Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ » Ценообразование: учебное пособие. Замураева Л.Е.

Тема 6. Регулирование цен в зарубежных странах
08.01.2012, 21:41

6.1. Функционирование цены в условиях конкуренции

6.2. Особенности регулирование цен в Австрии, Дании, Гоеции, Испании, Норвегии, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии

6.1. Функционирование цены в условиях конкуренции

Функции цены лучше всего проявляются в условиях конкуренции. Высокая степень конкуренции приводит к тому, что ни одна из фирм не может контролировать процесс ценообразования. Цены контролируются рынком, то есть складываются под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себестоимостью, учитывать, что ресурсы можно использовать по-разному. Потребитель в рамках своих финансовых возможностей определяет структуру потребления, сравнивая цены товаров и их потребительскую ценность для себя.

Предприятия в условиях рынка стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать производство. Установление рационального соотношения монополии и конкуренции, предотвращение разрушительных последствий монополизма достигается использованием антимонопольного законодательства. Впервые такой документ был принят в США и назывался Антитрестовский закон или «Закон Шермана» (1890 г.). Этот закон взял конкуренцию под защиту государства.

Антитрестовский закон Шермана был направлен против монополий в экономике. Закон объявлял незаконными сговоры с целью ограничения конкуренции или монополизации торговли. Сейчас закон Шермана чаще всего используется для предотвращения захвата большой компанией значительной части рынка за счет слияния с другой компанией.

В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, суть которого заключается в поддержке конкуренции и ограничении монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле. Например, в Канаде существует Закон о конкуренции, в Дании - Закон о контроле монополий и ограничительных действиях, в Греции - Закон о контроле монополий и олигополий и защите свободной конкуренции, в Норвегии -Королевский декрет о запрете соглашений по ценам, прибылям, в Японии - Антимонопольный закон.

Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой различны. Они зависят от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 5 до 30 % общего объема выпускаемой продукции.

6.2. Особенности регулирование цен в Австрии, Дании, Греции, Испании, Норвегии, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии

Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах, Закона о картелях, Антидемпингового закона.

Государство регулирует около 10 % цен, в частности на лекарственные препараты, на газ и электроэнергию, теплоснабжение. Парламент устанавливает цены на табак и табачные изделия, почтовые сборы, железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар (услугу), если предприятия их необоснованно завышают.

Дания. Правовая основа государственного регулирования - Закон о конкуренции. Надзор за деятельностью монополий в области ценообразования осуществляет Совет по вопросам конкуренции.

Государственное регулирование цен ограничено. Цены, как правило, устанавливаются в соответствии с рыночной конъюнктурой. Удельный вес устанавливаемых государством цен - 6%.

Государство дифференцированно подходит к установлению налогов и назначению дотаций, стремясь повлиять на объем продажи товаров.

Ценообразование на продукцию сельского хозяйства складывается под воздействием механизма политики ЕС, членом которого является Дания. В стране существует система государственной поддержки фермеров, предусматривающая предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия.

Греция. Государственными органами регулируется около 20 % наименований товаров и услуг. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования. Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, делятся на 2 группы:

1)    товары и услуги, цены на которые регулирует правительство и правительственные органы. К примеру, в эту группу входят - пшеница, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь, почтовые сборы;

2)    остальные товары и услуги, цены на которые регулирует Министерство торговли и местные власти. Товары и услуги этой группы подразделяются на 3 категории:

- существенные недостаточные - основные продукты питания (хлеб, сыр, мука, сахар), безалкогольные напитки, услуги общедоступных ресторанов, баров, закусочных, некоторые виды автомобилей, бензин, дизельное топливо, мазут, услуги такси. Для них устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах или в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного предприятия;

-    существенные достаточные - моющие средства, некоторые строительные материалы, сложная бытовая техника, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий, некоторые виды сырья, полуфабрикатов. Цены на такие товары подвержены менее строгой регламентации и контролируются только для предотвращения получения сверхприбыли;

-    несущественные (не считаются товарами первой необходимости)

- цены формируются свободно, без участия государственных органов.

Список товаров, входящих в ту или иную категорию постоянно меняется. С 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье (цены фиксируются на двухгодичный срок), хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении.

Испания. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов. Юридической основой регулирования является Закон о защите конкуренции.

Доля регулируемых государством цен составляет около 10 % от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: установление разрешительных, уведомительных и местных цен.

