Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика предприятия: учебное пособие. Сазонова С.В.

Тема 5.2. Инновационная и инвестиционная деятельность на предприятии
25.01.2012, 18:38

Инновационная деятельность предприятия - деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и опытноконструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии изготовления и организации производства.

Инновационная активность непосредственно зависит от научнотехнического потенциала предприятия.

Научно-технический потенциал предприятия включает:

-    научно-технические и инженерные кадры;

-    материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств труда в области научных исследований, в т.ч. научное оборудование, установки и технику в экспериментальных цехах, лабораториях и т.д.;

-    информационное обеспечение - отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;

-    систему организации научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и управление ими на предприятии: состояние планирования и управления в сфере НИОКР, степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам, система мотивации и стимулирования персонала в осуществлении научно-технической и конструкторской деятельности;

-    инновационные показатели - количество открытий и изобретений за период, число, полученных патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, проданных и приобретенных предприятием лицензий, показатели патентной чистоты и патентной защиты новых изделий и т.д.;

-    обобщающие показатели - количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, полученная экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда и т.д.

Виды инновационной деятельности:

-    полный инновационный цикл:

¦ фундаментальные исследования - теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека. В России выполняются академическими исследовательскими организациями и научными подразделениями высших учебных заведений, финансируются государством;

¦    поисковые исследования - направлены на определение возможностей использования новых теоретических знаний в целях удовлетворения конкретных общественных потребностей. Именно с поисковых исследований начинается инновационная деятельность предприятий. Выполняются отраслевыми НИИ, КБ и т.д.;

¦    прикладные научно-исследовательские работы (НИР) - направлены на достижение практических целей, четко ориентированы на удовлетворение определенных общественных потребностей;

¦    опытно-конструкторские работы (ОКР) - имеют целью создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов дальнейшего совершенствования. Базируются на знаниях, полученных в результате предшествующих научных исследований;

¦    промышленное освоение;

¦    производство;

¦    сбыт;

-    частичный инновационный цикл - осуществление некоторых этапов инновационного цикла.

На предприятии инновационная деятельность осуществляется через инновационный проект.

Инновационный проект - это жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса.

Инновационный проект включает:

-    НИОКР;

-    освоение продукта и проведение пробных продаж;

-    развертывание выпуска продукции;

-    поддержание выпуска и продаж;

-    модернизацию и обновление продукта;

-    прекращение его выпуска.

Отличия инновационного проекта от инвестиционного проекта:

-    относительно меньшая достоверность предварительной экономической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения результатов, предстоящих затрат, будущих доходов и т.д.);

-    участие высококвалифицированных специалистов и использование уникальных ресурсов;

-    возможность прекращения инновационного проекта без «физического связывания» инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь;

-    вероятность получения потенциальной коммерческой ценности, что требует гибкости, маневренности управления проектом, способности быстрого вхождения в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

Организация управления инновационной деятельностью - это часть управленческой структуры предприятия. Цели и задачи управления инновациями должны соответствовать общей идеологии развития предприятия.

Управление инновациями осуществляется в следующих направлениях:

-    управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработка);

-    управление инновационными проектами;

-    управление внешними условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.

Инновационная стратегия предприятий. Основные направления стратегии:

-    совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;

-    создание и освоение новых продуктов и технологий;

-    повышение качественного уровня технико-технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;

-    повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала предприятия;

-    совершенствование организации управления инновационной деятельностью;

-    рационализация ресурсной базы;

-    обеспечение экологической и технологической безопасности;

-    достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