Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Статьи |
17.12.2011, 14:22 | |
Говоря о рынке труда, стоит в первую очередь дать ему определение. Итак, рынок труда – это система определенных социально-экономических отношений между двумя сторонами. Одна сторона – трудоспособный владелец рабочей силы, который нуждается в трудоустройстве, а другая – юридическое или физическое лицо, которое имеет спрос на рабочую силу для осуществления процессов производства, оказания услуг и других видов деятельности. Структуру современного рынка труда нельзя назвать однородной. По сути, на данный момент можно выделить две формы рынка – «скрытый» и «открытый». «Скрытую» часть составляют те работники, которые имеют статус занятых, но из-за работы по контракту или договору рискуют в будущем лишиться работы. «Открытый» рынок - это те люди, которые нуждаются в трудоустройстве, а, кроме того, в некоторых случаях – переподготовке или повышении квалификации. Также к этой категории относятся существующие вакансии, и ученические места в государственном и частном секторах. «Открытый» рынок в свою очередь состоит из официально и неофициально организованных частей, причем большую его часть занимает неофициальная. К официальной относятся рабочая сила, вакансии, которые зарегистрированы в службах занятости, а также ученические места. Неофициальная часть является следствием прямых контактов работодателей с потенциальными работниками, а также контактов при участии различных посредников, в качестве которых выступают негосударственные структуры. Развитию современного рынка труда в России в значительной мере препятствует несоответствие наиболее важных его элементов – цены рабочей силы, потребительского уровня населения – со стоимостью рабочей силы. Это в свою очередь приводит к значительной деформации важнейших компонентов рынка труда – таких экономических понятий как спрос и предложение. Спрос и предложение как основные компоненты рынка трудаКак же проявляются на российском рынке труда спрос и предложение? Что касается первого показателя – спроса, который отражает емкость рынка труда, то здесь становится очевидным, что постепенно состояние нестабильности, которое было двадцать-тридцать лет назад все больше и больше сменяется состоянием определенности. Иными словами, спрос на рабочую силу имеет тенденцию к росту. Такой вывод можно сделать на основе данных о количестве имеющихся вакансий. Немалая доля вакансий на сегодняшний день, так или иначе, связана с физическим трудом. Конечно, развивающиеся новые рыночные структуры провоцируют увеличение спроса на работников сфер деятельности, не связанных физическим трудом – страховых агентов, работников налоговых служб, юристов и нотариусов, банковских работников. Назвать точное число вакансий в этой сфере не представляется возможным, так как трудоустройство не всегда происходит через федеральные службы занятости. В то же время снижаются показатели востребованности научных работников. Кстати, мужчины-работники востребованы гораздо больше, нежели женщины. Предложение, же в отличие от спроса наоборот растет – такие выводы позволяет делать количество зарегистрированных безработных. На основании них можно судить о том, что эта тенденция будет расти, и что будет появляться все больше и больше людей, заинтересованных в трудоустройстве. Особенности рынка труда в РоссииСкладывающаяся за последние годы ситуация в стране постепенно приводит к тому, что стоимость рабочей силы возвращается к докризисным показателям. Процесс этот пока идет медленно. Рост показателей замедляют высокие показатели инфляции, а также переход к свободному ценообразованию. Согласно данным Росстата на 2010 год заработная плата выросла на 11%, однако с учетом инфляции реальный показатель равен 4,5%, что почти в два раза меньше, чем до кризиса. Россия – страна, имеющая огромную территорию, но при этом достаточно слабо развитую систему транспорта, информации и связи. Данная система не отвечает требованиям современного рыночного общества и законам бизнеса, и как следствие нуждается в модернизации, которая в свою очередь невозможна без значительных финансовых вложений. Нельзя не отметить и недостаточный уровень организованности, который имеет рынок труда в России. В частности нет адекватной инфраструктуры, которая должна обеспечивать несколько функций: - вести работу, цель которой – предотвратить критические ситуации на рынке труда, так называемый «перегрев». Что касается формирования трудовых ресурсов, то есть необходимой рабочей силы, то на рынке труда ситуация стабилизировалась. Уровень безработицы в большинстве регионов России снижается. Согласно официальным данным Минздравсоцразвития, количество зарегистрированных безработных граждан в органах службы занятости в апреле 2011 года сократилось на 1,1%. Теперь общее количество официальных безработных составляет 1 623 092 человека. Снижение уровня безработицы отмечается в 65 регионах Российской Федерации, а в 15 регионах безработица продолжает расти. В условиях возникновения и развития новых профессий и отмирания старых, структуризации рынка труда, расширения альтернативных форм занятости, увеличение количества предложений потенциальной рабочей силы нужна оперативная разработка новых методов для решения проблемы занятости в стране. В частности одним из эффективных методов может стать государственное регулирование рынка труда. Регулирование рынка труда и его направленияЦель государственного регулирования российского рынка труда – достижение определенного обусловленного рациональными социально-экономическими условиями труда уровня занятости населения, а также соответствия профессионального направления потенциальных работников профессиональной структуре рабочего места. Направлено регулирование рынка и на смягчение последствий безработицы в стране. Мера, которая может применяться государством для всего вышеперечисленного – создание новых рабочих мест, в частности этому поспособствовало бы развитие малого бизнеса. Таким образом, можно добиться увеличения спроса на рабочую силу. Для того чтобы менять ситуацию, сложившуюся на рынке труда и нужно прибегнуть к его регулированию, воздействуя на отдельные компоненты. Регулировать рынок труда можно в нескольких направлениях. Первым направлением регулирования рынка труда становится принятие законов о минимальной зарплате работников, благодаря которым будет определен нижний ее предел. Также это законы о коллективных договорах, пособии для безработных и нетрудоспособных, о пенсиях. Второе направление – решение вопроса об установлении минимально допустимых условий труда. В частности здесь затрагиваются такие факторы как: Плюсы и минусы регулирования рынка трудаНо так ли необходимо регулировать современный рынок труда? Возможно, исходя из анализа плюсов и минусов регулирования, лучшим вариантом будет положиться на саморегулирование, которое присуще рыночной системе. Благодаря регулированию трудового рынка свобода заключения трудовых соглашений становится ограниченной. При отсутствии официального трудового соглашения работодатель самостоятельно ставит условия труда и размер заработной платы для своих работников. На сегодняшний день эту свободу ограничивают вышеупомянутые законы об условиях труда и установленном минимальном размере жалованья для наемной рабочей силы. Бесспорно, этот факт свидетельствует в пользу регулирования рынка, так как в этом случае полностью исключается фактическая эксплуатация работников работодателями. В то же время у тех, кто не является сторонниками регулирования, есть и другие доводы – эти законы увеличивают издержки работодателей и как следствие не позволяют им действовать гибко. Это в свою очередь провоцирует рост безработицы. Особенно высока ее концентрация в отдельных сферах деятельности. Причина в том, что устанавливаемый законом высокий уровень заработной платы и условия труда, которые выгодны, работникам являются невыгодными для фирм и организаций. А значит, они будут стараться избегать приема на работу тех людей, которые не имеют хорошего «послужного списка». Таким образом, люди, которые длительное время не имели работы или не обладают достаточной квалификацией остаются нетрудоустроенными. Итак, если государственное регулирование рынка труда оказывается недостаточно эффективным методом для улучшения ситуации с занятостью в стране, то каким же образом можно улучшить ее? В первую очередь такой мерой должна стать активная государственная политика и в сфере занятости, и в сфере доходов. Необходимо отойти от старых методов решения проблемы – материальной поддержки нетрудоустроенного населения и перейти к новым, более эффективным. Такие новые пути развития рынка труда предложил Президент России, в своем недавнем выступлении в марте 2011 года Дмитрий Медведев отметил, что при переходе к инновационной экономике неизбежно трансформируется и рынок труда. Неэффективные рабочие места с маленькой зарплатой будут заменены новыми, отвечающими современным требованиям. Также он отметил, что необходимо сделать государственную политику в сфере занятости более гибкой, при этом поддержка безработных должна стать более адресной. Особым инструментом государственной политики должны стать региональные антикризисные программы, направленные на снижение уровня безработицы. | http://www.finansy.asia |