Разрешительные цены - это такие цены, которые могут быть повышены в случае соответствующего разрешения от Правительственной комиссии в ответ на ходатайство компании. К разрешительным ценам относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, дизельное топливо, фармацевтические товары, почтовые услуги, услуги железных дорог, автомобильные пассажирские и грузовые перевозки.

Уведомительные цены - это такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления (растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения, стерилизованное молоко).

Местные цены - это такие цены, повышение которых относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги санаториев, больниц, клиник).

Норвегия. Правовой основой государственного регулирования цен является Закон о контроле над ценами, прибылью и ограничением конкуренции, а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого закона. Специализированные органы ценообразования - Совет по ценам, Директорам по ценам, Государственная инспекция по ценам.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок, максимальные уровни прибыли. К примеру, предельные цены государство устанавливает на мясо, молоко, химические удобрения, цемент, лекарства.

Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время из-за зависимости экономики Норвегии от внешнего рынка государство вынуждено проводить политику защиты своей экономики, отслеживая соотношение внешних и внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта.

США. Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органы контроля за ценами - Антитрестовское управление Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

В США во второй половине 20 века ценообразование подвергалось как прямому, так и косвенному регулированию. В начале 70-х гг. инфляционные процессы могли привести к галопирующей инфляции. Поэтому в 1971 г. был установлен прямой централизованные контроль за ценами с одновременным замораживанием заработной платы. К осени 1972 г. темпы роста цен сократились, несколько снизилась безработица и начал расти ВНП. Однако при этом ограничивалось движение капитала из менее перспективных отраслей в более перспективные, тормозилось инвестирование и снижался уровень деловой активности, сдерживался рост доходов. Поэтому в мае 1974 г. правительство отменило прямой контроль за ценами.

В 90-х гг. государство использовало прямое регулирование цен в ограниченных масштабах, но при этом активно применяло косвенное регулирование.

В результате в настоящее время в США регулируется 5-10 % цен. Значительная часть цен США устанавливается в условиях конкурентнорыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией (энергетика, система связи). В некоторых штатах местным органам власти предоставлено право введения тарифов на междугородние автомобильные и железнодорожные перевозки.

Важное значение имеет в США система регулирования фермерских цен. Основное место в ней занимают залоговые цены (ставки) и залоговые операции. Залоговые цены выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в случае, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке. Залоговые операции означают предоставление фермерам кредита под залог продукции Товарно-кредитной корпорацией. В случае снижения рыночных цен фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать продукцию на свободном рынке. Так регулируются цены на зерно. Это относится и к ценам в молочной промышленности (молоко, масло, сыр). Государство скупает продукты по залоговым ценам, если они оказываются выше рыночных. В этом случае производителям продукции выгоднее сдать их государству, а не продавать на рынке. Скупленные продукты государственные структуры используют в виде бесплатных завтраков для школьников, в виде продовольственной помощи.

Под контролем государства также находятся процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены.

Таким образом, государство осуществляет косвенное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая стандарты и процентные ставки за кредит. Подобные принципы государственного регулирования ценообразования характерны для Великобритании и Германии.

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методы косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести: регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров, налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют уровень цен.

Франция. Франция является промышленно развитой страной, где долгое время существовал жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении 40-летнего периода (до 1986 г.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное регулирование экономики). В 1973 г. началась либерализация цен, которая высвободила из-под государственного контроля 90 % цен на промышленную продукцию.

В настоящее время государство регулирует около 20 % цен (продукция предприятий-монополистов - газ, электроэнергетика, транспорт). Регулирование цен является главным инструментов воздействия на производителей сельхозпродукции. Регулируется около 90 % цен сельхозпродукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.

Государственные органы регулирования цен - Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции и где работают множество государственных контролеров по ценам. Государственные контролеры наблюдают за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый арбитраж.

Швейцария. Орган ценообразования - Федеральное ведомство по контролю за ценами.

В законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства (пищевое и кормовое зерно, сахарная свекла, рапс, молоко). Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам.

В Швейцарии контролируются цены на товары, которые субсидирует государство.

Швеция. Правовое обеспечение регулирования цен - Закон о регулировании цен, который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной меры - замораживание цен. Замораживание цен возможно: в случае войны или опасности ее возникновения; в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен на практике использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. Также в Законе предусмотрено: право осуществлять частичное замораживание цен по отдельным товарам, возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров или вводить порядок предварительного уведомления о повышении цены.

