Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика организации (предприятия)

2.4. Среда функционирования предприятия
19.12.2011, 03:18

Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, по­литических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые ока­зывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпри­нимательского предприятия. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Внешние экономические факторы включают общий уровень эко­номического развития страны, уровень рыночных отношений, кон­куренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэко­номические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной пла­ты, ставки налогообложения. В число параметров внешней средыпредприятия входят также уровень экономического развития от­дельных регионов, соотношение между потреблением и накоплени­ем, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инве­стиционных ресурсов и др.

Внешние политические условия включают государственное уст­ройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую состав­ляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др. От того, как устроена политическая система, зависит ее влияние на деловую активность предприятий: она может способствовать их развитию или создавать трудности для него. Широкая информиро­ванность предприятий о политической системе, ее функционирова­нии позволяет пользоваться благоприятными возможностями для развития своего дела, укрепления своих позиций, расширения сфе­ры деятельности, избежать или снизить потери.Вместе с тем и сами предприятия могут оказывать активное влия­ние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разра­ботку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.

Внешние правовые составляющие включают в себя: степень пра­вовой урегулированное общественных отношений, состав дейст­вующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безо­пасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предпри­ятий. От своевременности принятия и содержания законов и пра­вовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность де­ловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осу­ществляемой в рамках существующих законов и положений.

Значительное влияние на деятельность предприятий оказывают внешние научные и технические факторы: имеющийся в стране на­учно-технический потенциал, содержание и направления фунда­ментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфра­структуры, включающей технопарки и технополисы, различные ин­кубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудова­ния, исследовательских фондов и программ и др.

Наличие научных и технических факторов способствует пред­приятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологиче­ских процессов, широком внедрении инноваций.

Деятельности предпринимательских предприятий способствуют коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воз­душных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций. Важ­ное значение в этом ряду имеет также уровень демократическойгласности в обществе, доступность архивов, ведомственных баз данных, библиотек и др. источников.

Наконец, определенное влияние на деятельность предприниматель­ских организаций оказывает и уровень природно-климатических факто­ров: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобла­дающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др. На деятельность предприятия в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные ка­таклизмы, загрязнение окружающей среды и др. Все это требует дополнительных  усилий и средств.

Отдельного изучения заслуживает очень важная часть внешней среды предприятия – деловая среда. Изучение деловой среды организации (пред­приятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических  и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиковвесьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресур­сов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от постав­щиков, создает большие сложности в работе. Следующая составляющая деловой среды — конкуренты. Задача руководства предприятия — определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны. Оптимальный вари­ант в этих условиях — разработать и начать производство продук­ции или оказание услуг, противостоящих конкурентным и отли­чающихся более высоким качеством и потребительскими свойства­ми. Другими словами, в борьбе с конкурентами нужна наступатель­ная, а не оборонительная позиция.

Важное место в составе деловой среды предприятия занимают потребители продукции и услуг.Помимо индивидуальных покупа­телей и клиентов сюда войдут: оптовые и розничные торговыефирмы, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы. Состав потребителей продукции и услуг зависит от многих факто­ров: специфики продукции и услуг предприятия, масштабов про­изводства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. По­следнее время в числе потребителей продукции и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, кон­тролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции и организациями, оказы­вающими услуги по поводу качества производимой продукции и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросове­стности рекламы и т.п.

Воздействие потребителей продукции и услуг достаточно велико и проявляется в самых различных формах: выдвижении особых тре­бований к качеству продукции и обслуживания, к техническим ха­рактеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции и ус­луг, установлением более низких или стабильных цен на продук­цию и услуги и т.п.

Значительную часть внешней среды предприятия составляет ин­фраструктура. Эта часть среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, ауди­торские и консультационные фирмы, различные транспортные ор­ганизации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необхо­димыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, — необходимыми трудовыми ресурсами. Все большее распространение в России получает страховой бизнес, осуществляющий страхование имущества, ответственности, рисков, личностей и др.

Небывало высокими темпами растут в нашей стране консульта­ционные и аудиторские услуги. Все больше предприятий и фирм обращаются за оказанием помощи в разработке информационных технологий, стратегического планирования и организационного развития, финансового управления, управления персоналом и его подбора, маркетинга и отношений с общественностью и др. Наконец, все большую долю себестоимости продукции пред­приятий составляют транспортные услуги, которые оказывают транспортные организации.

В деловую среду предприятий включаются также государствен­ные и муниципальные организации, а также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и др. -на предприятия многообразно и прояв­ляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, оп­ределяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уп­латой и др. В современных условиях влияние этой части деловой среды на деятельность предприятия очень велика, так как она под­вержена частым и нередко непредсказуемым изменениям, что ус­ложняет деятельность предприятия.

Наконец, определенное влияние на деятельность предпри­ятий оказывает международный сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении поставок това­ров из-за рубежа и выходе наших предприятий на зарубежные рынки и др. Особо надо отметить широко распространившуюся впоследние годы покупку акций отечественных компаний ино­странными инвесторами. Взаимодействие наших предприятий в сфере международного сектора, широкая конкуренция со сторо­ны иностранных фирм на российском рынке, приводящая нередко к вытеснению российских производителей, выдвигает перед Руководителями наших предприятий задачу противостояния этой конкуренции. Встает задача всемерного повышения качества и технических характеристик отечественной продукции и выработки мер противостояния, государственного регулирования, разработки и осуществления новых правил, специфических приемов современного менеджмента.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА