Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Шпаргалка по теории организации. Кабкова Е.Н.

Вопросы 33-40
21.12.2011, 17:54

33. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Существует следующее разделение организаций по функциональному назначению.

1. Факторинговые фирмы.

Факторинг – это финансирование под уступку банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Существует два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный. Конвенционный факторинг – система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование и т. д.

Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства, но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы.

Конфиденциальный факторинг выполняет только некоторые операции: уступка права на получение денег, оплата долгов и т. п. Он является формой предоставления поставщику-клиенту факторинга – кредита под отгруженные товары, а покупателю-клиенту факторинга – платежного кредита.

2. Инжиниринговые фирмы.

Инжиниринг – предоставление на основе договора одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов, усовершенствованием имеющихся производственных процессов. Предоставление на основе договора полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг.

Консультативный инжиниринг связан с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля за проведением работ.

Технологический инжиниринг состоит в предоставлении заказчику технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработки проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и др.

Строительный, или общий, инжиниринг – это предоставление оборудования, техники и монтаж установок, включая инженерные работы.

3. Лизинговые фирмы.

Лизинг – это форма долгосрочного договора аренды, характеризующегося определенными условиями использования арендованного имущества. Существует три основных вида лизинга: финансовый, оперативный и обратный. При финансовом лизинге арендодатель изготавливает или приобретает в собственность указанное арендатором оборудование и передает ему его за плату во владение и пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, часто совпадает со сроком его амортизации. Имущество может перейти в собственность арендатора как по истечении срока лизинга, так и ранее после внесения им всей установленной выкупной суммы.

При оперативном лизинге срок пользования имуществом короче срока его амортизации, что позволяет арендодателю многократно передавать имущество в лизинг. При этом арендаторы имеют право досрочно возвратить взятое в лизинг имущество и тем самым получают возможность постоянно использовать в производстве временное оборудование.

При обратном лизинге собственником имущества является будущий лизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем заключает с ним договор аренды на это имущество.

34. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Одна из важнейших тенденций развития экономики – формирование и усиление корпоративных структур.

Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний.

Кроме общемировых тенденций корпоративного развития, в России действуют специфические факторы, диктующие необходимость формирования корпоративного звена.

Поиск новых форм кооперации обусловлен обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенностью перспектив.

К числу специфических факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, относится такой, как рост транзакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы.

В последние годы произошли структурные преобразования нефтяного сектора России путем создания нефтяных акционерных компаний, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефти и нефтепродуктов, в целях формирования конкурентного рынка и защиты интересов потребителей.

Структурная перестройка предусматривает создание вертикально интегрированных нефтяных компаний путем присоединения принадлежащих государству акций акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов.

Основными критериями формирования нефтяных компаний являются производственно-технологическая целесообразность их создания, обеспечивающая сбалансированность объема добычи нефти, ее переработки и покрытия потребностей экономики в нефтепродуктах, обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках нефти и нефтепродуктов.

Нефтяные компании и подконтрольные им акционерные общества могут участвовать в финансово-промышленных группах.

Государство заключает контракты с нефтяными компаниями на поставку нефти, продуктов ее переработки и нефтяного газа для федеральных нужд и по межправительственным соглашениям.

Нефтяные компании могут создаваться в форме:

– акционерных обществ без непосредственного закрепления за государством части их собственности;

– акционерных обществ с частичным закреплением за государством их собственности;

– государственных компаний при полном закреплении их активов в государственной собственности.

Форма собственности компаний не может служить основанием для получения каких-либо экономических и финансовых льгот или привилегий. Деятельность нефтяных компаний регулируется едиными государственными нормативами и рыночными условиями.

В нефтяных комплексах используется двухуровневая структура управления: первый уровень (нижний) – нефтяные компании, управляющие группой подконтрольных акционерных обществ за счет владения пакетами их акций; второй уровень (верхний) – федеральные органы управления, обеспечивающие управление нефтяными компаниями через своих представителей в советах директоров этих компаний или государственное участие в их капитале.

35. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

Стратегический альянс – это соглашение между организациями о совместной работе для получения доступа к новым знаниям, технологиям и рынкам и о выполнении задач, приносящих взаимную выгоду.

Они могут иметь различные организационные структуры, технологические акценты, механизм финансирования и состав персонала. К стратегическим альянсам относятся функциональные соглашения, соглашения об участии в активах с созданием совместных предприятий, образовании новых организаций.

Стратегические альянсы имеют основную задачу – эффективно управлять знаниями, чтобы ускорить разработку, передачу и коммерциализацию технологий и тем самым ускорить их доступ на новые рынки.

В коммуникациях различают пассивные и активные звенья.

Пассивные звенья связаны со средствами массовой информации. Это доклады, статьи и видеоматериалы.

Активные звенья – это непосредственные взаимодействия людей.

Они могут варьироваться от телеконференций до образования целевых групп и демонстраций на рабочем месте. Чем больше звеньев и чем они активнее, тем больше шансов на эффективное управление технологиями.

Поэтому стратегические альянсы должны усиливать механизмы активных коммуникаций.

В стратегических альянсах, когда принятие решений осуществляется вне границ корпорации, управление знаниями концентрирует внимание на таких задачах, как: – создание, сохранение и распределение комплексных глобальных активов, находящихся в совместной собственности;

– выработка процедур принятия решений, необходимых для противостояния кризисам в любой части образованной сети;

– использование новых ролей и обязанностей. Организация управления стратегическими альянсами вместе с традиционными управленческими структурами предполагает существование ряда новых структурных позиций – экспедиторов решений, альянс-энтузиастов и альянс-менеджеров, персонала, работающего с потребителем.

Экспедиторы решений – отдельные лица или группы, обеспечивающие ускорение принятия решений, наделяются соответствующими полномочиями.

Альянс-энтузиасты и альянс-менеджеры взаимодействуют с участниками стратегического альянса в целях развития как компании, так и всего альянса. Нередко они являются частью группы связи, создаваемой для стыковки систем управления компаний-участников.

Персонал, работающий с потребителем, получает информацию о качестве продукции из первых рук, наделен соответствующими полномочиями для устранения проблем в случае претензий со стороны клиентов. Входит в систему управления, обосновывает и реализует важнейшие решения по взаимоотношениям с клиентами.

Отличительная черта управления альянса от традиционного управления – признание важности как формальных, так и неформальных структур и процедур. Неформальные каналы связи и контроля значительно влияют на качество управления, поскольку формальные каналы управления не могут справиться с объемом принимаемых решений. Работники должны с готовностью делиться знаниями, научиться работать с коллегами из других компаний и доверять им. От них требуется умение решать проблемы коллективно и принимать решения в виртуальной среде. Они должны быть готовы принять на себя ответственность за действия и их результаты.

36. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ФПГ

Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, роста экономического потенциала их участников.

Международная финансово-промышленная группа представляет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Характерной чертой развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами:

1) по способу формирования: по инициативе участников; по решению государственных органов; на основе межправительственных соглашений;

2) по типу организационного построения: горизонтальные – объединение многопрофильных производств; вертикальные – объединение по технологическим цепочкам; конгломеративные;

3) по форме собственности: частные; смешанные; государственные;

4) по способу внутригруппового управления: холдинги; советы акционеров; трастовые компании;

5) по территориальным границам осуществления производственной деятельности: транснациональные; межрегиональные; региональные.

Характер деятельности ФПГ, степень ее универсализации предопределяются экономической целесообразностью и степенью развитости рыночных отношений в стране.

Современной финансово-промышленной группе присущи оперативность и маневренность в управлении потоками финансовых ресурсов как между головной компанией и филиалами, так и между самими филиалами. Выбор варианта финансирования какой-либо операции предопределяется общей стратегией фирмы.

Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:

– активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия;

– разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;

– активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.

Нередко по инициативе и под контролем местной администрации создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона.

Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ: освобождение полностью или частично от налогов на имущество; льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области; передача в доверительное управление пакетов акций, находящихся в региональной собственности предприятий; предоставление инвестиционного налогового кредита.

37. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Транснациональная компания представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, но международная по сфере своей деятельности.

Транснациональные корпорации выступают в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную сеть подконтрольных зарубежных предприятий.

В транснациональных корпорациях основным хозяйственным звеном становятся центры прибыли, или автономные подразделения, ведущие самостоятельный учет соотношения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего подразделения. В ряде случаев осуществляется разделение структуры управления по стратегическим хозяйственным центрам, в которых, помимо функций контроля, осуществляется также стратегическое планирование развития данного подразделения с учетом анализа динамики рынка, маркетинговых исследований и т. д.

