Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Микроэкономика

Распределение доходов в рыночной экономике
17.12.2011, 20:59

Распределение доходов в рыночной экономике

Под благосостоянием понимается, чаще всего, обеспечен­ность населения необходимыми для жизни материальными и ду­ховными благами. Особое место среди статистических показате­лей, определяющих благосостояние населения, занимают дохо­ды, являющиеся мерой того, насколько личность, семья может удовлетворить свои потребности. С уровнем доходов населения тесно связан и уровень их дифференциации. Процесс социаль­ной дифференциации задевает интересы всех слоев общества, ведет к изменению баланса этих интересов. Резкие и значитель­ные изменения в социальной дифференциации и реакция на них населения могут стать ограничителем, барьером на пути разви­тия общества.

Доходы населения и источники их формирования

Доходы — одна из основных характеристик экономического положения населения. Стремление к максимизации своего дохо­да диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доходы являются конечной целью и мощным стиму­лом трудовой и предпринимательской деятельности каждого ак­тивного участника рыночной экономики, объективным и мощ­ным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть де­нежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов рыночной экономики. Дохо­ды - денежная сумма, регулярно поступающая в не посредственное распоряжение рыночного субъекта. Доходы домашних хо­зяйств -  все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного   подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и про­чее. Располагаемые  доходы домашних хозяйств — сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйст­вами для финансирования конечного потребления товаров и ус­луг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обя­зательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов. Транс­фертные платежи (трансферты) — передвижение средств от од­ного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг. Применительно к рассматриваемой проблеме трансферты представляют собой обязательные выплаты населению: пенсии, пособия, компенсации, другие социальные платежи, установлен­ные законодательством. Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родст­венников и др.).

При изучении благосостояния в отечественной литературе выделяют показатели мобильных и иммобильных доходов. Мобильные доходы — доходы, расходуемые по усмотрению домаш­него хозяйства.Иммобильные доходы — средства, предоставляе­мые из социальных фондов и потребляемые строго по назначе­нию (например, средства, выделяемые на лечение, образование, услуги культурно-бытового назначения).

Свой денежный доход потребители рассматривают как сред­ство приобретения товаров и услуг. Изменение дохода, которое происходит одновременно с изменением цены, может быть бла­гоприятно или неблагоприятно для потребителя. В этой связи необходимо отличать номинальные (денежные) и реальные до­ходы. Номинальный (денежный) доход населения — все поступле­ния денег населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и пр. Иными слова­ми, это количество денег, полученное отдельными лицами в те­чение определенного периода. Реальные доходы населения — ве­щественное, предметное содержание доходов потребителя. Ре­альный доход можно полно охарактеризовать, лишь перечислив все товары и услуги, которые потребитель мог бы приобрести в соответствии со своими предпочтениями, с указанием количест­ва каждого приобретаемого товара или услуги. Иными словами, реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение опре­деленного периода. В отличие от номинальных, реальные денеж­ные доходы населения характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных пла­тежей. Реальные доходы Населения определяются посредством деления обшей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс потребительских цен

Отме­тим, что индекс цен — измеритель соотношения между стоимо­стью определенного набора товаров и услуг для данного периода времени и стоимостью идентичного набора товаров и услуг в ба­зовом периоде (период, принимаемый за основу для сравнения). Основное значение индекса потребительских цен состоит в уста­новлении величины изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Таким образом, реальный располагаемый доход ломавших хозяйств отражает максимальную стоимость товаров и услуг, ко­торые могли бы приобрести домашние хозяйства на свои теку­щие доходы исходя из цен базисного периода.

Существует два взаимосвязанных подхода к изучению про­блемы распределения доходов. Различают функциональное рас­пределение доходов между факторами производства и личное распределение с точки зрения их величины. Если все доходы, получаемые в обществе, рассмотреть под углом зрения оплаты услуг различных факторов производства, то мы получим функ­циональное распределение общественного дохода.Функциональ­ное распределение общественного дохода показывает, какая доля совокупного дохода страны направляется соответствующему фактору производства. Домохозяйства, предоставляя в распоря­жение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде заработной платы, прибыли, процента и ренты. Эти четы­ре составляющие образуют в сумме личный доход домохозяйств. Общие доходы населения определяются как личные доходы с добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет социальных фондов.

