Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА » Экономика и социология труда: учебный курс

1. Труд как основа жизнедеятельности человека
18.01.2012, 12:15

1. Предмет изучения курса "Экономика и социология труда"

Экономика и социология труда относится к комплексным дисциплинам. В центре ее внимания находятся характер и содержание труда, отношение человека к труду, организация и условия труда, ценностные ориентации, ролевое поведение человека в труде, мотивация, удовлетворенность трудом и др. В курсе экономики и социологии труда трудовая деятельность рассматривается, прежде всего, как социально – экономический процесс.

Предметом изучения экономики и социологии труда является организация общественного труда на разных уровнях общественного производства (проблемы эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования трудовых показателей и др. вопросы) и во всем комплексе составляющих ее элементов. Такой подход позволяет определить и рекомендовать для практики наиболее эффективные методы организации труда, способствуя тем самым более успешному решению важнейшей задачи любой деятельности – получению максимального результата при минимуме затрат. Но достижение наилучших экономических результатов должно обеспечиваться при обязательном учете прав и интересов работника как личности, как человека.

Таким образом, экономика и социология труда – это наука, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека, организацию и стимулирование эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей, а также исследующая взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах.

Основными задачами и проблемами, изучаемыми экономикой и социологией труда, являются:

·       определение методов измерения результатов труда по количеству и качеству произведенной продукции, услуг; методов измерения и оценки затрат труда, их нормирования и регулирования;

·       создание экономического механизма, обеспечивающего заинтересованность трудовых коллективов и каждого работника в постоянном снижении издержек производства;

·       эффективизация труда (увеличение полезного результата на единицу затрат используемых ресурсов;

·       развитие и использование трудового потенциала в условиях функционирования рынка труда;

·       решение вопросов социального развития коллектива и каждого отдельного работника и выработка соответствующих рекомендаций.

2. Исторический обзор становления наук о труде

В эволюции теоретических и практических представлений о труде можно выделить три периода:

·       донаучный (III тыс. до н.э.- ХVIIIв н.э);

·       классический (XIXв. – нач. XXв.);

·       современный ( нач. XXв.).

Донаучный периодДревневосточные документы (III-II тыс.до н.э.) дают богатейшую информацию о социальной стратификации общества, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимуляции труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня.

Древневосточная цивилизация дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует и по сей день. Прежде всего речь идет об отделении умственного труда от физического. Этот организационный процесс имеет социальную направленность, т.к. часть профессий выделилась в социально привилегированные, а часть стала считаться профессиями второго сорта. Обособление профессий получило институциональное закрепление (через законодательство и судебную практику) и послужило основой возникновения самого древнего института мотивации труда – понижения в должности.

Использование физического и малопрестижного труда как социального наказания с тех пор прочно утвердилось в человеческом обществе: русских крестьян и даже дворян (декабристов) ссылали на каторжные работы, советских граждан – в ГУЛАГ.

Греческий мыслитель Платон считал специализацию труда необходимым условием улучшения качества продукции и увеличения ее количества. И чем дольше кто-либо специализируется в своем ремесле, тем больших успехов он достигает. Отсюда – платоновское оправдание пожизненного закрепления работника за данной профессией. Платон предложил первое теоретическое оправдание института профессионального закрепощения.

В период средневековья Августин и Ф.Аквинский придали христианское звучание древневосточному учению, что труд – недостойное для свободного человека занятие. Труд – наказанье божье, трудом человек искупает первородный грех, труд обеспечивает лишь биологическое существование, а духовное дается через "нетруд", т.е. отвлеченное созерцание.

Классический периодИменно протестантизм (М.Лютер, Ж.Кальвин) обновил смысл христианского учения о предопределении. Если прежде труд был выведен из системы приоритетных ценностей, как нечто неценное, то протестантизм впервые возвышает обыденный трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленный капитал – вот ценностная шкала капитализма. Она лежит в основе того, что западные социологи называют "трудовым обществом".

