Главная » Учебно-методические материалы » ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ » Ценообразование: учебное пособие. Замураева Л.Е.

Тема 5. Государственное регулирование цен
08.01.2012, 21:38

5.1.    Сущность, цели, правовые основы государственного регулирования цен

5.2.    Формы и методы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

5.3.    Косвенное воздействие государства на цены

5.1. Сущность, цели, правовые основы государственного регулирования цен

Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д.

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности страны.

Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет следующие задачи:

-    стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

-    создать условия для честной и социально направленной конкуренции;

-    преодолевать инфляционные процессы;

-    добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

Правовые основы формирования и функционирования ценообразования - права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами, с другой стороны. Основные документы правового регулирования в России: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О естественных монополиях», Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.

Можно выделить 2 основных направления государственной ценовой политики:

-    последовательное проведение либерализации цен;

-    осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления:

•    прямое воздействие (административное регулирование) -участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставиться задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста;

•    косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих макроэкономический характер.

Осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику

5.2. Формы и методы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

Формы прямого вмешательства государства:

1.    Общее замораживание цен (применяется редко при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров. Общее замораживание цен обычно производиться в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров). Замораживание цен на отдельные группы товаров обычно распространяется на товары повседневного спроса.

2.    Установление фиксированных цен и тарифов. Решение о фиксации тех или иных цен может приниматься в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения инфляционных процессов. Предприятия должны реализовывать свою продукцию по фиксированной цене. Фиксированные цены применяются в государственных контрактах.

3.    Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены. Например, на социально значимые товары может быть установлен максимальный предел уровня цены местными органами власти. На алкогольную продукцию крепостью выше 28 % установлен минимальный предел цены. Многие развитые страны не применяют эту форму регулирования цен, даже на продукты питания, т.к. там существует эффективная конкуренция, а монополизм производителей исключен за счет антимонопольного законодательства.

4.    Установление предельного норматива рентабельности. Эта форма распространена в России и применяется при регулировании цен на продукцию предприятий - монополистов, для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции. Также эта форма применяется местными органами власти при регулировании цен определенных товаров. За рубежом этот метод не используется, т.к. имеет недостаток - не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства.

5.    Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами власти при регулировании цен предприятий оптовой и розничной торговли и распространяется только в пределах их территории. Например, так регулируются наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, наценки на продукты детского питания.

6.    Декларирование цен. Предприятия сообщают в государственные органы ценообразования сведения (декларации) о повышении оптовых (отпускных) цен на отдельные виды товаров с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

7.    Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное налогообложение прибыли от реализации продукции. Эта форма воздействия распространена в США и Японии.

8.    Установление паритетных цен, то есть установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары.

5.3. Косвенное воздействие государства на цены

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

- проведение государственных закупок;

-    установление налогов и налоговых ставок;

-    регулирование денежного обращения и кредита;

-    регулирование государственных расходов;

-    политику государственных инвестиций;

-    регулирование валютного курса.

Технически косвенное государственное регулирование осуществляется путем применения льготного налогообложения и кредитования, субсидирования и дотирования, изменения банковской процентной ставки, валютного курса, экспортно-импортных пошлин, квот, а также за счет разработки и реализации государственными органами специальных программ и мероприятий. Например:

-    государственное финансирование научно-исследовательских работ (НИР) на разработку и создание новых видов продукции;

-    государственное стимулирование привлечения в струну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;

-    эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин по товарам, которых в стране дефицит и др.

Резюме к теме 5

Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д. Государственная ценовая политика имеет следующие задачи: стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; создать условия для честной и социально направленной конкуренции; преодолевать инфляционные процессы; добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

Основные документы правового регулирования в России: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О естественных монополиях», Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

Прямое государственное воздействие (административное регулирование) - участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Формы прямого вмешательства государства: общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров; установление фиксированных цен; установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены; установление предельного норматива рентабельности; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции; установление паритетных цен.

Косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство государства в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию.

Косвенное государственное регулирование осуществляется путем применения льготного налогообложения и кредитования, субсидирования и дотирования, изменения банковской процентной ставки, валютного курса, экспортно-импортных пошлин, квот, а также за счет разработки и реализации государственными органами специальных программ и мероприятий.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