Процесс формирования доходов можно упрощено представить следующим образом:

Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца

Личное распределение доходов характеризует, как распределя­ются все доходы общества между различными доходными груп­пами. Личное распределение доходов связано со способом, кото­рым совокупный доход общества распределяется среди отдель­ных домохозяйств, семей: Личное (персональное) распределение доходов представляет собой их распределение между отдельны­ми экономическими ячейками, которыми являются частные лица, семьи, домашние хозяйства. В распределении доходов су­ществует значительное неравенство. Оно присуще всем государ­ствам и имеет в каждой стране приблизительно одни и те же пропорции. Оценка экономического неравенства населения со­ставляет одну из основных задач социальной статистики и слу­жит основанием для реализации государственной политики в области распределения доходов. Для оценки дифференциации населения по доходам используются следующие показатели: рас­пределение населения по уровню среднедушевых денежных до­ходов, коэффициенты дифференциации доходов населения, рас­пределение общего объема денежных доходов по различным группам населения, коэффициент концентрации доходов, чис­ленность населения с доходами ниже черты бедности.

Наиболее часто при анализе распределения доходов исполь­зуют две меры: совокупный доход и рассеивание (отклонение) доходов. В рамках этих подходов пытаются определить, насколько велик доход и как он распределен между членами общества.

Здесь, в первую очередь, определяют величину среднего дохода, а затем рассматривают, насколько неравномерно распределены доходы вокруг него. Центр диапазона распределения может быть охарактеризован средними разных видов. В зависимости от ха­рактера осредняемого признака и имеющихся данных в эконо­мическом анализе используются средняя арифметическая, ме­диана и мода. Показатель среднего дохода, исчисляемый как средняя арифметическая, достаточно чувствителен к повыше­нию или понижению удельного веса высокодоходных или низ­кодоходных групп населения. В статистике большинства разви­тых стран для характеристики общего уровня доходов использу­ется их медианный уровень, т. е. уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое число работников. Медиана — вели­чина признака у единицы, находящейся в середине ранжирован­ного (упорядоченного) ряда распределения. Еще одной характе­ристикой, применяемой при исследовании доходов, является мода, представляющая собой наиболее распространенный уро­вень дохода. Мода — величина признака, чаще всего встречаю­щаяся в определенной совокупности единиц. Средний доход, медиана и мода располагаются по убыванию следующим обра­зом: мода меньше медианы, медиана меньше среднего. Следова­тельно, самый общий (распространенный) уровень дохода мень­ше, чем доход в середине распределения, который, в свою оче­редь, меньше, чем средний доход. Средний доход превышает и медианный, и модальный уровни дохода. Это превышение сред­него дохода как над медианным, так и над модальным уровнем обусловлено значительной долей лиц, имеющих высокие и сверхвысокие доходы. Следовательно, использование среднего дохода в качестве показателя благосостояния населения приво­дит к значительному завышению уровня доходов основной массы людей. Модальный же доход стремится к нижним доходным группам и отклоняется от медианного в меньшую сторону. Сле­довательно, использование модального дохода в качестве показа­теля благосостояния приводит к занижению реального уровня доходов населения» Таким образом, наиболее достоверным явля­ется медианный доход.

Однако все названные характеристики не дают ответа на во­прос о том, во сколько раз доходы одной группы населения пре­вышают доходы другой группы. Здесь анализ распределения до­ходов необходимо дополнить показателями, измеряющими раз­рыв между высоко- и низкодоходными группами населения. Этой цели служат децильные, квартильные,  квантильные  и другие ко­эффициенты. Децильный коэффициент концентрации доходов предполагает разбиение всего населения, принятого за 100 %, на десять равных групп и нахождение отношения между последней и первой группами. Децильный коэффициент дифференциации до­ходов показывает, во сколько раз минимальный доход 10 % само­го обеспеченного населения превышает максимальный доход сре­ди 10 % наименее обеспеченного населения. Аналогично, квар­тальный коэффициент концентрации доходов предполагает разбиение всего населения, на четыре равные группы по 25 %, квантильный — на пять доходных групп.

Анализ доходов населения с точки зрения их дифференциа­ции может опираться на расчет накопленных частот и построе­ние кривых Лоренца.

К сведению. Макс Лоренц (1876—1959) — американский экономист и статистик. Долгое время преподавал экономику. С 1907 по 1911 гг. член комиссии департамента по статистике промышленности и труда, агент Американского бюро перепи­сей. С 1911 г. — действительный член Государственной ком­мерческой комиссии, ас 1917 по 1944 г. — начальник бюро при этой комиссии. Основным направлением исследований была статистика доходов. Получил широкую известность благодаря тому, что дал графическую интерпретацию неравенства в рас­пределении дохода в обществе (кривая Лоренца).

Линия ОВ называется линией абсолютного равенства. Лома­ная линия OAВ - это линия абсолютного неравенстваРеальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы.

Кривая Лоренца устанавливает соответствие между числен­ностью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Если совокупный доход и численность населения принять за 100 %, то в точке В 100 % дохода будет распределено среди 100 % населения. Если совокупный доход распределяется между от­дельными лицами абсолютно равномерно, т. е. все доходы рав­ны, то кривая Лоренца совпадает с линией 45° (биссектрисой) и доля любого квантиля получателей доходов совпадает с его до­лей в общем числе получателей дохода. Если бы такое равенство в распределении доходов существовало, то 20 % населения полу­чали бы 20 % от совокупного дохода общества, 40 % населения соответственно 40 % и т. д. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы. Неравенство в распределении доходов означает, что каждая группа из верхних квантилей будет получать боль­шую часть совокупного дохода общества, а каждая группа из нижних квантилей — меньшую долю. Абсолютное неравенство означает, что и 20, и 40 и так далее процентов населения не по­лучат никакого дохода за исключением единственного, послед­него в ряду распределения человека, который присваивает 100% всего дохода общества. Если кто-либо получает весь доход, то кривая Лоренца будет располагаться вдоль горизонтальной оси, а затем поднимется вертикально.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы можно изме­рить через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади всего треугольника, образованного бис­сектрисой и кривой Лоренца. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства, который в экономиче­ской литературе получил название коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джимы, который рассчитывается следующим образом: G = SODB/SOAB.

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем силь­нее неравенство. При определении коэффициента Джини опира­ются на некий принцип идеального равенства, который предпо­лагает, что 1 % населения должен получать 1 % совокупного до­хода этого общества. В мировой практике коэффициент Джини, используемый для оценки доходов в обществе, рассчитывается для каждого отдельного года. Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР, существует следующая шкала степеней неравенства: экономика с очень низкой (коэффициент Джини равен 20—22), низкой (24—26), средней (29—31) и высокой сте­пенью неравенства (33—35). Например, значение коэффициента Джини в США составляет 40,8 (2000 г.), в Великобритании — 36.0 (1999 г.), Швеции - 25.0 (2000 г.), Японии - 24,9 (1993 г.), Норвегия — 25,8 (2000 г.), Финляндия — 26,9 (2000 г.), Венг­рия — 26,9 (2002 г.), Австрия — 29,1 (2000 г.), Монголия - 32,8 (2002 г.), Российская Федерация — 39,9 (2002 г.). Зимбабве — 50,1 (1996 г.), Мексике - 46,1 (2004 г.), Чили - 54,9 (2003 г.).

К сведению. Коррадо Джини (1884—1965) — итальянский экономист, статистик, социолог и демограф. Окончил Болонский университет. Являлся профессором университетов в Кальяри, Падуе и Риме. Основатель и первый директор Центрально­го института статистики, президент итальянских Социологиче­ского и Статистического обществ. Основным направлением исследований была статистика доходов.

Кривые Лоренца наглядно демонстрируют политику вырав­нивания доходов, проводимую государством посредством нало­гообложения и разного рода социальных программ. При про­грессивной налоговой системе с более высоких доходов взимает­ся более высокий налог. В результате различных социальных программ увеличиваются доходы наименее обеспеченной части населения. На основе соответствующих данных можно постро­ить кривые Лоренца, которые отражали бы распределение дохо­дов до выплаты налогов, после их уплаты и после получения вы­плат и пособий по социальным программам (см. рисунок).

Оценить степень неравенства в распределении доходов в об­ществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов исчисляется путем сопоставления суммарного дохода указанных групп населения.

Для оценки дифференциации населения по доходам исполь­зуется коэффициент  бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже про­житочного минимума, к общей численности населения страны.

Проблема бедности

Проблема бедности стоит перед обществом с давних времен. Она характерна для любого общества, независимо от обществен­ного строя. Различия в политическом и административном устройстве дают лишь различную степень проявления бедности. Определенные же ее черты наблюдаются во всех странах. Бедность — такое состояние, когда имеющихся ресурсов меньше, чем необходимо для поддержания условий жизни, обеспечиваю­щих нормальную жизнедеятельность индивида (семьи).

Проблема бедности всегда была в центре внимания как эко­номистов, социологов и политиков, так и рядовых граждан. По этому вопросу велись ожесточенные споры, высказывалось мно­жество мнений. Однако, несмотря на все их разнообразие, мож­но выделить два основных направления экономической мысли: во-первых, многие видели причину бедности в естественных ус­ловиях существования человечества; во-вторых, причиной бед­ности назывались пороки той общественной системы, которая порождает это социально-экономическое явление.

Первая точка зрения наиболее полно была выражена Томасом Мальтусом. Он считал, что бедность — неизбежный результат не­соответствия между ростом населения и уменьшающимися запа­сами средств для его существования, прежде всего продовольст­вия. По мнению Т. Мальтуса, народонаселение растет в геомет­рической прогрессии, а средства к существованию — только в арифметической. Отсюда — бедность, нищета, социальные кон­фликты. Такой вывод Мальтус основывал на статистических дан­ных того времени, когда ни промышленность, ни сельское хозяй­ство не обладали теми возможностями по выпуску продукции, которыми они располагают сейчас. Сегодня возможности эконо­мики да и сама жизнь опровергают мнение Мальтуса. Однако вы­двинутая им проблема важна с точки зрения регулирования наро­донаселения, контроля над рождаемостью, который сейчас пыта­ются осуществить некоторые страны (Китай, Индия, ряд стран Африки).

Другая точка зрения принадлежит К. Марксу. Он полагал, что нищета и бедность — порождения капиталистического об­щества, ориентированного на получение максимальной прибы­ли, а не на повышение благосостояния трудящихся. Маркс ут­верждал, что со временем процесс обнищания усилится: бедные будут становиться беднее, а богатые — богаче. Однако на сего­дняшний день этот прогноз не оправдался. Капиталисты сделали необходимые выводы и часть своих прибылей направляют на улучшение положения трудящихся, пенсионное обеспечение, другие социальные нужды. Это делается не только и не столько из гуманных соображений, а по чисто экономическим причи­нам. Обеспечение приемлемых условий жизни работников по­вышает их отдачу, производительность их труда в условиях науч­но-технической революции.

В настоящее время можно выделить два основных подхода к определению бедности. Один из них — исторически более ран­ний — основан на определении бедности как абсолютной кате­гории. Официальное определение бедности предполагает расчет минимальных по стоимости благ, позволяющих индивиду вы­жить. Уровень бедности определяется здесь некоторым объемом благ, обеспечивающим минимальные стандарты жизнедеятель­ности. Определяется этот набор путем экспертной оценки ос­новных биологических (физических) потребностей людей разно­го пола, возраста и характера жизнедеятельности с учетом, в первую очередь, тяжести и интенсивности труда. Концепция абсолютной бедности базируется на втором законе Энгеля — за­висимости доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Энгель, отмечая постепенное снижение относительной доли расколов на питание в бюджете по мере его роста, при­шел к выводу, что чем беднее семья, тем большая доля всех   расходов должна быть выделена на приобретение продуктов пи­тания; по мере же повышения доходов семьи удельный вес за­трат на питание сокращается, доля расходов на квартиру, свет, одежду почти не меняется, а удельный вес «прочих» расходов повышается. В рамках указанного подхода к проблеме бедности существует возможность ее устранения путем различных выплат семьям (индивидам), чьи доходы ниже биологического (физиче­ского) минимума. При этом реалистичность решения данной проблемы зависит от того, сколько средств выделяет государство для преодоления бедности и насколько жестко определен дан­ный физический минимум.

К сведению. Эрнст Энгель (1821—1896) — немецкий эконо­мист, статистик, руководитель Саксонского статистического бюро. Один из основателей Международного статистического института. Основное направление исследований — статистика доходов. Энгель больше всего известен за свое построение кривой Энгеля и открытие закона Энгеля. Это была одна из первых функциональных зависимостей, которые когда-либо были количественно определены в экономической теории.