Кардинальные решения по вопросам регулирования цен принимает парламент - рикстаг. Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган - Государственное управление цен и конкуренции. Во всех губерниях Швеции имеются структуры численностью от 2 до 10 человек, осуществляющие наблюдение за ценами.

Воздействие на цены осуществляется через государственные предприятия и государственную монополию (на винно-водочные изделия, почтовые услуги, на аптечную торговлю и др.). Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, мусоросбор, чистка дымоходов и др.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, зерно, яйца) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с сельхозпроизводителями с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары.

Особая сфера государственного регулирования - цены на жилье. Учитывая их высокий уровень, государство выдает жилищные субсидии и займы.

Япония. В Японии прямое вмешательство государство в процесс ценообразования минимально. Более того, государство ограничивает любые формы контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпорации. Правовая база регулирования - Антимонопольный закон, Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган - Комиссия по справедливым сделкам, Бюро цен при управлении экономического планирования, которые следят за соблюдением этих законов.

Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако специальный правительственный орган - Бюро цен при Управлении экономического планирования осуществляет значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса и предложения, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.

Административно в Японии регулируется около 20 % потребительских цен (на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, услуги образования и медицинского обслуживания).

Объектом внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию, т.к. без вмешательства государства разорилось бы большинство фермеров. Затраты фермеров выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств и высокой стоимости рабочей силы и кормов. Государство ограничивает импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает рекомендательные цены, проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает запасы в периоды роста цен (мясные и молочные продукты).

В процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается.

Характерно, что в Японии запрещено устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены. Монопольно низкие цены рассматриваются как стремление «выдавить» конкурентов с рынка. При одновременном повышении цен несколькими предприятиями примерно на одну и ту же величину возможно проведение расследования с выяснением причин подобных действий.

Резюме к теме 6

Функции цены лучше всего проявляются в условиях конкуренции. Цены контролируются рынком, то есть складываются под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себестоимостью, учитывать, что рациональность использования ресурсов.

В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, суть которого заключается в поддержке конкуренции и ограничении монополизации. Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой различны. Они зависят от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

В Австрии государство регулирует около 10 % цен (на лекарственные препараты, на газ и электроэнергию, теплоснабжение). Парламент устанавливает цены на табак и табачные изделия, почтовые сборы, железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

В Дании государством регулируется около 6 % цен. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства складывается под воздействием механизма политики ЕС, членом которого является Дания. В стране существует система государственной поддержки фермеров, предусматривающая предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия.

В Греции государственными органами регулируется около 20 %. Товары и услуги подразделяются на 3 категории: существенные недостаточные (для них устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль); существенные достаточные (цены подвержены менее строгой регламентации и контролируются только для предотвращения получения сверхприбыли); несущественные (цены формируются свободно, без участия государственных органов).

В Испании регулируется государством около 10% цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: установление разрешительных, уведомительных и местных цен.

В Норвегии государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок, максимальные уровни прибыли. Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время из-за зависимости экономики Норвегии от внешнего рынка государство вынуждено проводить политику защиты своей экономики, отслеживая соотношение внешних и внутренних цен.

В США регулируется 5-10 % цен. Сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией (энергетика, система связи). В некоторых штатах местным органам власти предоставлено право введения тарифов на междугородние автомобильные и железнодорожные перевозки. Важное значение имеет в США система регулирования фермерских цен. Основное место в ней занимают залоговые цены (ставки), выполняющие минимальных гарантированных цен.

Во Франции государство регулирует около 20 % цен (продукция предприятий-монополистов - газ, электроэнергетика, транспорт). Регулирование цен является главным инструментов воздействия на производителей сельхозпродукции. Регулируется около 90 % цен сельхозпродукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.

В Швейцарии регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства (пищевое и кормовое зерно, сахарная свекла, рапс, молоко). Справочные цены устанавливаются на мясо.

В Швеции предусмотрена исключительная мера государственного воздействия - замораживание цен. Также предусмотрено: право осуществлять частичное замораживание цен по отдельным товарам, возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров или вводить порядок предварительного уведомления о повышении цены. Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, зерно, яйца) с учетом интересов фермеров. Особая сфера государственного регулирования - цены на жилье.

В Японии прямое вмешательство государства в процесс ценообразования минимально. Административно в Японии регулируется около 20 % потребительских цен (на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты). Объектом внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию, т.к. без вмешательства государства разорилось бы большинство фермеров. Затраты фермеров выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств и высокой стоимости рабочей силы и кормов.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 32
Гостей: 31
Пользователей: 1