Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика предприятия: учебное пособие. Сазонова С.В.

Тема 3.1. Продукция, работы и услуги предприятия
25.01.2012, 18:26

Понятие и состав продукции, работ, услуг.

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Продукция - результат производственной деятельности предприятия, предназначенный к реализации.

Номенклатура продукции - наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску.

Ассортимент продукции - разновидность этих изделий по видам, сортам, размеру и т.д. в разрезе номенклатуры.

По степени готовности продукция подразделяется:

-    законченная производством, готовая к реализации,

-    незавершенная производством, т.е. не прошедшая все стадии производственного процесса.

Классификация видов деятельности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, разрешенные законодательством, при условии обеспечения всех законодательных норм и требований к осуществлению определенных видов деятельности (лицензии, сертификаты и т.д.). Виды деятельности, осуществляемые предприятием, указываются в уставе предприятия.

Виды деятельности подразделяются:

-    основные виды деятельности - профильная деятельность предприятия. Предприятие может иметь несколько основных видов деятельности. Отнесение осуществляемых видов деятельности к основным - по принципу существенности. Принцип существенности - доля доходов вида деятельности в общей сумме доходов либо доля стоимости используемого имущества вида деятельности в общей стоимости имущества предприятия. Существенной признается доля 5-10%. Критерии отнесения к основным видам деятельности предприятие устанавливает самостоятельно. Например, в ОАО Газпром и его дочерних обществах основными видами деятельности являются:

¦    реализация газа,

¦    добыча газа,

¦    добыча газового конденсата,

¦    транспортировка газа,

¦    транспортировка газового конденсата;

¦    переработка нефтепродуктов.

-    прочие виды деятельности - несущественная деятельность, разрешенная законодательством и осуществляемая предприятием в рамках закона. Деятельность, пользующаяся спросом (например, для предприятий нефтегазовой отрасли - автотранспортные услуги, услуги по ремонту зданий, сооружений, строительные услуги и т.д.).

Показатели объема продукции, работ, услуг.

Единицы измерения объема продукции:

-    натуральные единицы измерения, определяются номенклатурой и ассортиментом продукции (тонны, штуки, киловатт-час, кубометры, граммы, килограммы и т.д.);

-    условно-натуральные - при выпуске подобной продукции, имеющей различную потребительную стоимость, или же продукция неодинакова по мощности, производительности (машины, механизмы). На практике применяются условные показатели, например условные тонны, условные штуки и т.д.;

-    стоимостные показатели - обобщающие показатели в руб. Различают:

Товарную продукцию (ТП), которая включает в себя:

-    стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации;

-    стоимость полуфабрикатов собственной выработки для реализации на сторону;

-    продукцию вспомогательных, подсобных, непромышленных производств и хозяйств, предназначенную к отпуску на сторону (прочие виды деятельности).

Не входит в товарную продукцию все, что выработано, закончено производством для собственного потребления.

Валовую продукцию (ВП) - весь объем работ или стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за период времени, определяется как ТП с учетом изменения незавершенного производства на начало и конец периода

ВП = ТП + - АНЗП .

Реализованную продукцию (РП) - стоимость продукции, по которой перешло право собственности от продавца к покупателю (предназначенной к продаже и подлежащих оплате в отчетном периоде). Определяется как сумма ТП и изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.

РП = ТП + - АОнрп

Остатки нереализованной продукции включают:

-    готовая продукция на складе;

-    отгруженные товары, право собственности на которые не перешло от продавца к покупателю;

-    товары на ответственном хранении у покупателя.

Оплаченную продукцию - реализованная продукция, по которой

получена оплата от покупателя. Определяется как сумма РП и изменение остатков неоплаченной продукции на начало и конец периода

ОП = РП +- АОнп .

Чистую продукцию (ЧП) - объем ТП за минусом амортизационных отчислений и материальных затрат, т.е. добавленная стоимость в сумме: зарплата, налоги и платежи, прибыль или валовой доход.

Товаротранспортное предприятие системы Газпром - объем продукции (услуги) измеряется как отношение объема транспортируемого газа (куб.м) к длине транспортного коридора (км), т.е. куб.м газа/км; тарифная ставка стоимости товаро-транспортной работы устанавливается из расчета млрд. куб.м / 100 км.

Предприятие по переработке нефтепродуктов - объем продукции измеряется в тоннах выработанных (реализованных) нефтепродуктов: бензин, ШФЛУ, дизельное топливо и т.д.

Предприятия по добыче газа - объем продукции измеряется в куб.м добытого, (реализованного) газа.

Производственная мощность предприятия.

Производственная мощность предприятия - это расчетный максимально возможный выпуск продукции в единицу времени (год, квартал) при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам, передовой технологии и организации.

Производственная мощность и пропускная способность - синонимы. Производственная мощность измеряется в тех же единицах, что и объем производства.

Основными элементами, определяющими производственную мощность, являются:

-    состав оборудования и его количество по видам;

-    технико-экономические показатели использования оборудования, производительность оборудования, трудоемкость выпускаемой продукции;

-    фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия;

-    производственная площадь предприятия (основных цехов);

-    номенклатура изделий, работ, услуг, непосредственно влияющих на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.

При расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования из-за недостатка рабочей силы, сырья, электроэнергии, организационные неполадки, потери времени из-за ликвидации брака.

Производственная мощность подвержена изменениям в связи с использованием новой техники и технологии, материалов, развития специализации и кооперирования и т.д.

Баланс производственных мощностей - специальный баланс, который посредством системы показателей характеризует динамику производственных мощностей. Включает производственные мощности на начало периода, источники роста мощностей, уменьшение мощностей.

Различают:

-    входную мощность - мощность на начало периода;

-    выходную мощность (Мк) - баланс мощности - мощность на конец периода, алгебраическая сумма входной мощности, вновь введенной мощности и выбывшей мощности:

Мк = Мн+Мс+Мр+Мп+ - Миз-Мвыб Мн - мощность на начало периода,

Мс - ввод мощности в результате строительства,

Мр - прирост мощности в результате реконструкции,

Мп - увеличение мощности в результате технического перевооружения,

Миз - изменение мощности вследствие изменения номенклатуры продукции (трудоемкости выпуска продукции)

Мвыб - уменьшение мощности вследствие выбытия оборудования.

-    среднегодовая мощность - мощность, которой будет располагать предприятие в среднем за период

Мср = Мн + (Мввед х Чвв)/12 - (М выб хЧв) /12 -Мввед - ввод мощностей в течение периода,

Чвв - число месяцев эксплуатации введенных мощностей,

Чв - число месяцев с момента выбытия мощности до конца года.

Для определения резерва мощностей рассчитывается коэффициент использования производственной мощности (Км):

Км = (V/ Мср) х 100% -

V - объем производства за период;

Мср - средняя мощность за период.

Производственная программа.

Производственная программа (план производства) представляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса. Содержание производственной программы определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. Производственная программа - основной раздел планирования хозяйственной деятельности предприятия.

Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, сформированного портфеля заказов, ограничений по всем видам ресурсов предприятия.

Производственная программа разрабатывается с учетом производственных мощностей предприятия. При выявлении «узких мест» (отставание отдельных производств, участков от ведущих), разрабатывается программа по ликвидации «узких мест»:

-    перераспределение работ между исполнителями;

-    увеличение сменности работы;

-    внедрение научной организации труда, перераспределение оборудования между подразделениями;

-    углубление специализации и кооперирования;

-    улучшение технической оснащенности производства;

-    модернизация и пополнение парка оборудования.

Производственная программа содержит разделы:

-    план производства продукции в натуральном выражении;

-    план производства продукции в стоимостном выражении.

Этапы разработки производственной программы предприятия:

-    первый этап - определение максимально возможного выпуска продукции на базе имеющихся производственных мощностей. В случае недостаточности удовлетворения портфеля заказов - второй этап;

-    второй этап - исследуется возможность наращивания производственной мощности предприятия за счет собственных финансовых источников и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. В случае недостаточности - третий этап;

-    третий этап - разработка плана технического перевооружения и реконструкции.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