Школой, внесшей заметный вклад в развитие социологии труда, является французская социологическая школа. Основные представители – О.Конт, Э.Дюркгейм. Конт первым изучил характерные особенности индустриального общества, пытаясь сформулировать законы его функционирования и развития (закон разделения и кооперации труда). С О.Конта начинается социология вообще, с него же начинается и позитивистская методология (опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, эксперименте и сравнительном исследовании).

Главным вкладом марксистской школы социологии труда (К.Маркс, Ф.Энгельс) считается созданная на базе категории "социальная борьба" теория социального конфликта. Разделение труда ведет не просто к зарождению социальной структуры общества (по Дюркгейму), а к расколу на два антагонистических класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые существуют за счет присвоения прибавочного продукта, созданного трудом вторых, отсюда неизбежность революционной замены старого режима и установления нового, социально- справедливого общества (коммунизма).

Основные представители немецкой школы социологии труда – Г.Зиммель, М.Вебер. Теория бюрократии Вебера имела сильные выходы на практику и заложила фундамент современной социологии организаций.

Огромное значение для формирования научных основ организации труда на уровне первичных производственных подразделений имели работы Ф. Тейлора. Появившись на рубеже XIX и XX вв., они ознаменовали начало системного подхода к изучению методов повышения экономической эффективности трудовой деятельности. Многие годы система Тейлора служила основой управленческой политики, касающейся организации и рационализации трудовых процессов.

Современный этап. США. Современный период характеризуется разработкой различных теорий мотивации на базе доктрины "человеческих отношений”: иерархическая теория потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория "X” и "Y” стилей управления Д.Макгрегора и другие теории.

В сфере общесоциологических теорий наибольшую известность получили теории "постиндустриального общества” (Д. Белл) и "революции менеджеров” (Дж. Бернхейм, Т. Парсонс).

Параллельно общетеоретическим концепциям в США разрабатывались прикладные концепции и программы в рамках так называемой "гуманизации труда”. Программа "гуманизации труда” создавалась как попытка синтезировать достоинства тейлоризма (рационализация производства) и концепции "человеческих отношений” (изучение психологических процессов). Гуманизация труда как общее понятие означает приспособление (адаптацию) той или иной стороны трудовой жизни к человеку. На современном этапе данное направление справедливо считается одним из наиболее перспективных.

В рамках движения за "гуманизацию труда" сформировалось два самостоятельных, но тесно связанных между собой течения:

·       внедрение новых форм организации труда;

·       программы улучшения качества рабочей жизни (характер взаимоотношений между работником и его производственным окружением).

Современный этап. Россия. Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, а с другой стороны – на практические рекомендации по совершенствованию организации труда.

Остро обсуждались в 20-е годы такие принципиальные вопросы, как единоначалие, коллегиальность, проблема повышения производительности труда. Наиболее яркие деятели – А.Гастев, С.Струмилин (факторы трудового поведения работников), А.Макаренко (проблемы коллективного труда).

В этот период в социологии труда получили развитие и другие направления: исследования условий жизни и быта рабочего класса (Е.Кабо) изучение интересов рабочей молодежи (А.Тодорский), бюджеты рабочего времени рабочих и служащих (В.Михеев), трудовые конфликты (А.Стопань).

Ориентация на "большой скачок" с помощью форсирования индустриализации (конец 30-х гг.) требовала иных механизмов управления массами. Людей стимулировала сильная социальная политика, основанная на угрозе голода и на великих обещаниях. Научная организация труда и социология с их тонкими инструментами познания и индивидуальным подходом были явно не ко времени.

Административная политика в приказном порядке упразднила социологию.

Возрождение советской социологии началось только в середине 50-х годов, в период "хрущевской оттепели". Стали проводиться социологические исследования о влиянии научно-технического прогресса на социальную структуру работников и их отношение к труду (В.Ядов, Г.Пруденской).

В 60-80-е годы проводятся теоретические и эмпирические исследования по самому широкому кругу проблем, связанных с трудом, широко распространяется социальное планирование (Ю.Барышников, Ю.Волков), исследование трудовых коллективов (С.Сироткин, В.Мосин).

3. Процесс труда и его виды

В условиях рыночных отношений человек может реализовать свой трудовой потенциал в двух формах:

1) как самостоятельный товаропроизводитель (на основе самозанятости), реализующий свою продукцию на рынке;

2) как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю – работодателю. В этом случае совершается обмен по принципу: квалификация и рабочее время работника на заработную плату (рис.1.)

ris1.gif (4183 bytes)

Рис. 1. Реализация трудового потенциала наемного работника

В самом общем виде труд – это объективно присущая человеку сфера деятельности по превращению располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт.

В процессе труда человек или группа людей взаимодействуют с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой для достижения цели своей трудовой деятельности. Это взаимодействие находит отражение в создании и функционировании "социотехнических систем", в которых приоритетная роль человеческого труда реализуется на основе использования приспособленных к нему технических средств и условий труда (рис. 2).

Предмет труда – вещество природы, на которое воздействуют средства труда. Они подразделяются на сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество), кроме того, они могут быть основными и вспомогательными, естественными и искусственными.

Средства труда – вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (например, оборудование, инструменты, информация).

Продукт труда – получившее окончательную обработку вещество природы, законченная вещь, это конечная цель простого процесса труда, ради которого он и начинался.

ris2.gif (3555 bytes)

Рис. 2. Схема простого процесса труда

Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией трудовых процессов.

Окружающая среда характеризуется ее состоянием с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда. Вся совокупность этих требований и меры по их обеспечению являются основой формирования взаимодействия человека с окружающей средой.

В зависимости от того или иного сочетания средств, предметов, продуктов труда, а также технологии и окружающей среды выделяют следующие виды труда:

1. По предмету и продукту труда:

·       научный, инженерный, управленческий, производственный;

·       предпринимательский, инновационный;

·       промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный.

2. По средствам и способам труда:

·       ручной (технически невооруженный), механизированный, автоматизированный;

·       низко-, средне-, и высокотехнологичный труд;

·       с разной степенью участия человека.

3. По условиям труда:

·       стационарный, передвижной;

·       наземный, подземный;

·       легкий, средней тяжести, тяжелый;

·       свободный и с различной степенью регламентации.

Труд является основой жизнедеятельности и развития не только человека. Столь же необходимым является труд с точки зрения его роли в обществе (имеется ввиду труд отдельных работников и коллективов как товаропроизводителей, осуществляемый путем их взаимодействия в рамках той или иной общественной системы).

4. Содержание и содержательность труда

В социологическом исследовании предмет, средства и продукт труда используются для описания содержания индивидуального труда работника. Индивидуальный труд – это элемент технологического разделения труда вследствие распределения и закрепления занятий между участниками производственного процесса.

Содержание индивидуального труда выражает распределение функций (исполнительских, организации и контроля, наблюдения, наладки и т.д.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Необходимо иметь ввиду, что совокупность операций и, как следствие, содержание труда можно оценивать только по отношению к конкретным средствам, предметам и продукту труда. Поэтому для описания последних используются различные показатели:

1.    технический уровень оснащенности рабочего места;

2.    типичные рабочие функции;

3.    умственные требования, относящиеся к решению проблем или принятию решений;

4.    умственные требования, обусловленные сложностью рабочих предписаний и перерабатываемой информации;

5.    общая физическая тяжесть труда;

6.    степень однообразности физической нагрузки;

7.    сменность работы и т.д.

Все эти показатели описываются с помощью соответствующих индикаторов, которые, в конечном итоге, и раскрывают содержание труда работника. Например, показатель "типичные рабочие функции” включает следующие индикаторы:

1.    простое обслуживание производства (транспортировка, вспомогательные работы);

2.    сложное обслуживание производства (ремонтные и наладочные работы);

3.    непосредственная организация и руководство;

4.    технологическая подготовка производства;

5.    обслуживание процесса управления (экономическая, юридическая и др. службы);

6.    разработка научных основ производства.

