План
1. Мотивы инновационной деятельности в организациях
2. Экономические интересы в инновационной деятельности
3. Государственная инновационная политика
3.1. Мотивы инновационной деятельности в организациях
Инновационная деятельность сопряжена с использованием интеллектуальных, финансовых, материально-технических, информационных и прочих ресурсов организации, поэтому осуществление процессов нововведений в компании должно быть обусловлено определенными мотивами и ожиданиями получения каких-либо выгод.
Активизация инновационных процессов на предприятии происходит под влиянием следующих факторов:
1) наличие рыночного спроса на новшество;
2) наличие внутренней потребности предприятия в инновационных преобразованиях;
3) благоприятные экономические условия;
4) обеспеченность ресурсами.
Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:
1. Преимущества стратегического характера:
• создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
• рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;
• обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.
2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:
• временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;
• повышения качества и конкурентоспособности изделий;
• увеличения доли продукта на рынке.
3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:
• реструктуризации деятельности;
• снижению непроизводительных расходов;
• экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий;
• экономии средств в результате использования вторичного сырья;
• снижению количества брака.
4. Специальные выгоды и льготы:
• информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;
• льготное налогообложение;
• льготное кредитование.
3.2. Экономические интересы в инновационной деятельности
Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:
- с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;
- с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.
Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов.
Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:
1) рынок новаций (новшеств);
2) рынок инновационного предпринимательства;
3) рынок инвестиций.
Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении.
Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели.
Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут находиться на разных стадиях разработки: идея; прикладные исследования; опытный образец; инновационный продукт, осваиваемый в производстве.
Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.
Новация превращается в инновацию в результате практического использования.
Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.
Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.
В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.
Особенность финансирования инновационных процессов заключается:
• в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;
• высокой степени риска потери инвестиционных вложений.
Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.
3.3. Государственная инновационная политика
Во всем мире инновации являются движущей силой социально-экономического развития. В вопросах регулирования и стимулирования инновационной деятельности главная роль отводится государственным структурам управления. Функции государства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансферта инноваций с целью повышения их экономической, социальной и экологической эффективности.
Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах:
1. Концепция устойчивого развития.
2. Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.
3. Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг.
4. Концепция инновационной политики РФ на 2001-2005 гг.
5. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.
В соответствии с вышеуказанными документами главными направлениями государственной инновационной политики РФ являются:
- аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур;
- формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности;
- развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов;
- формирование инновационной инфраструктуры, включая информационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов;
- создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий;
- развитие международной кооперации в инновационной сфере;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности.
Для реализации основных положений государственной инновационной политики образованы фонды, обеспечивающие поддержку инновационных процессов на предприятиях.
В частности, Российский фонд фундаментальных исследований осуществляет предоставление безвозмездных целевых субсидий для поощрения развития перспективных направлений фундаментальной науки.
Постановлением Правительства РФ № 65 от 3 февраля 1994 г. образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, призванный разрабатывать и реализовывать наукоемкие инвестиционные проекты с участием малых инновационных предприятий.
С 5 июля 2000 г. функционирует Венчурный инновационный фонд, созданный на основании распоряжения Правительства РФ № 362-р от 10 марта 2000 г. для финансирования высокорисковых научно-технических проектов.
В настоящий момент в РФ также действуют Российский фонд технологического развития, Федеральный фонд производственных инноваций (осуществление производственно-технологической поддержки создания и практического освоения новой наукоемкой продукции и высоких технологий).
Информационное обеспечение инновационной сферы осуществляется при поддержке действующего с 1992 г. Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс).
В соответствии с Концепцией инновационной политики РФ на 2001-2005 гг. для реализации инновационного развития страны целесообразно использовать:
1. Стратегию «наращивания» — использование собственных разработок для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
2. Стратегию «заимствования» — использование идей, лежащих в основе чужих разработок, и создание на их основе конкурентоспособной продукции с использованием собственного потенциала.
3. Стратегию «переноса» — использование современных разработок зарубежных компаний.
Правовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.
1. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Определяет основные функции государственных структур управления в научно-технической сфере.
2. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ. Определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая стимулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставления льгот и пр.
3. ФЗ «О статусе наукограда» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ. Регламентирует вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.
4. Патентный закон РФ. Определяет условия и порядок предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам), а также определяет права и обязанности патентообладателей.
5. Закон об авторском праве и смежных правах. Регламентирует вопросы, связанные с защитой прав на результаты творческой деятельности (музыкальные, литературные и художественные произведения). Закон охраняет права автора произведения и лиц, способствующих ознакомлению с ними широкой аудитории (звукозаписывающие студии, издательства, исполнители и пр.).
6. Указы Президента РФ «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе РАН», «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», «О государственных научных центрах РФ».
7. Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в РФ», «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», «Об использовании результатов научно-технической деятельности».
Одним из эффективных способов стимулирования инновационных процессов является предоставление льгот по налогообложению. В мировой практике применяются следующие формы налогового регулирования:
• снижение ставок налога на прибыль инновационных предприятий;
• уменьшение суммы налоговых платежей на прирост инновационных затрат;
• предоставление «налоговых каникул» на прибыль от инновационной деятельности в течение нескольких лет;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину стоимости научного оборудования;
• ускоренная амортизация основных производственных фондов инновационного предприятия и пр.
В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности.
1. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций при наличии следующих оснований:
а) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, в том числе для создания рабочих мест для инвалидов и защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
б) осуществление внедренческой и инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья;
в) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Срок действия ИНК составляет от 1 года до 5 лет, в течение которых ежегодные налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования (по п. 1), по п. 2, 3 – по соглашению, но не более чем на 50% от суммы налога. Проценты но ИНК начисляются в размере от ½ до ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ.
2. Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) — от уплаты НДС освобождаются: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений.
4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изобретательством и рационализаторством. |