Понятие и состав продукции, работ, услуг.
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Продукция - результат производственной деятельности предприятия, предназначенный к реализации.
Номенклатура продукции - наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску.
Ассортимент продукции - разновидность этих изделий по видам, сортам, размеру и т.д. в разрезе номенклатуры.
По степени готовности продукция подразделяется:
- законченная производством, готовая к реализации,
- незавершенная производством, т.е. не прошедшая все стадии производственного процесса.
Классификация видов деятельности предприятия.
Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, разрешенные законодательством, при условии обеспечения всех законодательных норм и требований к осуществлению определенных видов деятельности (лицензии, сертификаты и т.д.). Виды деятельности, осуществляемые предприятием, указываются в уставе предприятия.
Виды деятельности подразделяются:
- основные виды деятельности - профильная деятельность предприятия. Предприятие может иметь несколько основных видов деятельности. Отнесение осуществляемых видов деятельности к основным - по принципу существенности. Принцип существенности - доля доходов вида деятельности в общей сумме доходов либо доля стоимости используемого имущества вида деятельности в общей стоимости имущества предприятия. Существенной признается доля 5-10%. Критерии отнесения к основным видам деятельности предприятие устанавливает самостоятельно. Например, в ОАО Газпром и его дочерних обществах основными видами деятельности являются:
¦ реализация газа,
¦ добыча газа,
¦ добыча газового конденсата,
¦ транспортировка газа,
¦ транспортировка газового конденсата;
¦ переработка нефтепродуктов.
- прочие виды деятельности - несущественная деятельность, разрешенная законодательством и осуществляемая предприятием в рамках закона. Деятельность, пользующаяся спросом (например, для предприятий нефтегазовой отрасли - автотранспортные услуги, услуги по ремонту зданий, сооружений, строительные услуги и т.д.).
Показатели объема продукции, работ, услуг.
Единицы измерения объема продукции:
- натуральные единицы измерения, определяются номенклатурой и ассортиментом продукции (тонны, штуки, киловатт-час, кубометры, граммы, килограммы и т.д.);
- условно-натуральные - при выпуске подобной продукции, имеющей различную потребительную стоимость, или же продукция неодинакова по мощности, производительности (машины, механизмы). На практике применяются условные показатели, например условные тонны, условные штуки и т.д.;
- стоимостные показатели - обобщающие показатели в руб. Различают:
Товарную продукцию (ТП), которая включает в себя:
- стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации;
- стоимость полуфабрикатов собственной выработки для реализации на сторону;
- продукцию вспомогательных, подсобных, непромышленных производств и хозяйств, предназначенную к отпуску на сторону (прочие виды деятельности).
Не входит в товарную продукцию все, что выработано, закончено производством для собственного потребления.
Валовую продукцию (ВП) - весь объем работ или стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за период времени, определяется как ТП с учетом изменения незавершенного производства на начало и конец периода
ВП = ТП + - АНЗП .
Реализованную продукцию (РП) - стоимость продукции, по которой перешло право собственности от продавца к покупателю (предназначенной к продаже и подлежащих оплате в отчетном периоде). Определяется как сумма ТП и изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.
РП = ТП + - АОнрп
Остатки нереализованной продукции включают:
- готовая продукция на складе;
- отгруженные товары, право собственности на которые не перешло от продавца к покупателю;
- товары на ответственном хранении у покупателя.
Оплаченную продукцию - реализованная продукция, по которой
получена оплата от покупателя. Определяется как сумма РП и изменение остатков неоплаченной продукции на начало и конец периода
ОП = РП +- АОнп .
Чистую продукцию (ЧП) - объем ТП за минусом амортизационных отчислений и материальных затрат, т.е. добавленная стоимость в сумме: зарплата, налоги и платежи, прибыль или валовой доход.
Товаротранспортное предприятие системы Газпром - объем продукции (услуги) измеряется как отношение объема транспортируемого газа (куб.м) к длине транспортного коридора (км), т.е. куб.м газа/км; тарифная ставка стоимости товаро-транспортной работы устанавливается из расчета млрд. куб.м / 100 км.
Предприятие по переработке нефтепродуктов - объем продукции измеряется в тоннах выработанных (реализованных) нефтепродуктов: бензин, ШФЛУ, дизельное топливо и т.д.
Предприятия по добыче газа - объем продукции измеряется в куб.м добытого, (реализованного) газа.
Производственная мощность предприятия.
Производственная мощность предприятия - это расчетный максимально возможный выпуск продукции в единицу времени (год, квартал) при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам, передовой технологии и организации.
Производственная мощность и пропускная способность - синонимы. Производственная мощность измеряется в тех же единицах, что и объем производства.
Основными элементами, определяющими производственную мощность, являются:
- состав оборудования и его количество по видам;
- технико-экономические показатели использования оборудования, производительность оборудования, трудоемкость выпускаемой продукции;
- фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия;
- производственная площадь предприятия (основных цехов);
- номенклатура изделий, работ, услуг, непосредственно влияющих на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.
При расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования из-за недостатка рабочей силы, сырья, электроэнергии, организационные неполадки, потери времени из-за ликвидации брака.
Производственная мощность подвержена изменениям в связи с использованием новой техники и технологии, материалов, развития специализации и кооперирования и т.д.
Баланс производственных мощностей - специальный баланс, который посредством системы показателей характеризует динамику производственных мощностей. Включает производственные мощности на начало периода, источники роста мощностей, уменьшение мощностей.
Различают:
- входную мощность - мощность на начало периода;
- выходную мощность (Мк) - баланс мощности - мощность на конец периода, алгебраическая сумма входной мощности, вновь введенной мощности и выбывшей мощности:
Мк = Мн+Мс+Мр+Мп+ - Миз-Мвыб Мн - мощность на начало периода,
Мс - ввод мощности в результате строительства,
Мр - прирост мощности в результате реконструкции,
Мп - увеличение мощности в результате технического перевооружения,
Миз - изменение мощности вследствие изменения номенклатуры продукции (трудоемкости выпуска продукции)
Мвыб - уменьшение мощности вследствие выбытия оборудования.
- среднегодовая мощность - мощность, которой будет располагать предприятие в среднем за период
Мср = Мн + (Мввед х Чвв)/12 - (М выб хЧв) /12 -Мввед - ввод мощностей в течение периода,
Чвв - число месяцев эксплуатации введенных мощностей,
Чв - число месяцев с момента выбытия мощности до конца года.
Для определения резерва мощностей рассчитывается коэффициент использования производственной мощности (Км):
Км = (V/ Мср) х 100% -
V - объем производства за период;
Мср - средняя мощность за период.
Производственная программа.
Производственная программа (план производства) представляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса. Содержание производственной программы определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. Производственная программа - основной раздел планирования хозяйственной деятельности предприятия.
Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, сформированного портфеля заказов, ограничений по всем видам ресурсов предприятия.
Производственная программа разрабатывается с учетом производственных мощностей предприятия. При выявлении «узких мест» (отставание отдельных производств, участков от ведущих), разрабатывается программа по ликвидации «узких мест»:
- перераспределение работ между исполнителями;
- увеличение сменности работы;
- внедрение научной организации труда, перераспределение оборудования между подразделениями;
- углубление специализации и кооперирования;
- улучшение технической оснащенности производства;
- модернизация и пополнение парка оборудования.
Производственная программа содержит разделы:
- план производства продукции в натуральном выражении;
- план производства продукции в стоимостном выражении.
Этапы разработки производственной программы предприятия:
- первый этап - определение максимально возможного выпуска продукции на базе имеющихся производственных мощностей. В случае недостаточности удовлетворения портфеля заказов - второй этап;
- второй этап - исследуется возможность наращивания производственной мощности предприятия за счет собственных финансовых источников и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. В случае недостаточности - третий этап;
- третий этап - разработка плана технического перевооружения и реконструкции. |