Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Особенности переходной экономики России

Источники и распределение денежных доходов россиян
17.12.2011, 22:19

Источники денежных доходов

Основными возможными видами доходов в СССР были за­работная плата и премии, общественные фонды потребления, доходы от трудовой деятельности вне общественно организован­ного производства (например, от личного подсобного хозяйст­ва). Распределение по количеству и качеству труда — главная форма распределения в социалистическом обществе. По данным табл. 20.2 можно сделать вывод о ведущей роли распределения по труду в формировании доходов населения вплоть до 1991 г. Заработной плате принадлежало 70—80 % совокупных денежных доходов, т. е. большая часть необходимого продукта распределя­лась в соответствии с количеством и качеством трудового вклада работников. Социальные трансферты составляли 7—10 % сово­купных денежных доходов. Доход от личного подсобного хозяй­ства (ЛПХ) был весьма незначителен и составлял 0,3—4 %. Ос­тавшаяся часть приходилась на доходы от других источников (6-9 %).

Структура денежных доходов населения РФ в 1955—1990 гг. (в % от совокупного дохода, принятого за 100 %)


Каждый экономический строй порождает свою форму рас­пределения доходов. В российской экономике совокупные дохо­ды населения формируются за счет следующих источников. Во-первых, большая часть совокупного дохода населения фор­мируется за счет заработной платы. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд, часть стоимости создан­ной и реализованной продукции (услуг), поступающей работни­кам предприятий и учреждений. Она должна обеспечивать опти­мальное жизненное функционирование и развитие работников. Во-вторых, доходы работников формируются за счет индивиду­альной трудовой деятельности и за счет труда в личном подсоб­ном хозяйстве. В-третьих, источником доходов населения явля­ются трансфертные платежи, выплачиваемые за счет различных социальных фондов. С помощью последних государство влияет на структуру доходов и потребления населения. Основная задача социальных фондов — создание достаточно равных, с точки зре­ния общества, условий удовлетворения определенного круга по­требностей всех членов общества. Распределение через социальные фонды характеризуется целевой направленностью посту­пающих  населению  средств.   Государство  определяет  круг потребностей, удовлетворение которых нуждается в его вмеша­тельстве. Основным критерием выполнения социальными фон­дами своего основного назначения служит реальная возмож­ность для представителя любой социальной группы получить об­разование,  иметь доступ  ко всем  культурным  ценностям, развивать свои способности и занять определенное положение в обществе. Социальные фонды поступают населению в двух фор­мах: доходы в форме денежных и натуральных выплат и безде­нежные доходы в форме совместного потребления. Доходы в форме денежных и натуральных индивидуальных выплат служат для удовлетворения индивидуальных потребностей и являются дополнительными доходами, повышающими уровень жизни от­дельных членов общества. Эти дополнительные доходы включа­ют: стипендии, пенсии, пособия, оплату путевок в санатории и дома отдыха, оплату лечебного питания и очередных отпусков. Безденежные доходы в форме совместного потребления служат для обеспечения совместного общественного потребления и так­же являются дополнительным доходом, повышающим уровень жизни. Эти доходы складываются из расходов на содержание детских учреждений, учреждений образования, на профессио­нальное обучение, содержание учреждений культуры и здраво­охранения, расходов на социальное обеспечение. В-четвертых,

часть совокупного дохода образуется за счет поступлений от на­копленной ранее стоимости в виде дивидендов от акций, дохода от других видов ценных бумаг и процентов по вкладам.

По сравнению с дореформенным периодом ситуация с дохо­дами населения в России изменилась коренным образом. Это изменение связано со значительным увеличением доли доходов от собственности при адекватном Снижении доли доходов в виде оплаты труда (см. табл). Такое распределение доходов вряд ли можно назвать справедливым, поскольку за последние годы та­кой фактор, как труд значительно обесценился. Снижение доли заработной платы до 60 % совокупного дохода населения — не­гативная тенденция, которая не приближает, а отдаляет нас от рыночной экономики. В экономически развитых странах доля оплаты труда, как правило, не опускается ниже 65—70 %. Разме­ры заработной платы позволяют основным категориям населе­ния в достаточной мере удовлетворять свои потребности. Соот­ветственно задействован и механизм трудовой мотивации.