Однако названный подход имеет и несколько существенных недостатков. Во-первых, величина минимального потребитель­ского набора значительно разнится среди отдельных бедных сло­ев населения. Например, взрослому мужчине в трудоспособном возрасте необходим гораздо больший объем продуктов, чем пен­сионеру. Во-вторых, при расчете минимального набора необходи­мо учитывать не только продовольственные, но и промышленные товары и услуги. А определиться с непищевыми потребительски­ми наборами гораздо сложнее. В-третьих, придание индивиду (се­мье) статуса бедного только на основании удельного веса его рас­ходов на питание может быть ошибочным из-за различий населе­ния во вкусах и стиле жизни. Например, индивид (семья) может использовать значительную часть своих доходов на приобретение деликатесов, цены на которые сравнительно высоки. В этом слу­чае отнесение семьи к бедным было бы неоправданным.

Еще один подход к определению бедности получил развитие в послевоенный период. Он опирается па сам факт неравного распределения доходов в обществе. Альтернативное определение бедности исходит из того, что в понятие качества жизни входит не только представление об уровне питания, здравоохранения и жилищных условий, достаточных для физического выживания, но также необходимость для человека не испытывать моральных страданий в результате низкого доходного статуса. Некоторые семьи не бедны в абсолютных понятиях и в состоянии обеспечить себя на уровне минимального потребительского набора и даже выше, но они страдают с моральной точки зрения, так как их доход значительно ниже медианного. В рамках относительной  концепции бедности величина минимального потребительского набора должна определяться достигнутым в обществе благосостоянием и периодически пересматриваться вслед за ростом средних доходов. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами. В мировой практике величина относительной бедности устанавливается на уровне жизни в два раза меньшем, чем величина доходов средней семьи. В рамках этой теории очевидно, что бедность возможна и в том случае, когда человек может обеспечить себя минимальным потребительским набором, жилищем и прочим.

Существенным недостатком относительного подхода к опре­делению бедности является то, что ее определение подобным об­разом сводит на нет любые способы борьбы с нею. В этом слу­чае бедность будет существовать всегда, так как всегда опреде­ленные слои населения будут получать доходы ниже средних. Проблема бедности в рамках этого подхода может быть решена только при абсолютно равномерном распределении доходов. От­носительное понимание бедности делает задачу ее устранения неразрешимой) в принципе, во всяком случае до тех пор, пока в обществе объективно существует дифференциация доходов.

Оба рассмотренных подхода имеют свои преимущества и не­достатки. В научных кругах продолжается дискуссия о способах определении и измерения бедности. Однако в большинстве стран мира используется подход к определению бедности, разра­ботанный в 1960-х гг. М. Оршански, который сочетает в себе элементы абсолютной и относительной теории бедности. Мол­ли Оршански - американская исследовательница польского происхождения. В рамках вышеназванного подхода потребитель­ский набор определяется как минимальный по стоимости набор продуктов питания, удовлетворяющий основные биологические потребности людей в питании. Здесь же учитываются и расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей че­ловека. Величина этих расходов определяется с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги. Метод Оршански отражает относи­тельный подход к проблеме бедности, если при определении официальной величины прожиточного минимума доля расходов на питание пересматривается в сторону уменьшения, когда это уменьшение наблюдается в средних характеристиках структуры потребления. Вышеназванный метод отражает абсолютный под­ход к проблеме бедности, если при определении официальной величины прожиточного минимума доля расходов на питание не зависит от тенденций в благосостоянии общества и остается не­изменной с течением времени.

Абсолютный и относительный подходы к проблеме бедности основываются на принципиально разных методологических по­ложениях. В действительности бедность как таковая не может трактоваться в рамках только одного или только другого подхода. Наиболее верный вариант лежит на пути слияния этих двух на­правлений. В результате сегодня прожиточный минимум пред­ставляет собой не только биологический набор средств существо­вания, включающий предметы первой необходимости, но и учи­тывает некоторый уровень социальных благ и услуг. Например, в экономически развитых странах (Великобритания, Германия) ве­личина прожиточного минимума соответствует 40 % медианного дохода; в странах с несколько меньшим уровнем благосостояния (Финляндия, Италия, Испания, Греция) — 50 %; в Ирландии и Португалии — 60 %. Чем богаче страна, тем ближе величина про­житочного минимума к уровню дохода, представляющего достиг­нутый в обществе жизненный стандарт.

