Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика организации (предприятия)

11.1.Понятие и показатели качества
19.12.2011, 03:38

В настоящее время на международных рынках имеют спрос то­вары высокого качества по относительно умеренным ценам. Про­дукция низкого качества, как правило, не находит сбыта даже по низким ценам. Это обстоятельство имеет большое значение для ор­ганизации работ по управлению качеством продукции. Отличитель­ной особенностью проблемы качества в современных условиях яв­ляется то, что с изменением условий и жизни людей она не упро­щается, а становится все более сложной.

Качество продукции должно удовлетворять общественные и лич­ные потребности. Качество и количество выпускаемой продукции являются источником национального богатства страны. Высокое ка­чество продукции — это интенсивный фактор роста национального богатства.

Общепризнанное определение качества продукции таково. Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловли­вающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции — это объективная особенность, прояв­ляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

В зависимости от степени проявления того или иного свойства, составляющего качество продукции, меняется его оценка. Степень Проявления каждого свойства продукции оценивается посредством Характеристик, называемых показателями качества.

 Показатель  качества  —  количественная характеристика  свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или по­требления.   Наименование  показателя   определяет  характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность и т.д.

В зависимости от целей оценки качества продукции существуют различные классификации показателей качества. Признаками клас­сификации являются: характеризуемые свойства, способ выраже­ния, количество характеризуемых свойств, применяемость для оценок, стадии определения значений показателей.

1. Классификационная группа, предназначенная для выбора  обоснования номенклатуры показателей качества, соответствующих конкретной потребности. В эту группу входят: показатели назначе­ния, экономного использования ресурсов (сырья, материалов, топли­ва, энергии), надежности (безотказности, долговечности, ремонто­пригодности, сохраняемости), эргономические и эстетические показатели, показатели технологичности, транспортабельности, стандар­тизации и унификации, патентно-правовые, показатели экологичности и безопасности.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, оп­ределяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они ха­рактеризуют важнейшие свойства продукции.

Показатели экономного использования сырья, материалов, тоП' лива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемыхим сырья, материалов, топлива и энергии при эксплуатации.

Показатели надежности. Определение надежности тесно свя­зано с понятиями «работоспособность» и «отказ». Работоспособное состояние — то, при котором продукция способна выполнять заданные функции или сохранять значения параметров в заданны пределах. Отказ — нарушение работоспособности продукции. Надежность характеризуется безотказностью, сохраняемостью, ремонтопригодностью. Безотказность характеризуется временем наработки на отказ, т.е. до первого отказа. Сохраняемость характеризуется условиями хранения и транспортирования, а также мерами защиты от вредных воздействий и определяется временем годности продукции. Ремонтопригодность характеризуется восстановления.

Эргономические показатели характеризуют систему человек — изделие и учитывают комплекс гигиенических, антропометриче­ских, физиологических и психологических свойств человека, прояв­ляющихся в производстве и быту. К ним, в частности, относятся антропометрические показатели соответствия конструкции изделия форме тела человека и отдельных его частей, входящих в контакт с изделием, соответствия конструкции изделия распределению веса человека и т.п. Психологические показатели соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации человеком, соответствия изделия при его использовании навыкам человека.

Эстетические показатели характеризуют информационную вы­разительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции и ста­бильности ее товарного вида.

Показатели технологичности характеризуют системно-структурные свойства продукции, определяющие возможности снижения затрат трудовых, материальных и энергетических ресурсов на ее создание и применение при достижении заданного эффекта от использования продукции в соответствии с назначением и принятыми рациональны­ми условиями производства, эксплуатации или применения.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособлен­ность продукции к перемещению в пространстве (транспортирова­нию), которое не сопровождается эксплуатацией или потреблением, а также подготовительными и заключительными операциями, свя­занными с транспортированием.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют на­сыщенность изделий стандартными, унифицированными и ориги­нальными составными частями, а также уровень унификации с Другими изделиями. Стандартными являются составные части, выпускаемые по национальным стандартам. К унифицированным относятся составные части изделия, выпускаемые по стандартам Данного предприятия, если они используются хотя бы в двух раз-Личных изделиях, выпускаемых на данном предприятии. Оригинальными называются составные части, разработанные только для данного изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.

Показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта. Он позволяет судить о воплощении в изделии отечественных технических решений, признанных изобретениями в России  за рубежом.

Показатель патентной чистоты выражает степень воплощения в изделии, предназначенном для реализации только внутри стра­ны, технические решений, не подпадающих под действие выданных в России патентов исключительного права, а для изделий предназначенный для реализации за рубежом, — технических ре­шений, не подпадающих также под действие патентов, выданных в странах предполагаемого экспорта. Этот показатель позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации изделия в России и за рубежом.

Экологические показатели характеризуют особенности про­дукции, определяющие уровень вредных воздействий на окру­жающую среду, возникающих при эксплуатации или потребле­нии продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукц­ии, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении
безопасность человека. Они должны также отражать требования, 
обеспечивающие защиту человека в условиях аварийной ситуа­ции, не санкционированной и не предусмотренной правиламиэксплуатации.     

2.      Классификационная группа, где классификационным призна­ком является способ выражения, служит для технико-экономического анализа качества продукте,  при котором необходимо знать полезный эффект каждого свойства, всаженный как в натуральных, так и встоимостных величинах.

3.      Классификационная группа, где тарификационным при­знаком является количество характеризуемых свойств, служит для применения  показателей  качества  в  различных  методах оценки уровня качества продукции. Выделяют единичные и комплексные показатели качества.Единичный показатели качества продукции относится только к одному из ее свойств. Комплексный показатель качества относится к нескольким ее свойствам.

4.  Классификационная группа, где классификационным при­знаком является применяемость для оценок, служит для выбора ба­зовых образцов продукции при определении уровня качества продукции и технического уровня продукции. Под уровнем качества продукции понимается оценка полученная при сравнении показа­телей качества данной продукции с аналогичными показателямибазовой продукции, принятой качестве эталона для сравнения.

Под техническим уровнем  продукции понимается относитель­ная характеристика качеств продукции, основанная на сопостав­лении показателей, характеризующих техническое совершенствооцениваемой продукции соответствующими базовыми значениями. Техническое совершенство продукции отражают такие показа­тели, как безопасность, материалоемкость, энергоемкость, эргономичность и др.

5. Классификационная группа, где классификационным при­знаком служат стадии жизненного цикла продукции, на которых определяются значения показателей качества. Жизненный циклпро­дукции включает в себя следующие стадии: прогнозирование, раз­работка или проектирование, изготовление, обращение, эксплуата­ция или потребление, утилизация (при необходимости).

С понятиями «уровень качества продукции» и «технический уровень» тесно связано понятиеконкурентоспособность. Когда речь идет об оценке качества или технического уровня продукции, тосравнению подлежат лишь однородные изделия. С позиции оценки конкурентоспособности, когда за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой различные способы удовлетво­рения одной и той же потребности.

Конкурентоспособность продукции предприятия определяется результатом конкурентной борьбы во временном периоде — заня­той долей конкретного рынка. Измерение возможно как в нату­ральных, так и в стоимостных единицах, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции. По результатам конку­рентной борьбы за рынок сбыта конкурентоспособность продукции данного предприятия может быть определена отношением зани­маемых долей рынка по объемам продукции данного предприятия к конкурирующим долям рынка продукции, занятым каждым пред­приятием.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 30
Гостей: 29
Пользователей: 1