Структура денежных доходов населения РФ в 1992—2007 гг. (в % от совокупного дохода принятого за 100 %)


По мнению большинства специалистов, в России происходит обесценение труда. Низкий уровень оплаты труда является одним из основных факторов маргинализации общества и экономики. Заработная плата, если брать ее средний уровень, перестала вы­полнять свои основные функции — воспроизводственную, сти­мулирующую и распределительную. Среднемесячная номиналь­ная заработная плата в России меньше, чем во многих странах мира: в 2004 г. она составляла 234 долл., в 2005 г. — 303 долл., в 2006 — 395 долл. Для сравнения: в Германии — 4080 долл., Ка­наде — 3080 долл., США и Италии — 2950 долл., во Франции — 2590 долл., Великобритании — 2480 долл., Японии — 2210 долл., Корее — 1300 долл., Мексике — 810 долл., Чили — 774 долл., Турции — 486 долл. На сегодняшний день уровень заработной платы в России примерно в 2,5 раза ниже, чем в Польше, и в 22 раза ниже, чем в Германии. По уровню заработной платы ра­ботников Россия занимает 40-е место в Европе, опережая лишь другие страны СНГ, Албанию, Болгарию и Сербию.

Если ранее происходил фактически прямой контроль госу­дарства над доходами населения (особенно четко это проявля­лось при прямом воздействии государства на оплату труда), то сегодня наблюдается либерализация большей части доходов. Государственное регулирование заработной платы сегодня определяется лишь поддержанием минимально допустимого уровня оплаты труда. Косвенные же методы регулирования го­сударством доходов населения находятся еще в стадии форми­рования (обоснованное налогообложение, социальное страхо­вание и т. д.).

Неравенство в распределении доходов

Существенной характеристикой проведения принципа по­следовательного сближения уровней реальных доходов в СССР являлось уменьшение их дифференциации как между различны­ми социальными группами, гак и внутри них. Советское госу­дарство централизованно устанавливало минимальные ставки и оклады, повышало заработную плату низкооплачиваемых кате­горий работников. В бывшем СССР дифференциация доходов населения была совсем незначительной.

В период господства командно-административной системы в нашей стране социальная дифференциация общества незначи­тельно зависела от уровня номинальных доходов населения. Ре­альная дифференциация определялась такими факторами, как неравный доступ к товароматериальным благам и духовным цен­ностям, существование ведомственных учреждений здравоохра­нения и детских дошкольных учреждений и др.

С момента начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов населения становится наибо­лее существенным фактором социальной дифференциации. С началом экономических реформ резко сузилась сфера центра­лизованного регулирования доходов населения. Все в большей степени доходы населения конкретного региона стали зависеть от деятельности государственных и частных предприятий, рабо­тающих на данной территории, а также от политики, проводи­мой местными властями в области цен, доходов и занятости. Ли­берализация цен 1991—1992 гг. сопровождалась высокими темпами инфляции, многократным ростом номинальных доходов населения и повышением их дифференциации. Если на заре ре­форм в 1991 г. коэффициент фондов составлял 4,5 раза; а в 1994 г. уже 15 раз, то в конце 1990-х гг. отмечается некоторое выравнивание доходов и значение коэффициента составляет в среднем 13,5 раза. Начиная с 2000 г. данный процесс притормозился, а в последние два года даже пошел вспять. В 2007 г. зна­чение коэффициента фондов достигло рекордной величины — 16,6 раза. Формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, однако сте­пень социальной дифференциации российского общества сего­дня слишком велика.

