Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика и управление предприятием: конспект лекций. Непомнящий Е.Г. |
21.12.2011, 03:02 | |||||||
15.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления). Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: - по степени охвата (общее и частичное); Критерии выбора формы планирования (принципы планирования): - полнота (требуется учесть все); При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Следует четко определить: - объект планирования (что планируется); 15.2. Обзор техники и видов планирования Различают: - последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего); В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: - общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); Основными признаками стратегического планирования являются: - цель планирования — долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы; Обычно важнейшие вопросы планирования — рынки сбыта. Это планирование включает: - выработку стратегии; Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1—5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала. Отличительными чертами оперативного планирования являются: - носитель идей планирования — средние и низшие уровни менеджмента; Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия. При планировании решается множество проблем, основные причины которых: - особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить); 15.3. Система прогнозов и планов фирмы В условиях относительно стабильной внешней среды может использоваться стандартная система прогнозов и планов предприятия (рис. 15.1). Рис. 15.1. Система прогнозов и планов предприятия Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов: - план маркетинга; 15.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) Мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз — недостаточно определенный план, а план — это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений. Как указывалось в рис. 15.1, основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются: - потребность в продукции предприятия; Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика. Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы: - неформализованные (эвристические); К числу неформализованных относят: - индивидуальные экспертные оценки; К формализованным методам относят: - методы экстраполяции; Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде. Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов. 15.5. Экстраполяционное прогнозирование Из формализованных методов наиболее широко применяются экстраполяционные, то есть те, когда прогноз производится по такому алгоритму: 1) упорядочение прошлых данных; Наиболее простым является экстраполяция с линейным сглаживанием. Прогнозное значение определяется подстановкой нужного значения времени в уравнение тренда y = f(t), а доверительный интервал
где ta — табличное значение t-критерия Стьюдента (табл. 15.1) при вероятности p и n-1 степени свободы; n — число прошлых значений объекта прогноза, Таблица 15.1 Таблица значений t-критерия Стьюдента
Этот метод прогнозирования имеет смысл при сравнительно краткосрочном прогнозировании (5—7 лет) и уверенности в том, что основная модель процесса (а следовательно, и тренд) за это время не изменяются. Ясно, что с целью несмещенности оценки уравнение тренда следует выбирать таким образом, чтобы S было минимальным (т.е. по методу наименьших квадратов). Практически допустимо использовать критерий
В том случае, если тренд целесообразно аппроксимировать монотонной произвольной кривой, целесообразно использовать преобразование масштабов осей ординат с целью "выпрямления" кривой (практически удобно преобразовывать только ось y). Такое преобразование выполняют последовательно согласно следующей "лестнице преобразований":
Движение в ту или иную сторону по "лестнице преобразований" определяется направлением выпуклости непреобразованной кривой тренда (куда направлена, туда и надо двигаться по "лестнице"). Критерием достижения цели является равенство тангенсов углов наклона, построенных на трех характерных точках кривой (обычно начало, конец и зона изменения угла наклона). В результате получаем уравнение прямой линии преобразованной величины (например, В некоторых случаях первоначальному выделению тренда мешает неопределенность исходных данных (их "кучность" или "разреженность"). В этом случае возникает необходимость предварительного сглаживания. Наиболее прост метод сглаживания "по медианам троек". Его просто показать на примере. Предположим, есть числовой ряд: 10 1 3 5 20 7 4 10 24 25 30. Выписываем медианы троек, последовательно передвигаясь на одно число: 3 3 5 7 7 25 25 25 30 30. Эффект сглаживания очевиден. В целях сохранения числа данных добавляем по одному числу в начале и в конце ряда. Если полное сглаживание не достигнуто, процедура повторяется. 15.6. Роль нормативов в планировании Неотъемлемой частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или общественного труда на изготовление единицы продукции или выполнение заданного объема работ. Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу площади, веса и т.д.). Различают нормы (нормативы): - затрат живого труда; Совокупность норм и нормативов представляет собою основу для текущего и перспективного внутрифирменного планирования. На базе этих норм формируются балансы потребления материальных ресурсов, энергобалансы и т.д. По степени детализации различают нормы специфицированные и сводные. По методу разработки: - расчетно-аналитические; Вся совокупность норм и нормативов образует нормативное хозяйство фирмы, которое вводится в АСУ и используется для оперативного планирования и управления производством, планирования всех видов деятельности предприятия и организации подготовки производства. Например, при планировании МТС используют удельные затраты материалов на единицу готовой продукции. Норма расхода материала включает: - полезный расход материала; Важным показателем является коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода). Норма запаса материалов служит для установления потребного завоза на планируемый период с учетом порядка их поступления от поставщиков, размеры складских помещений, допустимого расхода оборотных средств для создания материальных запасов. Устанавливаются также нормы текущего, страхового запаса и их суммы (складского запаса). 15.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы: - получение максимальной прибыли; Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга — план сбыта) и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия (рис. 15.2). Рис. 15.2. Взаимосвязь производственной программы с другими планами Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (вал, товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным периодам, исходя из плана сбыта. Как указывалось выше, оптимизация плана заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных издержек (в первую очередь, полной загрузки оборудования) с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам. Такая оптимизация производственной программы выполняется методом линейного программирования. Пусть: к — число выпускающих цехов (филиалов) фирмы; Задача на максимум прибыли выглядит следующим образом:
При условии максимального использования
и необходимости выполнения всех заказов
Один из возможных алгоритмов формирования производственной программы в АСУ представлен на рис. 15.3. Рис. 15.3. Алгоритм расчета годовой производственной программы предприятия (упрощенный вариант) | http://www.aup.ru/ |