Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Шпаргалка по микроэкономике. Левкина Е.В.

Вопросы 17-24
21.12.2011, 16:34

17. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ИНФЛЯЦИЯ


Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется экономическим законом денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

Д = (Ц-В + П-ВП)/С. О.,

где Д – количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц– сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В– сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П– сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

ВП– сумма взаимопогашаемых платежей;

С. О.– скорость оборота денежной единицы.

В упрощенном виде эту формулу можно представить так:

Д = М Ц/ С. о.,

где М – масса реализуемых товаров;

Ц – средняя цена товара;

С. о.– средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль). Преобразуя данную формулу, получим уравнение обмена:

Д С. О. = М х Ц,

которое означает, что произведение количества денег на скорость обращения равно произведению уровня денег на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:

Д С. о.> М Ц.

Такое обесценивание, или «инфляция», означает падение цены денег вследствие избыточного эмитирования денежных знаков, повышения их количества, необходимого для нормального оборота. Инфляция приводит к росту цен и перераспределению валового продукта и богатства в пользу предприятий– монополистов государства и теневой экономики за счет сохранения реальной заработной платы и других доходов широких слоев населения. Инфляция протекает в различных формах и находится под влиянием многих факторов. Рассматривая формы инфляции в укрупненном виде, можно выделить две: инфляцию очевидную, проявляющуюся в открытом росте цен, и скрытую, опосредованную. Первая форма видна на поверхности явлений, а вторая заключается в обесценивании денег, когда повышение цен скрыто (качество товаров понижается, выпускаемые новые товары имеют завышенную цену, не соответствующую потребительским свойствам, из-за нехватки денежных ресурсов задерживается выдача заработной платы и другие платежи).

Основные факторы, вызывающие инфляцию: выпуск излишней денежной массы в обращение, падение объемов производства, диспропорции в развитии отраслей хозяйства, бюджетный дефицит, отставание производства товаров от платежеспособного спроса.

Эти диспропорции могут усиливаться под влиянием неправильной экономической политики предприятий, банков и государства.

В России в период перехода к рыночной экономике на уровень инфляции влияют:

– дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

– чрезмерные инвестиции;

– необоснованное повышение цен и заработной платы;

– кредитная экспансия – расширение кредита без учета его обесценивания, что ведет к эмиссии денег в различной форме;

– чрезмерная эмиссия денег в наличной форме;

– избыточная денежная эмиссия, закрепляющая рост цен, возникший в результате неверной политики ценообразования;

– усиление роли внешних факторов через механизм конвертируемости валюты, когда происходит рост цен на импортируемые товары.


18. ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК


Потребительский излишек. Разница между общей полезностью товара и его общей рыночной ценой называется потребительским излишком (или рентой потребителя). Эта разница возникает как результат действия закона уменьшающейся предельной полезности, потому что потребитель получает больше, чем он платит. Потребитель платит одно и то же количество денег за единицу товара, от первой до последней. Например, он платит одну и ту же цену за каждое яйцо или каждый стакан воды. Иначе говоря, покупатель платит за каждую единицу товара ту сумму, в которую оценивается последняя единица товара. Но благодаря действию закона уменьшающейся предельной полезности все предыдущие единицы оцениваются потребителем выше, чем последняя. В итоге потребитель получает излишек полезности на всех предыдущих (кроме последней) единицах приобретаемого товара. Потребитель оценивает первую единицу товара X в 7 долл., вторую – в 6, третью – в 5 и четвертую – в 4 долл. В действительности он заплатит за каждую единицу товара X только 3 долл. По этой цене он купит 5 ед. X. Покупатель получит потребительский излишек от приобретения первых 4 ед. X на сумму, равную 10 долл. т.е. разницу между самой высокой ценой, которую он хотел заплатить, и ценой, которую он в действительности заплатил (4 + 3 + 2+1 = 10 долл.).

Логику получения потребительского излишка отдельным покупателем можно применить к рынку в целом. Рыночный потребительский излишек будет представлять сумму потребительских излишков всех отдельных покупателей. Рыночный потребительский излишек говорит о том, какую выгоду общество в целом получает от приобретения тех или иных товаров по рыночным ценам. Концепция потребительского излишка помогает оценить эффективность реализации многих государственных проектов.

Еще одно замечание важно сделать в связи с концепцией потребительского излишка. Принято считать, что ни одна из сторон в торговой сделке не получает никакой выгоды, поскольку акт обмена совершается на эквивалентной основе. Если это так, то зачем же тогда тратить время и нервы на подобные бессмысленные операции? Еще несколько столетий назад экономисты пришли к выводу, что в условиях добровольного и честного обмена торговля является взаимовыгодным делом для ее участников. При этом стоимостная сторона обмена действительно остается равноценной. Однако каждая из них приобретает для себя большую общую полезность по сравнению с другой стороной.

Парадокс ценности. Чем больше товара, тем относительно меньше интенсивность желания потреблять его последнюю единицу. Отсюда ясно, почему в большинстве случаев вода имеет низкую цену, а воздух вообще бесплатен. В обоих случаях достаточное количество этих столь необходимых продуктов резко снижает их предельную полезность и, соответственно, цены. Парадокс ценности еще раз напоминает, что просто денежная оценка того или иного товара (цена х количество товара) в качестве показателя общей экономической ценности товара может быть весьма ошибочной. Измерение денежной ценности воздуха равно нулю, а вместе с тем без него невозможна сама жизнь.


19. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ


Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,какэкономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.

Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги.

Существуют методы, позволяющие предугадать возможное поведение потребителя.

1. Маркетинговое изучение поведения потребителей ориентируется на запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается на экономическую теорию, научную психологию и социологию.

