Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ » Экономический анализ: учебный курс 2

10.2. ПОРЯДОК АНАЛИЗА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ
19.12.2011, 21:41

Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) ¾ это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

По степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

¾ валовая продукция, т. е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (продажи) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги;

¾ полуфабрикаты собственного производства, т. е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами;

¾ незавершенная продукция, т. е. не законченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла изготовления продукции;

¾ готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТа и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад и снабженная сдаточной документацией;

¾ реализованная продукция (проданный товар) ¾ это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т. е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

Тб = Vi : V0 ´ 100%,  (10.3)

цепные ¾ относительно предыдущего периода:

Тц = Vi : V- 1 ´ 100%,  (10.4)

где V- 1Vi ¾ объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в (- 1) и i-м периоде соответственно;

V0 ¾ объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

Тпр = Тср - 100.  (10.5)

В таблицах 10.1 и 10.2 приведен пример анализа темпов роста производства и продаж условного предприятия.

Таблица 10.1

Анализ темпов роста производства и продажи товаров
в сопоставимых ценах

Из данных таблицы видно, что на основе базисных темпов роста за два года можно судить о том, что объем производства увеличился на 55,3%, а объем продаж на 41,97%. Цепные темпы роста показывают, что в ххх2 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 18,11%, а в ххх3 году на 31,49% относительно ххх2 года. Наглядно эти процессы представлены на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Динамика производства и продажи товаров

Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6 и 13,94% по годам соответственно.

В таблице 10.2 и 10.3 приведены значения роста и прироста для данных табл. 10.1, где среднегодовой темп роста производства и продажи определяется по среднеарифметической величине.

Таблица 10.2

Анализ роста и прироста производства
и продаж товаров по годам

(%)

Таблица 10.3

Анализ роста и прироста производства
и продаж товаров

(%)

Из данных табл. 10.3 следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста объема продаж ниже на 3,33%, чем производства продукции. Кроме того, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам, так, темп роста объема производства товаров в ххх2 году составил 18%, а продаж ¾ 25%, в то время как в ххх3 году ¾ 31 и 14% соответственно. Среднеарифметическое значение (Тср) также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3%. Объем продаж возрастал, но темпы роста его упали, что не позволило предприятию в ххх3 году удержать превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Это тревожная ситуация, и данные говорят о наличии у предприятия проблем в маркетинговой сфере. Эти же выводы подтверждаются и показателями прироста.

Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. Поэтому от спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых для продажи на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. При этом рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от планатемпы роста и прироста.

Пример схемы анализа продаж товаров приведен в табл. 10.4

Таблица 10.4

Анализ соотношения планового и фактического объема производства
и продаж товаров в сопоставимых ценах

Представленные в таблице данные позволяют сделать вывод о том, что организация в целом успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Е в сторону снижения на 687 (тыс. руб.). Однако перевыполнение плана производства на 25,28% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 7,73%. Неубедительной также представляется вся система плановых показателей, так как они значительно ниже фактических. Руководству организации следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж, поскольку занижение этих плановых показателей влечет за собой дефицитность планирования всех ресурсов, необходимых для реального обеспечения производства и продаж.

Пример анализа выполнения плана по производству товаров приведен в табл. 10.5, где представлены показатели по каждому виду товара. Такая детализация позволяет определить виды товаров, по которым выполняется или не выполняется план производства.

Таблица 10.5

Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах

Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т. е. способности организации выполнять плановые показатели (достигать поставленные цели). Из таблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 115,65 до 184,71% для разных видов товаров. Кроме того, выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и в отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 130,95 до 88,22%. Отклонение итогового показателя составляет 125,28%.

Анализ показывает, что присутствуют как ошибки планирования в сторону занижения планов производства, так и нарушения плановой дисциплины. По всем видам товаров, кроме товара Е, планы не были напряженными. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель, естественно, является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 687 (тыс. руб.), т. е. на 11,78%.

Представленная в таблице схема анализа выполнения плана по производству товаров дает много полезной информации как для маркетинговой деятельности, так и для организации производства. В таблице отражаются сведения, позволяющие делать выводы о качестве планирования и плановой стратегии организации.

От объема производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, ее финансовое положение, платежеспособность и т. д. Следовательно, анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0