Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ » Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: учебный курс

9.2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ (2)
19.12.2011, 12:41

Методика анализа прибыли при использовании системы «директ-костинг» усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда, кроме рассмотренных выше факторов, необходимо учитывать еще и влияние изменения структуры себестоимости реализованной продукции.

В международной практике для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве и применении системы учета «директ-костинг» используется модель определения финансового результата:

Р = QP ×  - ПЗ,   (9.9)

где Р ¾ прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг);

QP ¾ выручка от продажи продукции (работ, услуг),

 ¾ средняя доля маржинального дохода в выручке от продажи продукции (работ, услуг);

ПЗ ¾ постоянные затраты.

Средняя доля маржинального дохода в выручке () зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (Уi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (МДi):

Тогда  = Уi × МДi   (9.10)

Выручка от реализации продукции и финансовый результат зависят от физического объема реализации продукции (работ, услуг), ее структуры и отпускных цен:

QP = (q × Уi × Цi).   (9.11)

После этого факторная модель прибыли от реализации продукции (работ, услуг) будет иметь вид

P = (q × Уi × Цi×  - ПЗ.   (9.12)

С помощью этой модели можно установить, как изменилась прибыль за счет изменения физического объема реализованной продукции (работ, услуг), ее структуры, отпускных цен, удельных переменных расходов ипостоянных затрат предприятия.

Для расчета влияния данных факторов на изменение прибыли по предлагаемой модели используется информация, приведенная в табл. 9.5-9.6.

Таблица 9.5

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

1 Примечание.

Объем продаж отчетного года в отпускных ценах и структуре предыдущего года: 57 800 × 0,9200 = 53 186.

Коэффициент динамики объема продаж в оценке по полной себестоимости.

К2 = 45 320 : 49 260 = 0,9200   (стр. 250)

Таблица 9.6

Структура реализации продукции

1 Примечание.

Усл. ¾ условная величина при фактической величине цены отчетного года и уровне переменных затрат на единицу продукции за предыдущий год.

Постоянные затраты предприятия в предыдущем году составили 12 965 тыс. руб., а в отчетном году ¾ 12 830 тыс. руб.

Сначала определим среднюю величину маржинального дохода () для общего объема реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год:

По формуле (9.9) найдем сумму прибыли от реализации за предыдущий год, отраженную в форме № 2:

В процессе последующего анализа рассчитаем, как изменилась сумма прибыли за счет изменения объема продаж продукции (работ, услуг). Если объем продаж изменяется равномерно по всем видам продукции, то его структура не изменяется и не будет изменяться средняя доля маржинального дохода в сумме выручки. В таком случае сумма прибыли

Данные расчетов показывают, что за счет сокращения физического объема продаж сумма прибыли уменьшилась на  = 6823 - 8540 = -1717 тыс. руб.

Далее следует определить, как изменилась сумма маржинального дохода и прибыли за счет изменения структуры реализации продукции. Отметим, что сдвиги в структуре продукции приводят к изменению выручки, а следовательно, и среднего удельного веса маржинального дохода в выручке и суммы прибыли.

С этой целью определяется средняя величина маржинального дохода фактического объема реализованной в отчетном году продукции, но при сохранении отпускных цен и уровня переменных расходов на единицу продукции предыдущего года:

Прибыль от фактически реализованной продукции, но при сохранении отпускных цен и затрат предыдущего года

В результате изменения структуры реализованной продукции, а именно повышения удельного веса более рентабельной (прибыльной) продукции в сумме выручки от реализации, прибыль увеличилась на 330 тыс. руб.

DРС = 7153 - 6823 = +330 тыс. руб.

Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение цен на продукцию. За счет этого изменяются сумма выручки, средняя доля маржинального дохода и прибыль.

Средний уровень  для всего объема реализованной в отчетном году продукции при фактической структуре и фактически действующих ценах, но при сохранении переменных и постоянных затрат предыдущего года

Прибыль от реализации продукции отчетного года при изменении цен и сохранении уровня переменных и постоянных затрат предыдущего года составит:

За счет повышения цен на реализованную продукцию прибыль увеличилась на 431 тыс. руб. (DРZ = 7584 - 7153).

Далее рассчитываются индивидуальные и среднее значения  при фактических данных отчетного года (объема, структуры, ценах, удельных переменных затратах):

Прибыль при всех фактических данных отчетного года, но при сохранении постоянных затрат предыдущего года

Снижение уровня переменных расходов на единицу каждого вида изделия по сравнению с предыдущим годом привело к увеличению суммы прибыли на 1451 тыс. руб. (DРпр = 9035 - 7584).

