Главная » Учебно-методические материалы » ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ » Ценообразование: учебное пособие. Замураева Л.Е.

Тема 12. Ценообразование в системе страхования
08.01.2012, 21:52

12.1.    Понятие и участники страхового рынка. Страховая услуга и ее составляющие

12.2.    Страховой тариф как элемент системы цен. Этапы расчета страхового тарифа

12.3.    Факторы, влияющие на размер страхового тарифа

12.1. Понятие и участники страхового рынка. Страховая ус -луга и ее составляющие

Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условие для конкуренции между страховщиками. В результате работы страховщиков у них образуются ресурсы страхового фонда, и от того, как они используются, зависит их финансовое положение.

Участники страхового рынка:

•    страховщики (продавцы) - страховые компании, специализированные организации;

•    страхователи (покупатели) - физические и юридические лица;

•    страховые агенты и страховые брокеры (посредники) - они выступают между продавцами и покупателями и своими услугами содействуют заключению договора страхования.

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Она имеет:

•    потребительную стоимость - обеспечение страховой защиты, при наступлении страхового события страховщик выплачивает страхователю страховое возмещение;

•    стоимость - затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги.

12.2. Страховой тариф как элемент системы цен. Этапы расчета страхового тарифа

Ценой на страховую услугу является страховой тариф (тарифная ставка). Страховой тариф - это выраженная в рублях плата с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупности страховой суммы. Страховая сумма - размер денежных средств, на который фактически застрахованы объекты (имущество, жизнь, здоровье).

Страховой тариф (брутто - ставка) состоит из 2 основных частей:

•    нетто - ставка - предназначена для покрытия ущерба в пределах той ответственности, которую взял на себя страховщик, т.е. нетто-ставка предназначена для выплат страхового возмещения. В основе расчета нетто-ставки лежит убыточность страховой суммы;

•    нагрузка - часть брутто-ставки, за счет которой возмещаются накладные расходы страховщика, связанные с проведением страхования, отчислениями в различные фонды, а также прибыль страховщика.

Этапы расчета страхового тарифа:

1. По каждому прошедшему году (обычно берется 3-5 лет) рассчитывается фактическая убыточность страховой суммы как отношение выплаченных страховых возмещений к общей сумме застрахованных объектов.

2.    На основании полученного ряда исходных данных рассчитывается прогнозируемый уровень убыточности страховой суммы с использованием методов прогноза.

3.    Вводится рисковая надбавка для формирования средств по выполнению обязательств перед страхователями на случай, если фактическая убыточность страховой суммы превысит прогнозируемый уровень.

4.    Находится нетто-ставка путем суммирования прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы и рисковой надбавки. Поскольку нетто-ставка целиком предназначена для создания фонда выплат перед страхователями, то страховая фирма должна собрать столь страховых взносов, сколько предстоит выплатить страхователям. На практике происходят отклонения в ту или иную сторону. Если образовался остаток нетто-ставки, то он направляется в резервный фонд.

5.    Рассчитывается страховой тариф путем суммирования нетто-ставки и нагрузки.

12.3. Факторы, влияющие на размер страхового тарифа:

•    затраты на осуществление деятельности по страхованию и ожидаемая прибыль;

•    соотношение спроса и предложения на страховые услуги;

•    величина и структура страхового портфеля;

•    качество предлагаемых услуг.

Резюме к теме 12

Страховой рынок - это специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает услуга по страховой защите.

Участниками страхового рынка являются: страховщики (продавцы), страхователи (покупатели), страховые агенты и страховые брокеры (посредники).

Страховая услуга имеет: а) потребительную стоимость - обеспечение страховой защиты; б) стоимость - затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги.

Страховой тариф - это выраженная в рублях плата с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупности страховой суммы.

Страховой тариф (брутто - ставка) состоит из: а) нетто - ставки (она предназначена для покрытия ущерба в пределах той ответственности, которую взял на себя страховщик); б) нагрузки (за счет нее накладные расходы и прибыль страховщика).

Этапы расчета страхового тарифа:

1.    Рассчитывается фактическая убыточность страховой суммы.

2.    Прогнозируется убыточность страховой суммы.

3.    Вводится рисковая надбавка для формирования средств по выполнению обязательств перед страхователями.

4.    Находится нетто-ставка путем суммирования прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы и рисковой надбавки.

5.    Рассчитывается страховой тариф путем суммирования нетто-ставки и нагрузки.

На размер страхового тарифа влияют: затраты и прибыль страховщика; соотношение спроса и предложения на страховые услуги; величина и структура страхового портфеля; качество предлагаемых услуг.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