2. Системный анализ. Общие принципы и методы исследования опираются на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя.

В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.

Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений.

Потребительский выбор по третьей версии – совмещение потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного денежного дохода. Сталкиваясь с экономическим фактором редкости, потребитель должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный набор продукции.

От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос – желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей спроса на приобретение этого количества товара.

Затраты принято делить на две группы:

1) денежные затраты, связанные с ценой;

2) неденежные затраты, обусловленные неценовыми детерминантами, – субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары.


20. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Процесс маркетинговых исследований включает несколько стадий.

1.Определение проблемы и целей исследования. Сложно начинать какие-либо исследования до тех пор, пока не определена суть проблемы. Стадия распознавания и определения проблемы является первым шагом в процессе нахождения решения. Невыполнение задач по сбыту, растущее число неоплаченных счетов и низкий оборот – все это сигналы или симптомы более серьезных проблем. Исследователи должны распознать и определить проблемы, скрывающиеся за этими симптомами. Неправильное определение проблемы может привести к неправильному решению. Цели маркетинговых исследований вытекают из сформулированных проблем. Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

2. Определение объектов исследования.

Когда определена проблема, можно сформулировать задачи исследования. Как правило, исследование включает решение одной из четырех задач: разработать, описать, проверить гипотезы и предсказать. Исследование с целью разработки проводят, когда необходимо получить больше информации по данной проблеме, более четко сформулировать гипотезы. Исследования с целью описания проблем проводятся, когда нужно описать такие объекты, как рынок или его часть, определяя их характеристики на основе статистических данных. Если задача маркетинговых исследований – проверка гипотезы взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными, фирмы проводят исследования с целью выявления причин, вызвавших возникновение проблемы.

3. Разработка плана исследования. Создание проекта исследования является, возможно, самой важной стадией процесса маркетинговых исследований. Проект исследования – это общий план проведения маркетинговых исследований. Он определяет потребности в различных данных и процедуру сбора, обработки и анализа этих данных. Со стороны исследователя разработка плана требует больших способностей. Эта стадия включает не просто выбор определенных методов проведения маркетинговых исследований, а разработку в рамках маркетинговых исследований специфических задач. На этом этапе также определяется потребность в информации, тип требуемой информации, источники и методы ее получения.

4. Сбор данных. С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации – обычно самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок.

5. Анализ информации данных. Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию.

6. Представление результатов. Полученные в результате проведенного исследования выводы оформляются в виде заключительного отчета и представляются руководству фирмы.


21. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИЗДЕРЖЕК


Инфляция спроса – это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть:

1) увеличение государственных заказов;

2) увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей;

3) рост покупательной способности населения.

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

– дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка;

– чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент;

– милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях. В результате денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения;

– импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.

Инфляция издержек выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:

– олигополистическая практика ценообразования;

– экономическая политика государства;

– рост цен на сырье и т.д.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

– лидерство в ценах;

– снижение роста производительности труда и падение производства;

– возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой – большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства;

– ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль «заработная плата – цены».

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по восстановлению нарушенных пропорций и структурных преобразований.


22. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явление, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары, инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.


23. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВ И СУБСИДИЙ


Субсидии – это денежная поддержка государства определенных отраслей. К субсидиям можно отнести льготы, финансовую поддержку, кредиты и т.д.

Способы выхода из спада: предлагает государственные дотации неэффективным отраслям, искусственная поддержка предприятий-банкротов, протекционистские меры защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Это на деле означало бы консервацию старой структуры экономики с ее низкой производительностью, «производством в никуда» и «безработицей на работе». В реальности на этом пути никакого выхода из спада нет, финансовые вливания в бесперспективные производства за счет граждан-налогоплательщиков не способны на длительный период улучшить даже формальные показатели объемов национального производства.

Финансовая поддержка государства тормозит структурную перестройку предприятий, не стимулирует их приспособление к рыночной среде. Постоянное возобновление этой поддержки нацеливает их на так называемый «поиск ренты» – усилия по добыванию различных привилегий от властей, которые ослабляют усилия по повышению конкурентоспособности продукции на рынке, а при большой уступчивости властей делают их и вовсе не нужными. Незачем тратить время и ресурсы на совершенствование производства и обновление продукции, когда проще попросить денежной помощи у бюрократа и на какое-то время продлить существование за счет других.

Таким образом, можно сказать, что: 1) льготы производителям – это штраф для налогоплательщиков;

2) льготы толкают на путь поиска новых льгот, а не совершенствования производства;

3) льготы тормозят рыночную перестройку предприятий, не преодолевают, а усугубляют спад.

С другой стороны, если власти не раздают привилегии, то предприятиям ничего не остается делать, как искать и находить внутренние резервы для выживания в конкурентной борьбе за сбыт продукции. В результате они либо резко повышают качество выпускаемой продукции, либо меняют профиль.

Налоги – это любые виды обязательных платежей государству и его институтам.

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств.

В то же время налоговая система способна в определенной степени к саморегуляции – автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение государственных расходов в период подъема, и наоборот, уменьшение налоговых поступлений и увеличение государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.


24. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ


Главным каналом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования показывают, что государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Любая из форм государственного регулирования складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Социальное регулирование не является исключительной привилегией государства. Оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь. Материальное основание государственного регулирования зависит от объема производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования – это теория, приобретающая статус правительственной доктрины.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты связаны с компенсацией потери дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, и т.д.). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе, а в странах с административно-командной экономикой – централизованно. Реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФГГ). Распределение ОФП осуществлялось на бесплатной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