Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика и управление предприятием: конспект лекций. Непомнящий Е.Г. |
21.12.2011, 02:50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.1. Организация инструментального хозяйства Задача инструментального хозяйства — своевременное изготовление и обеспечение производства высокопроизводительным и экономичным инструментом и технологической оснасткой, а также поддержание его в работоспособном состоянии в период эксплуатации. Работа по обеспечению инструментами и технологической оснасткой выполняется подразделениями инструментального хозяйства и ведется по двум направлениям: - инструментальное производство; Структура инструментального хозяйства представлена на рис. 8.1. Рис. 8.1. Структура инструментального хозяйства Функции инструментального хозяйства: 1) разработка нормативов потребления инструмента и оснастки; Планирование и нормирование потребности в инструменте и технологической оснастке Потребность предприятия в инструменте и технологической оснастке (далее в инструменте) складывается из расходного и оборотного фондов. Расходный фонд — это годовая потребность в инструменте для выполнения запланированного объема и номенклатуры продукции. Расчет потребности по каждому виду инструмента ведется по утвержденным нормам расхода и годовой производственной программы. Расход режущего инструмента Rпл.р.и по каждой операции определяется по формуле
где Qгод — годовой объем выпуска продукции (тыс. шт.); Обычно нормы расхода инструмента устанавливаются на 1000 деталей или 1000 станко-часов работы оборудования. Норма расхода режущего инструмента на 1000 деталей рассчитывается по формуле
где tм — машинное время на обработку одной детали (мин.); Аналогично рассчитываются нормы расхода абразивного инструмента. Расход вырубных штампов по каждой операции (Rпл.ш) можно рассчитать по формуле
где Qгод — годовой объем выпуска деталей (шт); Оборотный фонд — запас инструмента (Zоб) для обеспечения нормальной работы производства, образующийся: - из складских запасов: в ЦИСе и ИРК (Zскл); Zоб = Zскл + Zр + Zз + Zрем + Zк. Размер запасов в основном устанавливается по системе "максимум — минимум", то есть каждый вид инструмента имеет три нормы запаса (рис. 8.2.): - максимальный Zmax; Рис. 8.2. График расчета запасов инструмента по системе "максимум — минимум" Эти нормы запаса рассчитываются по формулам: Zmax = Rдн Ч Tпз + Zmin; где Rдн — среднедневная потребность ИРК цехов в данном инструменте (шт); Запас точки заказа (Zт.з) отражает такую величину запаса, при которой должен выдаваться заказ на изготовление или приобретение инструмента. Объем партии заказа (Zпар) равен Zпар = Zmax - Zmin. Изготовление инструмента. Если предприятие не может приобрести необходимый ему инструмент у специализированных инструментальных заводов или такое приобретение дороже собственного производства, то изготовление такого инструмента размещают в собственных инструментальных цехах. Обычно инструментальные цехи организуются по технологическому принципу. В их состав входят отделения или участки: станочное, слесарно-сборочные, лекальные, шлифовально-заточные, заготовительные, термические, контрольные, восстановления инструмента, измерительная лаборатория, кладовые и т.д. Специализация подразделений цеха зависит от вида основной продукции предприятия и ее объемов. Приобретение инструмента является функцией бюро покупного инструмента. Организация хранения и обслуживания цехов Организация инструментального обслуживания непосредственно в производственных подразделениях предприятия предполагает бесперебойное снабжение рабочих мест инструментом, их правильную эксплуатацию, своевременный и качественный ремонт. Рабочие места производственных цехов обслуживают ИРК, в функции которых входит: - получение из ЦИС (ЦАС) инструмента; В ЦИСе (ЦАСе) хранится основная часть запасов инструмента предприятия. Ремонт и восстановление инструмента производится в зависимости от особенностей инструмента и его количества либо в ремонтных отделениях, расположенных непосредственно в цехах основного производства, либо на специализированных участках инструментальных цехов. Заточка инструмента. Для заточки инструмента в цехах организуются заточные отделения. Сложному инструменту, требующему специального дорогостоящего оборудования (червячные фрезы, шеверы, долбяки, протяжки, резцовые головки для конических винтовых колес и т.д.) заточку производят централизованно в инструментальных цехах. Одной из важных функций является организация технического надзора за эксплуатацией инструмента: - его состоянием; 8.2. Организация ремонтной службы предприятия Задача ремонтной службы предприятия — обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение. Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 8.3. Рис. 8.3. Структура ремонтной службы предприятия Функции ремонтной службы предприятия: - разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования; Система планово-предупредительного ремонта (ППР) Система ППР — это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные. Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации. ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ: - межремонтное обслуживание; Межремонтное обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха. Периодические осмотры — осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов. Периодические плановые ремонты Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание. Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта. Капитальный ремонт — полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ. ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР: - продолжительности ремонтного цикла; Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами. Структура ремонтного цикла — это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид К-О-О-М1-О-О-М2-О-О-С1-О-О-М3-О-О-М4-О-О-С2-О-О-М5-О-О-М6-О-О-К, где К — это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию); Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами. Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестверемонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности. Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ: - слесарные; Категория ремонтной сложности для механической и электрической частей оборудования рассчитываются отдельно. Категория ремонтной сложности универсального оборудования определяется по справочнику ППР. КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:
где tiслес — норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах; Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна: - 23 часа для механической части оборудования; 8.3. Организация энергетического хозяйства предприятия Задачи энергетического хозяйства предприятия: - обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии; В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба: - это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, природный газ, газы (углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционировании воздуха. Структура энергетической службы (примерная) приведена на рис. 8.4. Рис. 8.4. Структура энергетической службы предприятия Функции энергетической службы предприятия: - разработка нормативов, касающихся энергетической службы; Расчет потребности в энергии и энергетический баланс предприятия Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции. Кроме энергии на производственные цели, учитывается ее расход на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери в заводских сетях. Потребность в технологической энергии рассчитывается из норм расхода по операциям или видам оборудования. Расход энергоносителей — сжатого воздуха, инертных газов, пара и т.д. (м3)
где nрэм — норма расхода энергоносителей на один час работы оборудования (метр кубический); Потребность в электрической энергии (квт. ч.)