Транснациональная компания в широком смысле понимается как компания, ведущая операции в глобальном масштабе через свои филиалы и дочерние предприятия. Это предприятия, которые являются собственниками средств производства или контролируют производственные мощности, находящиеся вне пределов страны, где расположена штаб-квартира транснациональной компании.

При принятии решения о расширении деятельности за рубежом транснациональная компания выбирает страну или конкретный регион на основе таких факторов, как рыночные условия, факторы производства и рабочей силы, затраты и квалификация кадров, экономические и финансовые условия. Если оценка этих факторов положительная, то страна привлекает капитал широкого круга компаний, в противном случае страна будет испытывать большие трудности с притоком внешних инвестиций. Транснациональные компании обязаны:

– уважать суверенитет страны пребывания;

– исходить из экономических целей и задач политики, проводимой государством в стране пребывания;

– не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;

– не заниматься политической деятельностью;

– соблюдать законы и постановления, касающиеся ограничительной деловой практики;

– соблюдать положения, касающиеся передачи технологии и охраны окружающей среды. Большинство стран заинтересовано в иностранных инвестициях и стимулирует их привлечение такими мерами, как налоговые льготы, скидки на ранней стадии деятельности иностранных компаний, поощрение размещения в наименее развитых районах страны и т. п. От транснациональной компании требуется инвестировать капитал в местные отрасли и участвовать в общих проектах с местными партнерами, нанимать на руководящие должности местных работников, передавать технологии, способствовать развитию местных рынков, обеспечивать занятость населения и обучение работников.

Взаимоотношения между главным правлением и дочерней компанией определяются рыночными факторами. Если транснациональная компания продает технологии на рынках разных стран, дочерняя фирма должна иметь реальную возможность оперативно реагировать на местные рыночные потребности.

Деятельность транснациональной компании строится на основе взаимодействий ее подразделений.

38. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Совместное предприятие – это международная фирма, создающаяся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Оно является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями и в соответствии с законодательством определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. Важным признаком совместного предприятия считается наличие в числе его учредителей хотя бы одного иностранного инвестора.

Совместные предприятия привлекают иностранную технологию и современный управленческий опыт. Благодаря им облегчается экспорт капитала и реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании. Предприятиям с долевым участием иностранных и национальных инвесторов часто предоставляются налоговые льготы.

Совместные предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ. По своей организационной структуре они могут подразделяться на закрытые или открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т. д. В учредительных документах оговаривается доля каждой из сторон в уставном капитале совместного предприятия и в соответствии с этим происходит распределение прибыли.

Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контроле за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия.

Создание международных совместных предприятий связано с определенным риском. Наряду с увеличением дохода образование совместного предприятия может привести к успеху в случаях развития смежных областей деятельности.

Интересы иностранного партнера состоят в том, что он получает возможность экспортировать продукцию на защищенный местный рынок, обеспечивает свои потребности в местных материальных ресурсах и рабочей силе.

Местная материнская компания реализует свои интересы, связанные с получением дохода в твердой валюте и развитием смежных производств. Местные власти стремятся содействовать иностранным инвестициям, ограничивая иностранного инвестора долей участия в акционерном капитале, которая не дает контроля над предприятием, и устанавливая жесткие условия найма местной рабочей силы, передачи технологий, покупки местных материалов и т. д.

Основной определяющий фактор успеха совместных предприятий – это выбор партнера. Потенциал партнера должен отвечать основным целям планируемого предприятия, их основные характеристики должны наилучшим образом взаимно дополнять друг друга.

Отношения компаний-партнеров и их руководителей должны строиться на взаимном доверии и уважении.

К факторам внешней среды, которые оказывают влияние на успех и неудачи совместного предприятия, относятся политические, экономические, производственные и рыночные условия; условия внешней среды. Нередко ситуации неопределенности и изменений внешней среды могут служить аргументами в пользу только краткосрочных альянсов с очень специфическими целями.

39. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Организационная система – это совокупность двух частей: внутреннего механизма управления организации и механизма отношений с внешней средой. Механизм управленческой деятельности – это функциональные и организационные структуры, профессионализм персонала, компьютерная и организационная техника, офисная мебель, сети связи и система документооборота. Механизм отношений с внешней средой включает условия организации, в том числе регистрацию, отчетность, ликвидацию, экономические, организационные и другие отношения с партнерами по производственной деятельности.

Формами реализации организационной системы могут быть ООО, ОАО, ЗАО и др. Процесс создания организационных систем включает три стадии:

– предпроектная: разработка технико-экономического обоснования и технического задания на создание организационных систем;

– проектирование: разработка технического и рабочего проекта;

– ввод в эксплуатацию: выполнение монтажно-наладочных работ, опытная эксплуатация и приемосдаточные испытания организационных систем.

Перечисленные стадии включают следующий набор конкретных работ по созданию организационных систем:

1) постановка проблемы – составление устного описания проблемы;

2) заключение договора на проведение работ – разработка плана работ. Подготовка и заключение договора;

3) формирование экспертного совета – подготовка и издание приказа о создании экспертного совета и его функциях;

4) формализация проблемы – выбор объекта исследования, определение его исходного и желаемого состояний;

5) проведение исследования проблемы – формирование модели «дерева факторов» и модели объекта исследования;

6) определение границ проблемного объекта – составление схемы «фактор – деятельность – организационная система». Определение границ объекта;

7) выбор границ объекта управления – выбор организаций в состав объекта управления;

8) проведение обследования объекта управления – сбор и анализ материалов по объекту управления;

9) заключение договора на создание организационных систем – подготовка и подписание договора;

10) разработка технического задания на создание организационных систем – выбор организационных систем и средств их обеспечения;

11) техническое проектирование – выбор и обоснование основных проектных решений;

12) рабочее проектирование – подготовка эксплуатационной документации;

13) формирование аппарата управления и структурных подразделений организационных систем – подготовка штатного расписания и издание приказа об образовании нового структурного подразделения;

14) приобретение, монтаж и наладка комплекса технических средств – покупка и установка комплекса технических средств;

15) обучение аппарата управления работе в условиях функционирования системы – инструктаж административного персонала;

16) проведение опытной эксплуатации организационных систем – доводка организационной системы в процессе ее функционирования;

17) вход организационной системы в промышленную эксплуатацию – подготовка и издание приказа о начале промышленной эксплуатации.

40. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ

Государство выступает как властная структура, устанавливающая правила на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования. Преобладание какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти и сдерживает экономическую активность предприятий. В качестве властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие правила поведения, государство обязано создать стабильную правовую базу предпринимательства и на основе экономических и административных методов управления проводить активную политику поддержки предприятий.

Выделяют три формы государственного регулирования экономической жизни: 1) утверждение единых правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов; 3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения.

Формы и методы государственного регулирования в определенной мере зависят от разновидностей рынков, функционирующих в экономике. Рынки можно подразделить на следующие основные виды:

– рынок потребительских товаров, т. е. товаров и услуг, используемых в личном потреблении;

– рынок инвестиционных товаров, т. е. товаров, предназначенных для производства, хранения и продажи потребительских товаров;

– рынок недвижимости, объединяет объекты, которые используются в личном и государственном потреблении, коммерческих целях;

– рынок рабочей силы, т. е. товара, стоимость которого включает знания, умственные и физические способности работника, добровольно за плату предоставляемые в распоряжение работодателя;

– рынок капитала, т. е. денежных средств, используемых для получения прибыли;

– рынок информации, используется для извлечения прибыли на рынках потребительских и инвестиционных товаров, недвижимости, рабочей силы и капитала.

Общее регулирование отношений между продавцами и покупателями осуществляется системой контрактного и трудового права.

Государство берет на себя обязанности по контролю за рынками в процессе совершения сделок (лицензирование, сертификация, текущая инспекция, разрешительная регистрация и др.). В процессы регулирования рынка вовлечены федеральные министерства и ведомства, органы регионального управления.

Среди мер государственной поддержки – прямые субсидии, освобождение от налогов, льготное кредитование, отсрочка налоговых и социальных платежей, установление норм ускоренной амортизации, государственные контракты и т. п.

Особое внимание обращается на предоставление государственной помощи мелким и средним предприятиям, поощрение научно-технической деятельности, защиту окружающей среды.

Чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Но никто не может определить пределы вмешательства государства в экономическую жизнь.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