Задание 1. Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.
а) монополия; в) барьеры для вступления в отрасль;
д) патенты;
б) лицензии; г) ценовая дискриминация; е) чистые потери общества.
1. Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.
2. Легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм
3. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей.
4. Законодательные ограничения на занятия для отдельных профессий и сфер производства.
5. Уменьшение излишка потребителей и продавцов в результате сокращения монополией объема выпуска ниже эффективного уровня.
6. Исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.
В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначить любую цену на свой продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) может произвести любой объем продукции и продать по любой цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.
Задание 3. Найдите единственно верный ответ.
Ценовая дискриминация — это:
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;
б) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;
в) повышение цен на товар более высокого качества;
г) все предыдущие ответы неверны.
Задание 4. Найдите единственно верный ответ.
Объем продукции, производимый монополией, называют «неэффективным» потому что:
а) монополия может увеличить свой доход, снизив несколько цену;
б) монополия присваивает весь потребительский излишек;
в) цена больше средних издержек;
Задание 5. Найдите единственно верный ответ.
Монополист — производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором: MR = 180, МС = 100, АС = 200. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:
а) повысить цену и увеличить объем выпуска;
б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;
в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
г) снизить цену и увеличить объем выпуска;
д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.
Функция общих затрат монополиста: ТС = 100 + 3Q; функция спроса на продукцию монополиста: Р = 200 — Q; (Р — цена продукта, Q — объем производства). Если монополист выпускает 20 ед. продукции в месяц, то его общий доход равен:
а) 4000; в) 400;
б) 3600; г) 180; д) все предыдущие ответы неверны.
Задание 7. Найдите единственно верный ответ.
Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:
а) средние издержки падают;
б) затраты на рекламу растут;
в) предельный доход выше предельных издержек;
г) предельный доход равен переменным издержкам.
Задание 8. Найдите единственно верный ответ.
Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем продукции, при котором:
а) предельные издержки равны цене продукта;
б) предельные издержки равны общим издержкам;
в) предельный доход равен предельным издержкам;
средние издержки равны цене продукта.
Задание 9. Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:
1. Монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичной кривой спроса.
2. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.
3. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна.
4. Монополия и конкурентная фирма максимизируют прибыль, выбирая объем выпуска в соответствии с правилом МС = Р.
5. Любая ценовая дискриминация незаконна.
6. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны государства. |