Главная » Учебно-методические материалы » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » УрФУ, инновации в коммерческой деятельности (сборник задач)

Задача 16. Опыт инноваций в компании «W.L. Gore & Associates»
05.02.2018, 11:31

Свобода, равенство и братство

В компании W.L. Gore & Associates нет ни формальных начальников, ни подчиненных, но есть атмосфера творчества и инновационности

Может ли функционировать компания, в которой все сотрудники имеют равное положение, сами определяют свой участок работы и добровольно подчиняются инициативным самовыдвиженцам, завоевавшим авторитет среди коллег? В принципе, в этом нет никакой фантастики: по такой схеме работают многие венчурные компании - небольшие коллективы энтузиастов, объединенных общей идеей. Однако если W.L. Gore & Associates и была такой венчурной фирмой, то почти полвека тому назад. Ныне это крупное предприятие, насчитывающее более 7,5 тыс. человек, которые трудятся в нескольких странах и зарабатывают для него около $2 млрд. в год. W.L. Gore & Associates выпускает около 1000 видов продукции - от водонепроницаемой ткани Gore-Tex, кабеля и медицинских имплантатов до гитарных струн. Инновации - это не только бизнес, но и способ существования W.L. Gore & Associates, а для этого ее уникальная сетевая структура подходит как нельзя лучше.

Волшебный материал

Инновационные венчурные предприятия всегда создаются на переднем крае прогресса - просто сам этот край постепенно перемещается с одного направления на другое. Сегодня лучшие умы сосредоточиваются в сфере информационных технологий или набирающих силу биотехнологий, но полвека назад не меньшим притяжением обладали и не исчерпавшие свой потенциал новых идей «традиционные» отрасли промышленности - авиационная, машиностроительная, химическая. В 1958 году Уильям Л. (Билл) Гор, дипломированный химик, проработавший 17 лет в корпорации DuPont, вместе с женой Женевьевой (Вьев) создал частное предприятие, которое назвал своим именем.

Билл Гор хотел заняться фторуглеродными пластиками - направлением, которое было незаслуженно отодвинуто на обочину прежним руководством DuPont. Во многом случайное изобретение в 1938 году тефлона (тетрафторэтилена) - исключительно прочного, долговечного, стойкого к колебаниям температуры и воздействию агрессивных химических веществ материала с очень низким коэффициентом трения - так и не подвигло DuPont на продолжение исследований в этом направлении. Организовав небольшую лабораторию прямо у себя дома, Билл Гор начал исследовать свойства фторпластиков и искать возможности их применения в различных отраслях. В 1961 году он нашел способ использования тефлона в качестве надежной изоляции для электропроводов. Это изобретение оказалось востребованным: W.L. Gore получила значительный доход и построила в Ньюарке (штат Делавэр) свой первый завод по выпуску кабелей. Эта продукция имела большой спрос и даже использовалась в лунной миссии Апполона-11.

Однако еще больший успех пришел к W.L. Gore & Associates в 1969 году, когда к семейному бизнесу подключился Роберт Гор, один из пяти детей Билла и Вьев, получивший диплом химика-технолога в университете Миннесоты. Он разработал процесс преобразования фторпласта в тонкую мембрану, поры которой были достаточно велики, чтобы пропускать воздух, но и достаточно малы, чтобы задерживать влагу. Кроме того, Роберт Гор придумал, как соединять эту мембрану с нейлоном или полиэстером, что позволяло получать тонкую «дышащую», но водонепроницаемую ткань. Для того времени данное изобретение было уникальным: ранее считалось, что в одной и той же материи невозможно соединить эти два свойства.

С 1971 года компания начала предлагать новую ткань, запатентованную под названием Gore-Tex, производителям одежды и обуви. Процесс внедрения проходил довольно медленно, так как потенциальные потребители поначалу просто не верили, что такой материал может существовать. Это заставило сотрудников компании заняться поисками возможностей применения Gore-Tex и других материалов на основе фторпластиков в иных отраслях - медицине, электронике, промышленном производстве. Только к концу 70-х первоначальный скепсис клиентов был преодолен, и с этого момента началось широкое использование Gore-Tex в различных сферах. Чтобы пропагандировать свой материал, W.L. Gore & Associates разработала нестандартный по тем временам рекламный прием. Как правило, новую ткань у нее покупали производители готовой одежды, которые затем передавали ее ритейлерам. Чтобы выйти напрямую на конечных потребителей, компания стала изготовлять ламинированные ярлычки с надписью: «Gore-Tex: Guaranteed to Keep You Dry» («Gore-Tex гарантирует, что вы останетесь сухими»), нашиваемые на подкладку. Впоследствии эту идею скопировала корпорация Intel в своей многолетней кампании Intel Inside.

Все эти годы в W.L. Gore & Associates складывалась оригинальная культура. Ее изобретателем и пропагандистом был сам Билл Гор, который за время работы в DuPont проникся неприязнью к неповоротливости и бюрократизму крупной корпорации. По его словам, в иерархической компании люди общаются друг с другом только на автостоянке, так как это единственное место, где они могут не думать о том, кто чей начальник и кто к какому отделу принадлежит. Кроме того, согласно его наблюдениям, традиционная пирамидальная структура управления исчезала во время кризисов, когда в DuPont создавались специальные рабочие группы, которые действовали вне прежних правил, не боялись рисковать и зачастую добивались больших успехов. Поэтому Билл Гор, как гласит корпоративная легенда W.L. Gore & Associates, и задался вопросом: а зачем ждать кризиса? Почему нормальная деятельность компании не может быть организована по принципу самоуправляющихся команд, создаваемых в неформальном порядке для реализации проектов?

Еще одно нововведение, согласно той же легенде, относится к 1965 году. Билл Гор обходил только что построенный завод и вдруг осознал, что он больше не знает в лицо каждого сотрудника. При этом руководитель W.L. Gore & Associates всегда считал исключительно важным сохранение в коллективе атмосферы общего дела, инновационного прорыва, «горизонтальной» управленческой структуры, присущей небольшим фирмам. Поэтому в компании действует принцип, согласно которому под одной крышей не может работать больше 200 человек, причем каждый из них должен знать всех своих сослуживцев. В связи с этим нынешнее «ядро» компании на границе штатов Делавэр и Мэриленд представляет собой не типичный промышленный комплекс, а расположенные в радиусе пяти миль от дома Горов примерно 20 зданий, включающих как офисные, так и производственные площади. Все они находятся в некотором отдалении от оживленных дорог, окружены обширными зелеными насаждениями, с футбольными и волейбольными площадками и насчитывают максимум два этажа. Только в Европе, где земля дорогая, W.L. Gore & Associates поневоле приходится размещать свои подразделения в высотках.

В каждом здании W.L. Gore & Associates (по крайней мере в США) должен быть просторный кафетерий, непременно расположенный на юго-восточной солнечной стороне, и конференц-зал. В проектировании помещений обязательно принимают участие сотрудники, высказывающие свои пожелания относительно наилучшего размещения кабинетов, лабораторий, цехов и рабочих залов (они обычно объединены в «кластеры»).

Задания к задаче:

1. Определите организационную форму инновационной деятельности компании «W.L. Gore & Associates».

2. Каким образом Р.Гор обеспечивает защиту интеллектуальной собственности.

3. Перечислите все инновации компании «W.L. Gore & Associates», определите тип инноваций и предпосылки их осуществления.

4. Что, на Ваш взгляд, обеспечило успех нововведений компании?

5. Назовите причины высокой инновационной активности компании.

6. Подумайте, какие факторы способствуют, а какие, напротив, мешают инновационной деятельности в малом секторе по сравнению с инновациями в крупных компаниях.

7. Как Вы думаете, насколько эффективен принцип «под одной крышей не может работать больше 200 человек, причем каждый из них должен знать всех своих сослуживцев»? 8. Какую инновационную стратегию использует компания «W.L. Gore & Associates»?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