Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Микроэкономика

Частичное и общее равновесие экономической системы
17.12.2011, 20:43

Частичное и общее равновесие экономической системы

В предыдущих темах были рассмотрены различные аспекты рыночной экономики: поведение потребителя и деятельность фирмы, рынки товаров и рынки факторов производства. При этом упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных рынках сравнительно независимо и автономно. Иными словами, ранее речь шла о частичном равновесии, когда один рынок рассматривался изолировано от остальной экономики, т. е. определяя равновесные цены и количества на некотором рынке, мы предполагали, что его воз­действие на другие рынки незначительно или вовсе отсутствует. Частичное равновесие — равновесие, складывающееся на отдель­ном рынке. Однако экономика представляет собой взаимосвязь хозяйственных единиц, каждая из которых приспосабливается к рыночной ситуации и стремится получить максимальный доход. Иными словами, при анализе необходимо учитывать экономиче­ские взаимосвязи всех цен и решений, т. е. рассматривать ситуа­цию общего равновесия. Общее равновесие — равновесие, возни­кающее в результате взаимодействия всех рынков, когда измене­ние спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Общее рав­новесие отражает сбалансированное, согласованное функциони­рование всех рынков.

Как уже отмечалось, все рынки взаимосвязаны и изменение ситуации на одном из них влияет на другие рынки. Например, спрос на определенный товар зависит от таких факторов, как цена данного товара, цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и т. п. Предложение данного товара определяется его ценой, ценами других товаров, факторов производства и другими параметрами. Очевидно, что нарушение равновесия на рынке данного товара окажет влияние на множество других рынков (рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых това­ров, рынков факторов производства), а это, в свою очередь, может вызвать ответное воздействие на рынок данного товара. Иными словами, здесь речь идет о механизме обратной связи. Эффекты обратной связи — дальнейшие изменения цен и объе­мов товаров и услуг на данном рынке в ответ на вызванные со­бытиями на нем изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках. Достижение общего равновесия — результат воздейст­вия изменений, произошедших на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого эти изменения начались.

Механизм общего равновесия проиллюстрирован на рисунках. Здесь рассмотрен рынок блага X, а также рынки взаимозаменяе­мого блага Y и взаимодополняемого блага Z.

Предположим, что уменьшение предложения блага X увели­чивает его цену с Р1X до Р2Х. При более высокой цене блага объем его продаж сокращается с Q1X до Q2X, что показано на рисунке а.

Анализ общего равновесия позволяет проследить последст­вия повышения цены данного товара на изменение равновесно­го состояния на других рынках. Предположим, что данное бла­го X является ресурсом для производства блага F. Повышение цены блага X увеличит издержки производства этого блага. По­этому предложение блага F снизится, а цены на него возрастут. Как показано на графике рисунке б цена возрастет с Р1F до Р2,а объем спроса упадет с Q1F до Q2F.

Рассмотрим рынки сопряженных товаров. Вследствие роста цены товара X повышается спрос на его заменители. Цена взаи­мозаменяемого товара Y возрастает с Р1Yдо Р2Y , объем предложе­ния увеличивается с Q1Y до Q2Y , что показано на рисунке е. Си­туация на рынке дополняющих товаров также меняется. Спрос на взаимодополняющие товары падает. В результате объем про­даж уменьшается с Q1Z до Q2Z, цена падает с Р1Z до Р2Z , что пока­зано на рисунке г.

 

Все эти последствия исходного увеличения цены блага X производят эффект обратной связи на данный рынок. С одной стороны, уменьшение объемов спроса на благо F и другие бла­га, производимые из блага X, способствует уменьшению спроса на него. Спрос на благо X также падает в результате уменьше­ния цен на взаимодополняемые блага (благо Z). С другой сто­роны, рост цен взаимозаменяющих благ (благо У) способствует росту спроса на благо X. Примем как результат, что в долго­срочном плане факторы, уменьшающие спрос на благо Х, пере­вешивают факторы, увеличивающие спрос на него. В результате кривая спроса D1X D1X сместится в положение D2X. Цена блага X упадет с Р2Х до Р3Х, объем предложения и, соответственно, рав­новесное количество блага X при этой цене составляет Q3X. В данной ситуации можно говорить об общем равновесии. 06-щее равновесие имеет место тогда, когда цены прореагировали на исходное изменение спроса или предложения таким обра­зом, что объемы спроса равны объемам предложения на всех рынках. Общее равновесие экономической системы будет дос­тигнуто тогда, когда рынок товаров и рынок факторов произ­водства будут одновременно находится в состоянии равновесия. В данном примере проанализированы взаимосвязи только че­тырех рынков. В действительности структура подобных взаимо­связей значительно сложнее.

Необходимо отметить, что понятие общего равновесия было разработано Л. Вальрасом, сформулировавшим основные усло­вия соответствия спроса и предложения товаров. Модель общего равновесия, созданная Вальрасом, универсальна и пригодна к описанию любой экономической системы.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА