Главная » Учебно-методические материалы » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Бизнес-планирование: учебное пособие. М.Г. Родионов, Н.И. Огорелкова

ТЕМА 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
02.11.2017, 14:58

Производственный план – неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные и рабочие процессы фирмы.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

В современном быстро меняющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить задачу лучше и с меньшими затратами.

Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же работу.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

· производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

· сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

· оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;

· помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;

· накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

Имущество фирмы помещения, машины, оборудование, транспортные средства может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.

Производственные планы обычно классифицируются по широте охвата, временным рамкам, характеру и способу использования (табл. 12).

Таблица 12

Типы производственных планов

Широта охвата

Временные рамки

Характер

Способ использования

Стратегические

Операционные

Долгосрочные

Краткосрочные

Общие

Конкретные

Одноразовые

Постоянные

Если говорить о долгосрочном стратегическом планировании, то на этом уровне принимаются решения по четырем основным направлениям: загрузка производственных мощностей (в каком количестве будет производиться товар или предоставляться услуга), размещение производственных мощностей (где будет производиться товар или предоставляться услуга), производственный процесс (какие производственные методы и технологии будут применяться для выпуска товара или предоставления услуги) и размещение инструментов и оборудования (как будут размещаться рабочие центры и оборудование на предприятиях).

Информацию, которую необходимо отразить в данном разделе, можно представить наглядно на рис. 20.

Этот раздел подробным образом описывает путь, посредством которого предприятие планирует производить продукцию в нужном количестве, требуемого качества в определенные сроки.

Он включает:

·  описание технологического процесса;

·  основные требования к организации производственного процесса;

·  программу производства продукции;

·  состав необходимого оборудования;

·  стоимость основных производственных фондов;

·  потребность сырья, материалов, комплектующих;

·  амортизацию основных фондов;

·  поставщиков сырья и материалов и ориентировочные цены, условия поставок;

·  альтернативные источники снабжения материальными ресурсами;

·  себестоимость (текущие издержки) производимой продукции;

·  экологическая безопасность проекта мероприятия, затраты, эффективность.

Производственная программа составляется в следующем  виде (табл. 13):

Таблица 13

Производственная программа предприятия

Содержание

Годы

1-й

2-й

n-й

Помесячно

Поквартально

 

1

….

12

1

4

 

1. Объем производства продукции (в натуральном выражении)

Продукция 1

Продукция 2

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая площадь производственных мощностей, кв.м:

Всего: Продукция 1

Продукция 2

 

 

 

 

 

 

 

Планируемый объем продаж продукции (товаров, работ, услуг) представляется в виде данных, приведенных в табл. 14.

Таблица 14

Планируемый объем продаж

Наименование продукции

Годы

1-й

2-й

n-й

Объем выпуска, ед.

Цена единицы продукции,

руб.

Объем продаж,

тыс. руб.

 

 

 

 

Продукция 1

 

 

 

 

 

 

 

Продукция 2

 

 

 

 

 

 

 

Прочая реализация

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

Решив для себя эти стратегические вопросы, разработчик должен также составить и включить в производственный план своего бизнесплана три следующих тактических документа:

1. Общий (агрегатный) план (каков общий производственный план по всем видам товаров и услуг, предлагаемых фирмой), который составляется на определенный период времени – как правило, на один год. При составлении общего (агрегатного) плана на основании прогнозов будущего коммерческого спроса и планирования загрузки производственных мощностей фирмой определяются уровни запасов, нормы выработки и количество персонала (в месяц), которое потребуется ей в течение ближайшего года.

2. Главный график работ (сколько единиц каждого товара или услуги должна будет выпустить или предоставить фирма за определенный период времени). График работ составляется на основе агрегатного плана. В главном графике указываются количество и тип каждого вида изделия, выпускаемого компанией; как, когда и где они будут изготавливаться на следующий день, на следующей неделе, в следующем месяце; в него также включаются сведения о необходимой рабочей силе и о потребностях фирмы в товарно-материальных запасах (т.е. совокупности всех запасов предприятия, включая запасы сырья и материалов, комплектующих и полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых товаров).

Наиболее наглядной формой представления информации является построение календарного плана-графика реализации проекта (табл. 15).

Таблица 15

Календарный план-график реализации проекта

 

Периоды

Мероприятие 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятие 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятие 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие инвестиционные затраты

 

 

 

 

 

 

 

 

3. План потребности фирмы в материальных ресурсах. В этом разделе необходимо обосновать потребности в факторах производства, представить расчеты издержек на требуемые материальные факторы: сырье и основные материалы, компоненты и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, производственное снабжение. Расчеты производятся по установленным нормативам каждого вида материальных ресурсов, тарифам и сложившимся ценам для данного региона. Расчет сырья и материалов, как правило, выполняется по каждому виду продукции или услуги и имеет строго индивидуальный характер. При этом необходимо рассмотреть такие моменты, как наименование ресурса, единицы измерения, цена за единицу измерения, расход, стоимость ресурса (табл. 16).

Таблица 16

Расчет потребности в материальных ресурсах

Наименование ресурсов

Годы

1-й

2-

й

n-й

Кол-во ед.

Цена единицы ресурсов,

руб.

Стоимость, тыс. руб.

Стоимость переход. запаса,

тыс.руб.

 

 

 

1.Сырье и материалы

 

 

 

 

 

 

 

2. Покупные и комплектующие изделия

 

 

 

 

 

 

 

3. Топливо

 

 

 

 

 

 

 

4. Энергия

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания. Однако в любом случае местоположение оценивается по таким критериям, как близость к потребителям и поставщикам, климатические условия, наличие рабочей силы, транспортное обеспечение и другие элементы производственной структуры, связь, правовой режим, арендуется место или принадлежит на праве собственности.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