Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Статьи

Конъюнктура рынка: методика анализа и прогноза
25.12.2011, 22:54

Ни одна фирма, занимающаяся куплей-продажей товаров, крупная или малая, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное решение в бизнесе принимается на базе конъюнктурных оценок.

Термин «конъюнктура» происходит от средневекового латинского conjuncture(лат. conjungo — связываю, соединяю) и означает сложившуюся обстановку, создавшееся положение, временную ситуацию в какой-либо области общественной жизни, например «международная конъюнктура». Конъюнктура экономическая — конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости и др.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;
  • уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;
  • масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого (рыночного) риска;
  • силу и размах конкурентной борьбы;
  • положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки, «ясно» до отметки «шторм»; и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов управления.

Основные показатели конъюнктуры

Все факторы формирования и развития конъюнктуры находят свое выражение в определенных показателях. Эти показатели дают возможность соизмерить состояние экономики в целом или ее отдельных отраслей. Круг показателей конъюнктуры изменяется в зависимости от объекта исследования: от того, проводится ли анализ конъюнктуры глобальной экономики или экономики отдельной страны, отдельной отрасли или отдельного рынка.

К числу основных показателей конъюнктуры относятся показатели состояния и развития отраслей материального производства, сферы товарного обмена и потребления и кредитно-денежной сферы.

Основными показателями конъюнктуры в сфере материального производства являются:

  • объем промышленного производства (индекс промышленного производства в целом и по отдельным отраслям промышленности, динамика производства товаров в натуральных показателях);
  • поступление заказов;
  • портфель заказов;
  • объем запасов;
  • загрузка мощностей;
  • размер занятости;
  • продолжительность рабочей недели;
  • численность безработных и полубезработных;
  • фонд заработной платы и ставки заработной платы;
  • объем строительства;
  • объем капиталовложений;
  • число и стоимость строительных контрактов (промышленные, общественное зданий и сооружения, жилищное строительство);
  • объем сельскохозяйственного производства;
  • посевные площади;
  • поголовье скота;
  • объем производства основных товаров;
  • урожайность и продуктивность;
  • объем грузооборота по транспорту в целом и по основным видам транспорта: железнодорожному, морскому, речному, автомобильному, воздушному, трубопроводному.

К числу показателей конъюнктуры в сфере товарного обращения относятсяпоказатели внутреннего и внешнего товарооборота.

Основными показателями внутреннего товарооборота являются:

  • оборот оптовой и розничной торговли и сумма продаж крупнейших универмагов;
  • оптовые и розничные цены;
  • движение товарных запасов в торговой сети;
  • размеры продаж в кредит в розничной и оптовой торговле;
  • объем внутренних перевозок грузов.

Основными показателями внешнеторгового товарооборота являются:

  • объем внешней торговли — оборот, экспорт, импорт,
  • географическое распределение внешней торговли: по районам мира, по отдельным странам;
  • товарная структура внешней торговли (товарная структура экспорта в целом и по отдельным странам, товарная структура импорта в целом и по отдельным, странам);
  • цены во внешней торговле;
  • состояние платежного баланса; движение золота и курсов валюты.

К числу важнейших показателей конъюнктуры в кредитно-денежной сфереотносятся, следующие:

  • эмиссия ценных бумаг;
  • курс акций;
  • движение ссудного капитала;
  • учетная ставка банков;
  • прибыль монополий;
  • государственный бюджет и т.д.

Круг показателей конъюнктуры настолько обширен, что практически невозможно перечислить и тем более использовать все эти показатели при анализе и прогнозе развития конъюнктуры. Поэтому необходимо отобрать такие показатели, которые наиболее близко отражают силу и активность действия соответствующего фактора.

Большинство из показателей размеров и силы воздействия конкретных факторов на конъюнктуру имеют большую или меньшую условность и относительность. Кроме того, сложности существуют с отражением факторов с помощью одного или даже нескольких показателей. Например, такой фактор, как размеры предложения товаров на рынке не может быть выражен через единый показатель.

Основными показателями объема производства в соответствующей отрасли промышленности или промышленности в целом являются индексы объемов промышленного производства, масштабы выпуска продукции в абсолютных единицах, степень загрузки оборудования в соответствующей отрасли промышленности и т.д. Однако индекс объема промышленного производства как показатель имеет значительную условность. Индексы представляют собой показатели движения объема производства в целом по отрасли или по группе товаров. При этом они не отражают технических изменений в производстве соответствующих товаров в отрасли или в промышленности в целом.

Действие фактора цен и ценообразования отражается индексами цен, абсолютными значениями цен, справочными ценами. Индексы и справочные цены служат как правило, для ориентира. Так, фактическая цена на нефть может отклоняться от справочной на 25—30%, не говоря уже о том, что в каждый данный момент на рынке насчитывается не менее 250 различных цен на нефть.

