Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Институциональная экономика: курс лекций (СИБИТ)

Тема 7 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
10.11.2017, 11:51

Вопрос 1 Институты и их эффективность в России. Противоречия интересов в российской экономике.

Вопрос 2 Институциональные «ловушки» в российской экономике

Вопрос 1 Институты и их эффективность в России. Противоречия интересов в российской экономике

При рассмотрении институтов в рыночной экономике огромную роль играет анализ прав собственности и институциональная среда в различных отраслях экономики России. В России в период плановой экономики не было необходимости анализировать права собственности на ресурсы и доходы предприятий, поскольку ими полностью распоряжалось государство. Природные ресурсы фактически не получали стоимостной оценки, цены продукции, производимой на их основе, были занижены, и общество получало выгоду непосредственно, а прибыль расходовалась в   основном на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с переходом к рыночной экономике возникли новые отношения собственности по поводу распределения и присоединения природных ресурсов. Однако из-за длительного кризисного состояния экономики наибольшее внимание органов государственной власти и российских ученых- экономистов уделялось проблемам финансовой стабилизации, и проблематика рентных отношений отходила на второй план. В условиях размытости институциональной среды механизм формирования природной ренты стал непрозрачным, права собственности на природные ресурсы – неопределенными, что создало возможность присвоения рентных доходов владельцам капитала. Место институционального вакуума заняла система неэффективных институтов. Сформировавшаяся исторически ситуация в сфере недропользования в России служит иллюстрацией неполноты системы как «базовых, так и дополняющих институтов», определяющих нормы, правила процедуры вовлечения ресурсов недр в хозяйственный оборот. Результате в стране в процессе освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов до последнего времени учитывались интересы не только общества, сколько владельцев контрольных пакетов компаний-недропользователей.

Роль институтов в жизни общества заключается в том, что государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночного оптимального уровня производства к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Существенная роль государства состоит в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды, особенно опасных для природы и здоровья человека веществ. Государству должна принадлежать ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения проблем структурной перестройки экономики в условиях рынка, о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий. Недооценка значения государственного макрорегулирования может привести к негативным экологическим последствиям.

Первичным при установлении системы отношений и правил являются интересы хозяйствующих субъектов.

В российской экономике взаимодействуют группы интересов:

· общества и государства;

· регионов и центра;

· настоящего и будущего поколений;

· чиновников и бизнес-структур.

Поскольку вышеперечисленные интересы имеют, как правило, разнонаправленный характер, поэтому возникает масса противоречий.

Например, в распределении доходов от добычи энергоресурсов между регионами и центра.

Таблица 8 Денежные доходы в расчете на душу населения по регионам

В российской экономике большую роль играет система блокирующих неэффективных институтов, возникших в результате неполноты прав собственности, несовершенства институционального механизма и размытости институциональной среды. Во внешних взаимодействиях эти институты способствуют формированию политической ренты, а во внутрениих взаимодействиях – инсайдерской ренты. Рассмотрим направления достижения экономической эффективности институтов реального сектора экономики. Они представлены в виде схемы, с учетом ее составляющих (рис. 12).

 

Вопрос 2 Институциональные «ловушки» в российской экономике

Институциональная ловушка – это неэффективная устойчивая норма (неэффективных институтов), имеющая самоподдерживающийся характер.

Характеристика институциональной ловушки:

· промышленность: неэффективные предприятия – под защитой государства, эффективные защищаются от государства;

· банковская система в ловушке быстрого, но не эффективного роста;

· либерализация неравновесной экономики вызывает рост коррупции;

· бартер, неплатежи, «серые» схемы…;

· цель макроэкономической стабилизации вступает в конфликт с институциональными целями;

· цепь институциональных ловушек – дальнейшее развитие не в сторону рынка, а к псевдорыночным формам.

По мнению экс-заместителя председателя Правительства РФ по промышленной политике Бориса Алешина: «Коррупция стала частью государственной машины – она позволяет оптимизировать ее работу».

1. Коррупционная деятельность совершенствуется, развивается технология дачи взятки и др.

2. Не эффективная норма встраивается в систему других норм: коррупция связана с теневой экономикой (уход от налогов, лоббированием законов, «черными рынками»).

3. Коррупция обычна и ожидаема – отказ от не как нарушение общепринятого порядка вещей.

Выход: Цена взятки ≥ Цена предоставляемых услуг Издержки выхода из институциональной ловушки:

1. Издержки установления новой нормы.

2. Издержки преодоления культурной инерции (нежелание менять старые стереотипы).

3. Издержки разрушения механизма лоббирования старой нормы.

4. Издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде.

5. Издержки создания сопутствующих норм, без которых функционирование новой нормы будет неэффективно.

Пути выхода из институциональной ловушки:

I. Эволюционный

Издержки функционирования ≥ Издержки отмены неэффективной нормы

II. Революционный

Издержки введения новой нормы ≤ Издержки сопротивления новой норме





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