Степень дифференциации доходов россиян существенно раз­личается по регионам страны. Так, по данным Росстата, 10 % са­мых богатых москвичей получают в 50,7 раза больше, чем 10 % самых бедных. По экспертным оценкам ряда экономистов, ве­личина доходов представителей десятого дециля равна совокуп­ному доходу 90 % населения, а доля доходов 1—1,3 % самых бо­гатых россиян составляет 52—70 % ВВП. По данным аналитиче­ского центра ИСПИ РАН, 23 гражданина России владеют средствами, равными бюджету страны. В табл. 20.7 приведены данные о распределении общего объема денежных доходов рос­сиян.

Распределение общего объема денежных доходов населения, в %


Из приведенных в таблицы данных следует, что очевидным и главным результатом проводимых реформ являлось увеличение коэффициента фондов, что говорит о динамичном процессе пе­рераспределения материальных благ между различными группа­ми населения. На основании данных таблицы можно построить кривые Лоренца, наглядно демонстрирующие тенденции распре­делительных отношений в современном российском обществе.

Однако при оценке степени дифференциации населения по уровню доходов и имущественного расслоения необходимо учи­тывать тот факт, что статистика доходов различных групп населе­ния оставляет желать лучшего. По общему мнению экспертов, нет достоверных данных о реальных доходах наиболее богатых и наименее бедных доходных групп. В первую очередь это касается высокодоходных групп населения, скрывающих нелегальные и полулегальные доходы, избегающих уплаты налогов. Предприниматели стремятся занижать уровень своих доходов. Это объясня­ется рядом причин. Во-первых, большинство деловых людей за­нимаются теневым бизнесом. С учетом теневых доходов богатой прослойки общества дифференциация россиян по их уровню еще значительнее. Во-вторых, немалая часть предпринимательских доходов размещается в западных банках. В-третьих, предприни­матели опасаются рэкета. Статистика не может учесть размеры утаиваемых доходов и то, как они распределяются между члена­ми общества. Часть лиц, относящиеся к низкодоходным груп­пам, имеет, как правило, дополнительные не регистрируемые за­работки. По данным социальных обследований, дополнительную работу имеет около 20 % россиян, но лишь 6 % прирабатывают постоянно. Уровень дополнительных заработков в целом невы­сок, и для основной массы населения дополнительные заработки принципиально не меняют картину распределения доходов.

За относительно короткий исторический период Россия по показателям социально-экономической дифференциации оказа­лась на одном из первых мест среди индустриальных стран. По степени дифференциации доходов Россия примыкает к группе развивающихся государств, о чем свидетельствует значение ко­эффициента Джини. Например, значение коэффициента Джини в США составляет — 0,408 (1997 г.), Великобритании - 0,361 (1991 г.), Швеции - 0,250 (1992 г.), Японии - 0,249 (1993 г.), Зимбабве — 0,568 (1991 г.), Мексике — 0,537 (1995 г.), Чили - 0,565 (1994 г.). В ходе экономических реформ шел процесс раз­мывания среднего класса в основном за счет перехода в низкодоходные группы населения. Усиление дифференциации во многом объясняется отсутствием эффективного механизма пере­распределения доходов. Данные о значительном расслоении об­щества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, ко­торые могут подорвать политическую устойчивость в стране, не­обходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. По мнению такого авторитет­ного исследователя доходов населения, как Н. М. Римашевская, группировка населения по доходам на конец 90-х гг. представля­ла следующую картину.

