Главная » Учебно-методические материалы » БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ » Статьи |
26.12.2011, 13:31 | |
В бухгалтерском учете информация о хозяйственных процессах, состоянии и движении активов организации и источниках их образования отражается с помощью особых способов и приемов. Ведение бухгалтерского учета в организациях осуществляется на основе общепринятой системы. Ееэлементами являются: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; система счетов и двойная запись; баланс и отчетность. Отличительной чертой бухгалтерского учета являетсяотражение всех хозяйственных операций на счетах. Факты хозяйственной деятельности отражаются в системе счетов бухгалтерского учета на основании информации, содержащейся в первичных документах, составляемых в момент совершения операции. Под первичным документом понимают письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена или разрешение на ее проведение получено. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может быть зафиксирована на разных материальных носителях.Использование материальных носителей зависит от степени оснащенности организации средствами оргтехники. Материальными носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты и др. Однако в этом случае организация обязана копии документов изготавливать на бумажных носителях и их предоставлять участникам хозяйственных операций и контролирующим органам по их требованию. Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Различают постоянные и переменные показатели документов. Постоянные реквизиты в пределах организации не меняются в течение длительного времени. К ним можно отнести наименование документа, название и юридический адрес организации, номер расчетного счета. Переменные показатели меняются с каждой хозяйственной операцией: количество сданной на склад готовой продукции, количество отпущенных в производство материалов. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяет состав обязательных реквизитов: наименование документа (формы); код формы; дата составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Первичные документы могут содержать и ряд дополнительных реквизитов. Первичные документы принимаются к учету, если составлены по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Руководители организации утверждают перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов. Документы, оформляющие расчетные и кредитные операции, по движению денежных средств, в обязательном порядке подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Без их подписи они считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Хозяйственные операции оформляются разнообразными документами. Для правильного применения документов их принято группировать по целому ряду признаков.
Порядок расположения реквизитов в документе принято называть структурой документа::
В комбинированных документах ряд реквизитов располагается по анкетной структуре, а ряд — по табличной. Некоторые документы используются в организациях всех форм собственности и отраслей. Они содержат определенные реквизиты и предполагают установленный порядок отражения операций. Такие документы принято называть типовыми(документы по оформлению кассовых и банковских операций и др.). Документы, по которым хозяйственные операции совершены, поступают в бухгалтерию, где подвергаются трем видам проверки:
Проверенные документы подлежат группировке и расценке:
Данные сгруппированных документов заносятся в специальные ведомости учета затрат (расходов) — учетные регистры. При этом на обратной стороне документов проставляются число и номер регистра, в который его данные перенесены. Информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, является коммерческой тайной, а лица, имеющие доступ к информации, обязаны ее хранить. За разглашение коммерческой тайны они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. После этого первичные документы поступают в текущий бухгалтерский архив, в котором подлежат хранению в течение одного года. По истечении указанного срока документы передаются в постоянный архив. Движение документа от момента составления или получения от других организаций до передачи в архив называется документооборотом. Документооборот по каждому виду документов может представляться в виде инструкций, таблиц, графиков. В разрабатываемом и утверждаемом графике документооборота определяются создание первичных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете. Ответственность за своевременное составление документов, правильность их оформления, достоверность содержащейся в них информации несут составившие и подписавшие их лица. Нина Николаевна Пaвлoва | http://www.elitarium.ru/ |