Понятны относительность и условность количественных показателен в оценке таких факторов формирования конъюнктуры, как научно-техническая революция, концентрация производства и капитала, социальные, военные и политические конфликты и т.д.

Поэтому для оценки воздействия научно-технического прогресса на развитие экономики или отдельного товарного рынка необходимо располагать экспертными оценками и прогнозами.

Методика анализа и прогноза конъюнктуры

Организация работы по изучению общехозяйственной и товарной конъюнктуры и, в частности, проведение анализа и прогнозирования конъюнктуры состоит из последовательных стадий:

  1. определение объекта исследования;
  2. накопление исходных данных и других материалов;
  3. осуществление анализа конъюнктуры;
  4. разработка прогноза развития конъюнктуры.

Организационные и методологические принципы одинаковы при изучении общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

1. Определение объекта исследования. Задача исследователя состоит в том, чтобы определить сферу анализа конъюнктуры: общехозяйственная конъюнктура экономики в целом; общехозяйственная конъюнктура группы стран или отдельной страны; конъюнктура отдельной отрасли экономики или товарного рынка в мировом масштабе или по группе стран или отдельной страны, конъюнктура мирового рынка и т.д.

2. Накопление исходных данных и других материалов. Прежде чем приступить к накоплению материалов и сбору показателей развития конъюнктуры для ее анализа и прогноза, необходимо уточнить следующие исходные положения.

Если речь идет об общехозяйственной конъюнктуре отдельной страны, то исследователь должен располагать сведениями о структуре экономики страны, конъюнктуру которой намечается изучить, с тем чтобы определить круг показателей конъюнктуры. Для этого необходимо знать характер и особенности структуры экономики страны, ее важнейшие отрасли хозяйства. Необходимо определить период времени (месяц, квартал, год), который будет подвергаться анализу и прогнозу при исследовании конъюнктуры. Это особенно важно при накоплении материалов для определения не только круга показателей, но и детализации данных по каждому из показателей.

На стадии накопления исходных данных производятся следующие операции:

  • определение круга основных показателей конъюнктуры;
  • выявление и подбор источников показателей конъюнктуры;
  • накопление данных о конъюнктуре по основным показателям.

3. Осуществление анализа конъюнктуры. После завершения работы по накоплению материалов о положении в экономике соответствующей страны можно приступать к анализу конъюнктуры. Анализ конъюнктуры нужно проводить не на базе произвольно подобранных фактов,подтверждающих ту или другую точку зрения, а на базе фактов, которые отражают всю совокупность противоречивых тенденций, процессов и явлений.

Процесс анализа конъюнктуры состоит из следующих стадий. Начинают с классификации факторов и показателей состояния конъюнктуры. Обязательным является построение динамических рядов, по каждому из факторов, статистических показателей и оценок конъюнктуры. Каждый из показателей должен иметь динамический ряд, отражающий действие соответствующего конъюнктурообразующего фактора в прошлом, настоящем и будущем (имеющиеся оценки и прогнозы).

Следующей стадией анализа развития конъюнктуры является определение силы и направления действия соответствующих основных конъюнктурообразующих факторов. Анализ ведется в историческом аспекте с использованием динамических рядов.

Заключительная стадия анализа состоит, в интеграции, объединений, и рассмотрении во всей совокупности и взаимной связи всех важнейших конъюнктурообразующих факторов как единого целого. Результат анализа конъюнктуры обеспечивает определение места и роли каждого из основных факторов в формировании конъюнктуры за анализируемый период.

4. Разработка прогноза развития конъюнктуры. Это наиболее сложный и важный этап работы. Прогноз развития конъюнктуры — это главная цель и конечный результат осуществляемого анализа конъюнктуры. Прогноз служит основой для формирования торговой политики.

Качество прогноза развития конъюнктуры, его точность и достоверность зависят от правильности выявления важнейших факторов формирования конъюнктуры.

Использование исторического принципа в процессе прогнозирования не означает применения метода экстраполяции. Конъюнктура никогда не повторяется в точности. Новые явления, факторы и тенденции, изменение силы и направленности действия основных конъюнктурообразующих факторов постоянно вносят специфику в развитие конъюнктуры.

Возможен альтернативный характер прогнозов. Исследователь определяет вероятную направленность развития конъюнктуры, но вместе с тем указывает на возможность альтернативного хода развития конъюнктуры.

Прогноз развития общехозяйственной и отраслевой конъюнктуры представляет собой синтез экономических, научно-технических и социально-политических прогнозов.

Aлeкcaндр Алекceeвич Cyэтин

http://www.elitarium.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0