Сама бедность в мировой науке и социальной практике из­меряется с помощью прожиточного минимума, который выра­жается в двух видах: социальном и жизненном (физиологиче­ском). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических (биологических) потребностей человека и основных услуг. Физиологический минимум представляет собой материальное или стоимостное выражение материальных ценностей, соответствующих уровню этого минимума. Социаль­ный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения фи­зических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокуп­ность материальных благ и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения при­емлемого уровня жизни. Физическая гранима минимально до­пустимого, с точки зрения общества, уровня жизни может быть определена достаточно жестко. Что же касается социального ми­нимума, то он непосредственно связан с изменением текущих экономических и социальных условий.

Обычно при анализе бедности во внимание принимаются лишь экономические факторы и не учитываются социальные. Определение бедности, принятое Европейским Сообществом, отражает концепцию бедности, учитывающую данные факторы:  «Бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания». Необходимость учёта социального минимума аргументируется тем, что люди не могут надлежащим образом участвовать в жизни общества, под­держивать принятые в данном обществе отношения, если их ре­сурсы падают ниже определенного минимума. Социологи утверждают, что потребительское поведение людей ориентировано на получение так называемого стандартного пакета товаров и услуг. «Стандартный пакет» представляет собой набор товаров и услуг среднего члена общества, который он может получить на данном этапе развития страны. Таким образом, сегодня соци­альный минимум можно определить как владение некоторым минимумом имущества, для того чтобы семья имела возмож­ность принимать участие в жизни общества. Та часть населения, которая этим минимумом не владеет, считается бедной. Опреде­ление социального минимума предполагает проведение массо­вых опросов членов данного общества.

Социальная политика: сущность и механизм реализации

Общество — целостная, исторически устойчивая система со­вместной жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдель­ных групп, каждая из которых имеет свою систему ценностей, свои интересы. Интересы различных социальных групп могут быть разными, схожими, но иногда несовместимыми.Социальная политика — система взаимоотношений основных элементов со­циальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики яв­ляются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты. Главным субъект социальной политики — государ­ство, осуществляющее социальную политику. Государственная социальная политика — деятельность государства, ставящая своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и пре­дотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Социальная политика — одно из главных направлений внутрен­ней политики государства, Призванное обеспечить стабильность общественной системы. Посредством государственной социаль­ной политики в рыночной экономике реализуется принцип соци­альной справедливости, предполагающий определенную меру вы­равнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. С точки зрения функционирования экономики, социальная по­литика играет двойную роль. Во-первых, по мере развития обще­ства и накопления национального богатства создание благопри­ятных социальных условий для граждан становится главной це­пью экономической деятельности. В этой связи социальная политика кон центрирует цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического рос­та, поскольку экономический рост, не сопровождающийся рос­том благосостояния основной массы населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности.

Независимо от форм собственности любое общество, находя­щееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных со­циальных благ. Социологи утверждают, что потребительское по­ведение людей ориентировано на получение «стандартного паке­та» товаров и услуг, который представляет собой набор товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе раз­вития страны. В XX в. в промышленно развитых странах Запала все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая деклара­ция прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизнен­ный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защи­ты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономи­ку и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства. Социальная защита (в широком смысле) — деятельность госу­дарства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач со­циальной политики. Социальная защита (в узком смысле) — это система законодательных, экономических и социально-психоло­гических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям насе­ления за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддерж­ке. Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общест­венный строй. Эффективная социальная защищенность подразу­мевает систему экономических отношений, гарантирующих каж­дому члену общества определенный жизненный уровень, кото­рый является  минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уро­вень при утрате тех или иных способностей. Эффективная соци­альная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных га­рантий. Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); стра­ховые средства работодателей и работников; общесменная и частная благотворительность.

Социальная политика государства направлена на создание со­циальных гарантий в формировании экономических стимулов  для участия в общественном производстве. Система социальной защиты строится на определенных социальные обязательствах го­сударства. Социальные обязательства государства —  законода­тельно закрепленная совокупность социальных благ, которые го­сударство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления. Конституции многих государств    содержат обширные перечни социальных обязательств. Напри­мер, в Конституции Италии записано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные соци­альные обязательства приняты в отношении работающих жен­щин. Конституция страны определяет также, что «каждый граж­данин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В ос­новной закон этой страны записаны права на равный доступ к об­разованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Япо­нии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в  соответствии со своими способностями». Конституции ряда госу­дарств, например США, не содержат перечня социальных обяза­тельств. Однако социальные обязательства американского госу­дарства исключительно обширны и законодательно закреплены. Широкий перечень государственных социальных обязательств содержит Конституция Российской Федерации. В соответствии с основным законом страны «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система со­циальных служб, устанавливаются государственные пенсии, по­собия и иные гарантии социальной защиты».

