14.1. Характеристика налогообложения и связь с ценой
14.2. Налог и его социально-экономическая роль
14.3. Социальные налоги
14.4. Понятие прямых и косвенных налогов
14.5. Налог на прибыль (доход) предприятий
14.6. Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность
14.7. Акциз и его воздействие на уровень цены
14.1. Характеристика налогообложения и связь с ценой
Система налогообложения - важнейший элемент экономики государства и главный инструмент перераспределения финансовых ресурсов общества. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ, решает другие задачи. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рынка необходима система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации.
Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. От прогрессивности этой системы, ее направленности на стимулирование предпринимательской деятельности в значительной степени зависят темпы экономического роста.
Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятия с государством, отражаются в составе цен неадекватно:
- некоторые из них входят в состав затрат (социальные налоги, плата за пользование водными объектами, земельный налог, плата за выбросы в окружающую среду и др.);
- иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль, налог на имущество);
- прочие представляют прямую надбавку к цене (НДС, акцизы).
Налоги имеют двойственную связь с ценой. С одной стороны, налоги входят в состав цены товара, с другой - выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду промышленных предприятий - это цена за пользование водой, взимаемая по всей территории страны. Плата за воду в пределах норматива входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении относится на прибыль предприятия.
14.2. Налог и его социально-экономическая роль
По своей экономической сути налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики.
Налоги тесно связаны с ценой и выполняют определенную социально-экономическую роль:
• налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета;
• налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению;
• налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию;
• налоги выполняют социальные действия - определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и налог на прибыль.
14.3. Социальные налоги
Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат - «единый социальный налог». Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды. Единый социальный налог составляет 26 %, в том числе в пенсионный фонд - 20 %, в фонд социального страхования РФ - 3,2 %, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8 %, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 %.
14.4. Понятие прямых и косвенных налогов
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налог на доходы банков и др.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет государства. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.
Следует обоснованно подходить к определению рационального соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения. В настоящее время в России упор сделан на косвенные налоги. В рыночной экономике считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления, т.к. косвенные налоги - это налоги на потребителя. Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких. Например, семья с доходом 25 тыс. руб. и семья с доходом 250 тыс. руб. покупают бытовой прибор за 10 тыс.руб. При этом они уплачивают косвенный налог - НДС в размере 18 %, то есть 1525 руб. В одном случае НДС составит 6,1 % (1525 / 25 000 * 100%), в другом - только 0,61 % (1525 / 250 000 * 100 %).
14.5. Налог на прибыль (доход) предприятий
Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Этот налог является одним из основных источников налоговых поступлений в бюджет. Налог на прибыль платят все предприятия и организации по соответствующим ставкам. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.
Объектом налогообложения является валовая прибыль за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, расходов на НИР).
Прибыль представляет собой ту часть произведенного дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к максимизации прибыли, что достигается увеличением объема продаж, минимизацией затрат или ростом цен. Среди российских предприятий более распространен вариант максимизации прибыли за счет повышения цен в силу недостаточной развитости конкуренции на рынке.
14.6. Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность
Налог на добавленную стоимость и акциз были введены в России с января 1992 года. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен.
По экономической сущности налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров (работ, услуг) создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных при изготовлении.
На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.
Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Ставка НДС в 1992 г. составляла 28 %, с января 1993 г. - введено две ставки - 20 % и 10 % (на детские и продовольственные товары, кроме подакцизных), в настоящее время - 18 и 10% к цене реализации. В перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 %, включены: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепро-дукты, хлеб и хлебобулочные, масло растительное, макаронные изделия, рыба, морепродукты (за исключением деликатесных), овощи и др. Список детских товаров с НДС в размере 10 % включает: швейные и трикотажные изделия, обувь, школьно-письменные принадлежности и т.д.
Если установлена цена, включающая НДС, то исчисление НДС производиться их этих цен по ставке 15,25 % (18/118*100) и 9,09 % (10/110*100). Основными являются ставки в 18 и 10 %, а ставки в 15,25 и 9,09 % - производными от основной.
Как показывает практика, ставка в размере 18% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации и тем самым представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет. В большинстве стран ставка НДС ниже, чем в России. Например, в Италии льготная ставка в размере 2 % применяется к товарам первой необходимости, по непродовольственным товарам установлена основная ставка 9%, по предметам роскоши - 38 %. Во Франции применяются три основных ставки: сокращенная (2,1%), нормальная (5,5%), повышенная (25%).
В России действует перечень социально значимых товаров и услуг, освобожденных от НДС. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата, услуги в сфере образования, услуги учреждений культуры и искусства и т.д.
НДС является регрессивным налогом для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов.
14.7. Акциз и его воздействие на уровень цены
На товары, которые не являются предметами первой необходимости, введены с января 1992 г. акцизы. Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Акцизы устанавливаются на: спирт и спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво, шоколад, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, газовый конденсат, бензин, легковые автомобили, икра осетровой и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов и др. Через акцизы государство реализует перераспределительную функцию цены.
Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. Ставки акцизов колеблются от 13 до 190 % к отпускной цене. По подакцизным видам минерального сырья, производимого на территории РФ (нефть, природный газ и др.), ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений.
Наибольшую сумму в бюджет приносят 3 налога: НДС, акцизные сборы и налог на прибыль (доход) предприятий.
НДС и акцизы являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, часто делая их недоступными для людей с низкими доходами, перераспределяют средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.
С другой стороны косвенные налоги, включаемые в цену, увеличивают себестоимость изготовления товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.
Действующая в России система налогообложения, с одной стороны, является необходимым источником формирования государственного бюджета, с другой - влияет на рост цен. Налоговые платежи и другие сборы непосредственно увеличивают цены товаров, воздействуя как на уменьшение предложения, так и на сокращение спроса. Чем выше ставки налогов и платежей, тем больше их воздействие на спрос и предложение товара на рынке.
Резюме к теме 14
Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти.
Налоги, сборы, пошлины и платежи отражаются в составе цен неадекватно: некоторые из них входят в состав; иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий; прочие представляют прямую надбавку к цене.
Налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социальноэкономической политики. Налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению. Налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию.
Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования; они связаны с расходами на заработную плату, включаются в себестоимость продукции в качестве статьи затрат - «единый социальный налог».
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.).
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.
Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризую -щаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. В настоящее время ставки НДС составляют 18 и 10%.
Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений. |