управления государственным внешним долгом РФ.
3. Рынок государственного внутреннего долга: современное состояние и перспективы развития.
4. Проблемы предоставления государственных и муниципальных гарантий.
5. Современное состояние внешних долговых активов РФ.
6. Особенности управления государственным долгом на субфедераль-ном уровне в России.
7. Лучшая практика управления субфедеральным долгом.
8. Зарубежный опыт построения систем управления государственным долгом.
9. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных фондов, резервных фондов и фондов будущих поколений.
10. Проблемы функционирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений в РФ.
4.6. Задания для индивидуальной работы
Исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального Конституционного закона «О Правительстве РФ», Положения о Министерстве финансов РФ и иных законодательных и нормативных актов, изобразите на схеме распределение функций управления государственным долгом между органами государственной власти и государственного управления РФ, а также их агентами.
4.7. Список рекомендуемой литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности / Л.С. Брагинская.- М.: Университетская книга, 2007.
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского.- СПб.: Питер, 2008.
5. Воробьев А.Е. Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами: Учебное пособие / А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина.- М.: Изд-во РУДН, 2006.
6. Головачев, Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика / Д.Л. Головачев.- М.: ЧеРо, 1998.
7. Государственный и муниципальный долг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И. Ушвицкого.- М.: Финансы и статистика, 2007.
8. Данилов, Ю.А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика / Ю.А. Данилов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002. |