При организации социальной защиты населения широкое распространение получилигосударственные минимальные соци­альные стандарты — минимальный уровень государственных га­рантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и об­щедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение народного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препарата­ми, нормы общей площади жилого помещения и пр.

Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обес­печение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудо­способности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, сис­тема социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование — система отношений по распределению и перерас­пределению национального дохода, заключающихся в формиро­вании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального стра­хования — программы, включающие в себя безвозмездные пла­тежи всем членам общества независимо от их доходов по насту­плении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кор­мильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему соци­ального страхования входит пенсионное, медицинское, страхо­вание от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспече­ния составляет общественное вспомоществование.Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, офи­циально признанным людьми, не имеющими средств к сущест­вованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода бедней­ших слоев населения независимо от их участия в трудовой дея­тельности и выплаты страховых взносов и финансируется из на­логовых поступлений государства. Общественное вспомощество­вание может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, обра­зование, профессиональную подготовку, службу занятости и не­которые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим крите­рием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и от­дельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, вы­деляют скандинавскую, континентальную, американо-британскую и южноевропейскую модели социальной политики.

В скандинавской моделе значительную часть расходов на со­циальные нужды берет на себя государство, которое несет ос­новную ответственность за социальное благополучие своих гра­ждан и является основным производителем социальных услуг. Социальная защита понимается здесь как законное право граж­данина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защи­ты и длительностью профессиональной деятельности. В ее осно­ве лежит социальное страхование, услуги которого финансиру­ются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выда­чу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспе­чение, но не организует социальные услуги. Этой модели следу­ют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. Американо-британ­ская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что Любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются, в первую очередь, на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низ­кими выплатами и социальную помощь, которая играет домини­рующую роль. Подобная модель социального государства харак­терна для США, Англии и Ирландии. Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как пере­ходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием соци­ально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской ин­теграции, направленные на сближение социально-экономиче­ских параметров стран-членов Европейского Союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Гре­ция и Португалия. В таблице приведены социальные индикато­ры, описывающие результаты мероприятий социальной полити­ки в странах, придерживающихся той или иной ее модели.

Социальные индикаторы


Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и особенно в предоставлении и осуществле­нии социальных гарантий. Однако государство не является един­ственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, так как прибыль предприятий является ис­точником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников. Сегодня в мире все большее распространение получает концепция социально ответственного бизнеса (КСО). КСО прочно вошло в корпоративное управление в США и Кана­де еще в 50—60-х гг. прошлого века. В Европе КСО официально оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о КСО. Корпоративная социальная ответственность (КСО) — концепция интеграции заботы о со­циальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компа­ний во взаимодействии со своими акционерами и внешней сре­дой. Сущность концепции социальной ответственности бизнеса в том, что бизнес, основной целью которого является получение прибыли, должен стремиться к достижению стабильности в об­ществе и социальной защищенности его членов. Польза от соци­ально ответственного бизнеса для общества очевидна. Основная проблема заключается в том, насколько выгодна самому бизнесу деятельность подобного рода. Деятельность компаний по КСО носит сугубо добровольный характер. Однако в мир бизнеса при­шло понимание того, что быть социально ответственными в со­временном мире необходимо, а главное, выгодно. Грамотно вло­женные в социальные программы средства являются реальной помощью обществу и приносят пользу и самому бизнесу (укреп­ление репутации и имиджа компании, рост инвестиционной привлекательности, повышение качества управления бизнесом). В обращении к партнерам своего благотворительного фонда са­мый богатый человек в мире Билл Гейтс и его жена Мелинда пи­сали: «Мы верим, что каждая жизнь имеет одинаковую ценность, где бы она не проходила — в богатой стране с высоким уровнем медицинского обслуживания или в нишей, где его почти нет». Билл Гейтс перечислил в свой фонд более 31 млрд долл., т, е. примерно 36% своих активов.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 55
Гостей: 55
Пользователей: 0