где е M — суммарная мощность действующих электроустановок (в квт.); Годовая потребность в топливе на производственно-технологические нужды (кг, м3)
где Vтепл — расход тепла в год (кал); Энергетический баланс предприятия составляется в виде таблицы (табл. 8.1). Таблица 8.1 Энергетический баланс предприятия
8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия Задачи транспортного хозяйства — осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы. Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства. Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 8.2. Таблица 8.2 Классификация транспортных средств предприятий
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции. Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис. 8.5. Рис. 8.5. Структура транспортной службы предприятия Функции транспортной службы предприятия: - разработка нормативов, касающихся транспортной службы; Планирование потребности в транспортных средствах (ТС) Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки. Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия). Грузопоток — количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени. Грузопотоки рассчитываются на основании: - видов перемещаемых грузов; Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные. Рис. 8.6. Системы маршрутов транспортных перевозок: Разовые перевозки — перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные перевозки — постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам, которые бывают следующих типов (рис. 8.6): - маятниковая система; Маятниковая система маршрутов — это связь между двумя пунктами, которая может иметь два варианта: - вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом; Применяется также система лучевых маятниковых маршрутов, когда пункт (склад, цех) связан двусторонними перевозками с несколькими пунктами. Кольцевая система — система обслуживания нескольких постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 8.7). Рис. 8.7. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады. Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк — величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков. Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам. Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются: - механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией; 8.5. Организация складского хозяйства предприятия Задачи складского хозяйства Основными задачами складского хозяйства являются: - организация надлежащего хранения материальных ценностей; Структура складского хозяйства (рис. 8.8) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции. Рис. 8.8. Структура складского хозяйства Функции подразделений складского хозяйства: - планирование работ; Механизация и автоматизация складских работ — основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад — это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматические штабелирующие машины с программным управлением, специальная тара, перегрузочные устройства, технические средства систем автоматического управления складом. Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения. В современном промышленном производстве процессы транспортировки и складирования все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ. 8.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС) Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС (ОМТС). Задачи ОМТС — бесперебойное материальное обеспечение производства в соответствии с планом выпуска продукции. Структура ОМТС показана на рис. 8.9. Рис. 8.9. Структура службы МТС предприятия Основные функции ОМТС: - разработка нормативов запасов материальных ресурсов; Планирование МТС План материально-технического снабжения — это совокупность расчетных документов, в которых обоснована потребность предприятия в материальных ресурсах и определены источники их покрытия. Он сопоставляется в форме баланса МТС. План МТС разрабатывается на основе: - производственной программы; Потребность в материалах (Gм.осн) на основное производство определяется по формуле
где Qi — объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.); Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле
где Zн.з — норма запаса материала; Потребность в материальных ресурсах определяется следующими расходами: - основное производство, включая производство комплектующих изделий и запасных частей; 8.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии Задачи нормирования труда. Основными задачами нормирования труда является установление меры затрат труда, конкретным выражением которых являются: а) нормы времени; Техническое нормирование труда — это процесс установления норм затрат рабочего времени в конкретных организационно-технических условиях. Норма времени — время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах). Норма выработки — количество продукции, которое должно быть произведено рабочим в единицу времени. Норма обслуживания — это количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих. Норма времени обслуживания — это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца). Норма численности — это количество рабочих или инженерно-технических работников (ИТР), установленное для обслуживания объекта или выполнения определенного объема работ. Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду и сфере действия, по методу установления, степени укрупнения, по способу построения и т.д. Классификация норм затрат труда приведена на рис. 8.10. Рис. 8.10. Классификация норм труда Классификация затрат рабочего времени и структура технических норм времени Рабочее время, затрачиваемое на рабочем месте, делится: - на нормируемое время; Нормируемое время — это время, необходимое для выполнения операции, работы. Ненормируемое время возникает при различных технических и организационных неполадках (в норму времени не входит). Нормируемое время подразделяется: - на подготовительно-заключительное (tп.з); Рис. 8.11. Структура штучно-калькуляционного времени Структура нормируемого времени (выполнения операции, работы) (tшт, tшк) показана на рис. 8.11. Подготовительно-заключительное время tп.з — время, затрачиваемое рабочим на выполнение следующих работ: - получение и ознакомление с технической документацией (чертежи, ТУ, технологический процесс); Подготовительно-заключительное время затрачивается на всю партию деталей (изделий) и не зависит от ее величины. В массовом производстве tп.з нет, так как детали (изделия) обрабатываются постоянно в течение всего срока изготовления. | http://www.aup.ru/ |