Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ » Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: учебный курс

1.3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ
19.12.2011, 10:56

Производственный план и отчетность предприятия включают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска и отгрузки продукции предприятие учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой ¾ наиболее эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Выполнение плана по ассортименту способствует наиболее полному удовлетворению потребностей общества в разнообразных видах продукции. Особое внимание при анализе уделяется изучению выполнения плана по выпуску новых типов изделий, обеспечивающих технический прогресс, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Внимательно также следует изучать выполнение плана по ассортименту продукции, являющейся объектом поставок по хозяйственным договорам. Степень выполнения плана определяется как по всей продукции, так и по отдельным ее видам, узлам, деталям.

Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:

¨ по способу наименьшего процента выполнения плана выпуска и отгрузки отдельных видов изделий (табл. 1.2) он составляет 94,78%. При этом следует иметь в виду, что применение этого способа правомерно в том случае, если изделие, по которому наблюдается наименьший процент выполнения плана, составляет подавляющий удельный вес в общем объеме отгруженной продукции. На анализируемом предприятии доля этого изделия (изделие «Б») составляет всего лишь 12,7% (6900 : 54 500 × 100);

¨ по способу среднего процента, который определяется путем деления общего фактического объема продукции в пределах плана в стоимостном выражении на общий плановый объем продукции;

¨ по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с планом. Средний процент выполнения плана по ассортименту при этом способе определяется путем деления разности между планируемым объемом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на общий плановый выпуск продукции. Объем недовыпущенной продукции по отдельным изделиям в стоимостном выражении определяется путем умножения количества недоданной против плана продукции в натуральном выражении на оптовую цену.

Таблица 1.2

Выполнение плана по ассортименту

Выполнение плана по ассортименту оценивается по данным бизнес-плана, формы № П-1 за месяц и формы № 1-натура в целом за год.

План отгрузки продукции выполнен в целом на 100,59%, но степень выполнения плана по отдельным изделиям значительно различается: по изделию А план перевыполнен на 1,86%, по изделию Б ¾ недовыполнен на 5,22%, по изделию В ¾ перевыполнен на 2,63%, а по изделию Г ¾ недовыполнен на 2,5%. Выполнение плана по ассортименту всей продукции составило: по первому способу расчета 94,78%, по второму способу расчета ¾ 98,93% (53 600 : 54 180 × 100) и по третьему способу расчета ¾ 98,93% [(54 180 - 580) : 54 180 × 100].

Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью второго и третьего способов расчета, в соответствии с которыми степень выполнения плана составила 98,93%.

Невыполнение плана по ассортименту может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др. Внутренние причины ¾ недостатки в организации производства, ошибки в планировании, плохое техническое состояние оборудования, перебои в снабжении предприятия электроэнергией, газом, водой и др.

Выполнение плана по структуре продукции означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, предусмотренных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели работы предприятия: объем продукции в стоимостном выражении, ее материалоемкость и себестоимость, прибыль и уровень ее рентабельности. Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т. е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.

Расчет влияния изменения структуры производства на объем продукции в стоимостном выражении можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные бизнес-плана и форм № П-1 и № 1-натура (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Расчет влияния структурных сдвигов на объем продукции

1 Гр. 7 = итог гр. 3 ´ гр. 4 ´ гp. 1 = 62 900 ´ 0,2543 ´ 1000 = 15 995 тысруб.

Данные таблицы показывают, что общее увеличение объема продукции по сравнению с планом составило 320 тыс. руб. (54 500 - 54 180). При сохранении плановой структуры объем продукции снизился бы на 341 тыс. руб. (53 839 - 54 180) в результате невыполнения плана по производству изделий Б и Г. Однако в результате изменения структуры производства объем продукции в стоимостном выражении увеличился на 661 тыс. руб. (54 500 - 53 839). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий А и В в общем объеме продукции.

При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели объема продукции не отражают трудовые затраты работников предприятия, связанные с выпуском продукции. Стоимость продукции, как известно, образуется из затрат овеществленного и живого труда. Соотношение этих затрат в стоимости различных изделий неодинаково. Одни изделия могут быть материалоемкими, но менее трудоемкими по производству, другие ¾ трудоемкими, но менее материалоемкими. Поскольку между ценами и затратами живого труда нет прямой пропорциональной зависимости, то структурные сдвиги в ассортименте продукции могут вызвать значительные расхождения между объемом продукции в стоимостном выражении и трудоемкостью ее изготовления. Стоимостная оценка продукции может привести к неправильному представлению о выполнении плана и темпах роста объема продукции и всех исчисляемых на ее основе показателях эффективности производства: производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи. Чтобы исключить влияние структурных сдвигов вследствие различной материалоемкости изделий и объективно оценить трудовой вклад работников данного предприятия в производство продукции, могут быть использованы трудовые измерители (нормо-часы, нормативы заработной платы) или нормативная чистая продукция.

Например, производственные единицы предприятия (цехи, участки), выпускающие полуфабрикаты или детали изделий, могут планировать и оценивать выполнение плана по объему продукции по затратам нормированного времени (в нормо-часах) или исходя из норм расхода заработной платы на изготовление отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов.

Измерение продукции в нормо-часах имеет известные недостатки. Нормо-часы не отражают труд различной сложности и квалификации и поэтому не характеризуют действительную трудоемкость производства продукции.

Преимущество применения нормативов заработной платы по сравнению с определением трудоемкости производства продукции в нормо-часах заключается в том, что заработная плата отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и более точно характеризует трудоемкость производства.

Необходимые данные для расчета объема производства в нормативной заработной плате можно получить из следующих источников: выпуск продукции по отдельным изделиям в натуральном выражении из бизнес-плана и форм № П-1 (за месяц) и № 1-натура (за год), а нормативы заработной платы на единицу продукции из нормативных или плановых калькуляций (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Показатели объема продукции и объема производства

Приведенный расчет показывает, что фактически увеличился выпуск более дорогой, более материалоемкой, но менее трудоемкой продукции (изделий А и В). Соответственно снизился удельный вес более трудоемкой продукции (изделий Б и Г). В связи с этим выполнение плана по объему продукции в стоимостном выражении выше на 0,72 пункта показателя выполнения плана по объему производства в нормативной заработной плате.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0