Наконец, прибыль при всех фактических данных отчетного года

Следовательно, снижение постоянных затрат привело к увеличению суммы прибыли на 135 тыс. руб. (DРпз = 9170 - 9035).

В систематизированном виде приведенные расчеты можно представить в виде табл. 9.7.

Таблица 9.7

Расчет влияния факторов на изменение прибыли
с использованием маржинального дохода

Из табл. 9.7 видно, что полученные данные существенно отличаются от данных, приведенных в табл. 9.3. По методике маржинального анализа (вариант 2) прибыль более существенно зависит от объема реализации, так как этот фактор влияет одновременно и на себестоимость продукции.

Таблица 9.8

Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибыли от реализации

Нами были рассмотрены методы функционального детерминированного анализа прибыли, основанного на разложении анализируемого показателя на составляющие элементы. Но при этом не учитываются сложные связи, возникающие между прибылью и другими стоимостными качественными показателями: производительностью трудафондоотдачейматериалоемкостьюкачеством продукции.

Анализ системы сложных взаимосвязей между показателями предполагает применение методов стохастического (вероятностного) анализа, к которым относятся корреляционный и регрессионный многофакторный анализы.

Обеспечение точности расчетов степени влияния факторов на результативный показатель с одновременным обеспечением более высокой статистической надежности достигается путем сведения множества исходных экономических показателей к нескольким обобщающим их характеристикам, т. е. к комплексным факторам (главным компонентам). На основе этих факторов строится регрессионное уравнение:

Yi = ai1 × F1 + ai2 × F2 + … + ain × Fn,   (9.13)

где Yi ¾ результативный показатель (прибыль);

ai ¾ весовой коэффициент при i (главном компоненте);

Fi ¾ обобщающий фактор (главный компонент).

Выделенные в процессе статистической обработки исходных данных главные компоненты характеризуют не просто факторы, а закономерности формирования прибыли. Так, если в регрессионном уравнении X1 выступает как показатель производительности труда, то в регрессионном уравнении, построенном на главных компонентах, комплексный фактор F1 включает в себя X1 ¾ производительность труда, Х2 ¾ численность рабочих и Х3 ¾коэффициент сменности. Тогда этот комплексный фактор F1 имеет новую смысловую нагрузку и может быть выражен как «уровень использования живого труда». Соответственно F2, включающий фондоотдачу и оборачиваемость оборотных средств, характеризует использование основных и оборотных производственных фондов и F3, включающий материалоемкость и сумму материальных затрат, характеризует уровень использованияматериальных ресурсов.

Свободный член уравнения, построенного на главных компонентах, характеризует среднее значение прибыли в анализируемой совокупности. В силу этого решение уравнения регрессии, построенного на главных компонентах, позволяет определить величину прибыли только за счет выделения главных компонентов. Наличие в уравнении значения прибыли дает возможность проводить сравнительный анализ работы предприятия за несколько лет, установить динамику его рентабельности.

Методика регрессионного анализа прибыли и других стоимостных показателей требует достаточной репрезентативности данных. В условиях отдельного предприятия для того, чтобы обеспечить репрезентативность, необходимо использовать данные за несколько лет.

При использовании методов стохастического анализа сложных взаимосвязей уравнение регрессии по прибыли принимает вид линейного уравнения. Связь факторов с прибылью может быть представлена уравнением вида Y= а + вх. На основании решения уравнения по каждому фактору, влияющему на прибыль, получается многофакторная корреляционная модель анализа прибыли:

После определения параметров уравнения можно охарактеризовать степень зависимости показателя прибыли от всех включенных в модель факторов. В качестве факторов, воздействующих на прибыль, можно принять следующие показатели: затраты на рубль продукции, производительность труда, фондоотдачу, материалоемкость, коэффициент сменности, удельный вес сертифицированной, новой или модернизированной продукции, оборачиваемость оборотных или совокупных активов, сумму материальных затрат, стоимость основных фондов.

Регрессионный анализ позволяет выявлять такие факторы формирования прибыли, которые нельзя установить и измерить на основании данных формы № 2. Поэтому его применение значительно расширяет и углубляет возможности изучения прибыли. Вместе с тем следует отметить, что точность получаемых расчетных значений показателя прибыли в регрессионных моделях зависит от числа включенных в них переменных. Увеличение числа переменных снижает статистическую надежность модели.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0