Распределение населения России по доходам


Верхний слой составляют государственные чиновники, пред­ставители крупного и крупнейшего капитала, собственники и ме­неджеры финансово-промышленных групп, банков, бирж, пред­ставители бывшей номенклатуры, лица, сотрудничающие или принадлежащие к криминальному миру, высококвалифициро­ванные специалисты. Среди богатых людей руководителями пер­вого уровня являются более 70 %. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 5 %. В состав среднего слоя входят мелкие и средние предприниматели, среднее звено бюрократии, а также квалифицированные и адаптированные к рынку специалисты, высшие и средние офицеры. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 11%. Это около 10 млн человек со средним ежегодным доходом от 3600 до 36 000 долларов. По стан­дартам потребления средний класс России можно разделить на две группы. В первую входит незначительная часть общества (около 1 %). Стандарты потребления этой группы населения со- ответствуют западным потребительским стандартам среднего класса. Вторая группа россиян, представляющих средний класс, более многочисленна. Это еще 10 % населения. Месячный доход представителей этой группы среднего класса определяется при­близительно от 300 долларов в месяц. По меркам развитых стран, представителей этой группы отнести к среднему классу можно с натяжкой. Базовый слой общества представляют адаптированные к новым условиям рабочие, служащие, крестьяне, массовая ин­теллигенция. Этот наиболее массовый слой объединяет более 50 % россиян. В структуре западных обществ подобное место за­нимает средний класс. Однако в российском обществе этот слой по большинству признаков не соответствует среднему классу. Низший слой общества почти наполовину состоит из наименее квалифицированных рабочих и служащих. К этому слою относят­ся хронически безработные, большинство пенсионеров и инвали­дов. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 30 %. Андекласс в своем большинстве образуют участники кри­минального мира (воры, бандиты, рэкетиры), люмпены (бродяги, нищие, бомжи, беспризорные дети). По разным оценкам, в эту группу входит от 5 % до 8 % населения.

Проблема бедности в России

В общемировой практике проблема бедности известна очень давно. Она присуща любому обществу независимо от обществен­ного устройства. В постсоциалистических странах, в том числе и в России, официально она признана сравнительно недавно — в 80-е гг. По определению бедности, принятому Европейским со­обществом в 1984 г., «бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и соци­альные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания». В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий трудоспособному населению, представляет собой набор товаров и услуг, удовлетворяющих самые насущные текущие потребности работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Впервые он был рассчитан в 1992 г. и отличался большой скудостью, прежде всего в составе продовольственной корзины. Хотя суточная калорий­ность питания соответствовала существующим стандартам, но достигалось это в основном за счет углеводов (хлеба, картофеля, круп и т. д.). В Методических рекомендациях Минтруда РФ от 10.11.92  г. продуктовый набор должен обеспечивать энергети­ческую ценность 2358—2720 К кал. В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» продуктовый набор был несколько улуч­шен и должен был обеспечивать энергетическую ценность 2360—2730 Ккал. Новый Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят 10 марта 2006 г. Предусмат­риваемая в Законе калорийность суточного рациона составляет 2100—2700 Ккал в среднем на человека, в то время как в промышленно развитых странах этот показатель равен 3300—3700 Ккал (Германия, США, Франция). И по-прежнему, бюджет прожи­точного минимума отличается крайней скудостью. Например, в Законе заложено потребление мяса на одного человека в год 31,5—37,2 кг, тогда как норма Института питания — 78—80 кг. По группе непродовольственных товаров параметры потребления не изменились. Например, норма минимального потребления «верх­ней пальтовой группы» на женщину трудоспособного возраста со­ставляет три предмета: зимнее пальто на восемь лет, демисезон­ное пальто и плащ на семь лет.

Предельно-критическое значение доли населения, живущего на пороге бедности составляет 8 %. Превышение этого показате­ля ведет к люмпенизации населения. Динамика численности на­селения с доходами ниже прожиточного минимума представлена в таблице. По данным августовского опроса 2003 г. фонда «Об­щественное мнение», в России менее 1 тыс. руб. в месяц на че­ловека зарабатывают 27 % населения, а от 1 до 2 тыс. руб. — 38 %. Если учесть, что прожиточный минимум на тот момент со­ставлял 2137 руб., то получается, что за чертой бедности жили 65% россиян. Сейчас менее 1,5 тыс. руб. зарабатывают 3,2% россиян, т. е. их доходы меньше стоимости минимального про­дуктового набора. Выборочные обследования семейных рацио­нов питания свидетельствуют, что в пищевом рационе 15 % се­мей полностью отсутствует мясо, 26 % — рыба, 35 % — молоко и молочные продукты и 56 % — сыр.

Динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума


По стандартам Западной Европы критерием бедности счита­ется доход, составляющий 2/3среднедушевого в стране. Напри­мер, французский минимум для определения малоимущих на 2006 г. определяется цифрой в 650 евро. По российским меркам бедными считается около 20 % населения. По европейским меркам более 60 % россиян являются бедными. Для сравнения, бед­ные в Японии составляют 4 % населения, в Германии — 9,1 %, в США -11,7 %.

Еще одним критерием бедности является структура потреб­ления семей, например доля затрат на еду. Доля продуктов питания в структуре расходов населения служит своего рода индикатором распространенности бедности. Треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50 %, то это свидетельствует о крайней нищете. Данная законо­мерность была выведена в конце XIX в. бельгийским ученым Э. Энгелем (так называемый закон Энгеля). К примеру, в стра­нах с развитой экономикой в расходах преобладают налоги, оп­лата жилья, возврат процентов за кредиты и страховые взносы, а покупка товаров и оплата всевозможных услуг составляет 1/3 рас­ходов при относительно небольшой доле затрат на продовольст­вие (около 15 %). По оценкам, 60 % россиян тратят на питание более 50 % денежных доходов. По данным Росстата, в 2006 г. один россиянин тратил на приобретение продовольственных то­варов более 42,7 % своего заработка. С точки зрения развитых государств, это очень много. Для сравнения: население Японии расходует на питание в среднем 15,5 %, Германии — 12,4 %, Швеции — 11,8 %, США — 8,7 %. Необходимо отметить, что в бывшем СССР доля расходов на питание составляла в 70-х гг. 35-40 %, в 80-х гг. - 25-30 %.

Социальная политика в России

Основополагающим документом, регулирующим основы со­циальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней от­мечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населе­ния, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федера­ции. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на соз­дание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система со­циальных служб, устанавливаются государственные пенсии, по­собия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пунк­те 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гаран­тируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидно­сти, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каж­дый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной за­щиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие зако­нопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: фе­деральном, региональном и местном.

Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и эконо­мически активной части населения. Для поддержания благосос­тояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых катего­рий населения используется система гарантированных преиму­ществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются соци­альные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или дру­гих социальных выплат. Социальная защита экономически ак­тивной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосос­тояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициа­тивы, а также обязательного и добровольного страхования от раз­личных видов социального риска.

Решающее значение для реализации системы социальной за­щиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государствен­ных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность ра­бочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на пе­риод профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, посо­бие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременно­сти и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие соци­альные пособия и выплаты.

В конце 1991 г. перед российским правительством, присту­пившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стра­тегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в каче­стве явной цели реформ, несмотря на многочисленные деклара­ции о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве». В качестве мотивов, позволивших отложить реше­ние социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы.

Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социаль­ной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Прово­димая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, оп­ределяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базо­вый стандарт современного государства должен обеспечивать ос­новные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Минимальная заработная плата (MPОТ) — установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработ­ная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех пред­приятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Со­гласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.

Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а мини­мальная заработная плата — 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная зара­ботная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.

При определении минимальной заработной платы необходи­мо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она состав­ляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. мини­мальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработ­ной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между мини­мальной и средней заработной платой не достигает такой степе­ни. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %.

В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравне­ния, минимальная заработная плата в странах Западной, Цен­тральной и Восточной Европы установлена в следующих разме­рах: во Франции — 1090 евро, Великобритании — 980 евро, Сло­вакии — 148 евро, Литве — 125 евро, на Украине — 44 долл.

При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, — наиболее нуждающаяся в социальной защищенно­сти и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по на­родному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выпла­ченной им пенсии — 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный. На сегодняшний день соотноше­ние между средним размером пенсии (с учетом компенсацион­ных выплат), средней заработной платой работающих и величи­ной прожиточного минимума характеризуется данными, приве­денными в табл. 20.10. Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уро­вень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