Изучение совокупности выполняемых работником операций и трудовых функций должно лежать в основе профилактики профессионального отбора. Профессиональный отбор представляет собой приведение в соответствие квалификации работника квалификационным требованиям соответствующего рабочего места. Из множества кандидатов должен быть выбран один, более всего подходящий для данной работы. Но для того, чтобы соответствие было достигнуто, надо знать не только квалификацию работника, но и квалификацию рабочего места, его параметры.

Всесторонний анализ рабочего места, его содержания избавит от экономических издержек. Вновь поступающий работник, как правило, хотел бы знать, каковы параметры его будущего рабочего места, что оно даст ему и что взамен потребует. Тогда он сможет более объективно взвесить свои возможности – таковы элементарные требования в культурном производстве на Западе.

Содержательность труда, в отличие от содержания труда, которое выражает технико-функциональные аспекты работы, описывает его социально-психологическую структуру.

Она включает в себя следующие элементы:

1.    цель – внутренний смысл труда;

2.    отношение к труду – эмоциональная расположенность или отчужденность от своей работы, ощущение осмысленности труда;

3.    стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к экономической активности;

4.    мотивы труда – внутренние стимулы или потребность, требующая удовлетворения;

5.    ценности или ценностные ориентации – положительная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их реальными свойствами, а наделяемая человеком (обществом) символическими свойствами;

6.    удовлетворенность трудом – чувство удовлетворения, полученное от любимой работы, состояние сбалансированности между претензиями (запросами, потребностями личности) и оценкой степени их реализации.

Рутинный труд, исполняемый в заранее заданных параметрах и нормах, не может являться творческим, так как план работы составлен не самим исполнителем. В итоге из процесса труда изъята главная человеческая компонента – цель.

Подчинение чужому плану либо чужой власти ведет к психологическому или социальному отчуждению. Человек становится равнодушен к сохранности оборудования, к качеству продукции, экономии сырья. Поэтому общество, стараясь вернуть работнику внутренний смысл труда, применяет различные методы стимулирования и мотивации труда.

Стимулирование труда – система материального и морального поощрения, вознаграждения за трудовое усилие. Стимулы относятся к форме косвенного воздействия на поведение человека в отличие от прямых – приказ, распоряжение, нормы, задания, которые можно считать разновидностью или элементами принудительного управления трудом. К материальным стимулам в экономике относят условия, формы и системы оплаты труда.

Мотивация труда – побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей. Мотивы – внутренние факторы – тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Если обобщить существующие на сегодняшний день теории целей деятельности человека (теории мотивации), то можно выделить следующие цели деятельности человека:

·       материальные блага;

·       власть и слава;

·       знания и творчество;

·       духовное совершенство.

Их формирование зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей личности, семейных традиций, жизненного опыта, общественных отношений.

Если мотив подразумевает важную для индивида потребность, требующую удовлетворения, то ценность предполагает гораздо более значимые объекты, которые требуют порой не просто удовлетворения, а подчинения. Таковы нравственные ценности добра и зла, религиозные ценности спасения, социально-этические ценности чести и достоинства.

Удовлетворенность трудом – это своеобразный индикатор того, что с достижением поставленной в работе цели, реализацией потребностей, поиском ценности труда и, наконец, применяемыми извне стимулами дела обстоят благополучно. Причиной же неудовлетворенности могут служить:

·       низкие стимулы (например, невысокая или несправедливая оплата труда);

·       нереализованные мотивы (например, непризнание коллегами или руководителем);

·       невозможность осуществить цель или мечту жизни (этический императив).

Неудовлетворенность может быть ситуационной (временной) – неприятности на работе, понижение в должности и т.д. или неситуационной (постоянной). Ситуационную неудовлетворенность вызывают микро-факторы производственной среды: условия, содержание, оплата или организация труда. Неситуационная неудовлетворенность возникает тогда, когда не удается реализовать самые главные ценности. Она устойчива, длится долго и носит, как правило, скрытый характер.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0