Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Статьи

Внутрифирменное предпринимательство
21.12.2011, 01:39

Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

В то же время многие традиционные предприятия [1] недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

В теоретических исследованиях [2] уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству [3] . Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:

  • выделяются ресурсы - интракапитал [4] - для их реализации;
  • оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.

Интрапренер - это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Элементы внутреннего предпринимательства - интрапренерства - представлены на рис. 1.5, а особенности сведены в табл. 1.5.

Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:

  • активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
  • повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
  • быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
  • быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);
  • создание основы для дальнейшего развития производства.

Рис. 1.5. Элементы интрапренерства
Таблица 1.5

  Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа [5]

тадии жизнедеятельности

Взаимоотношения предприятия - учредителя и предпринимательской структуры

1. Зарождение предпринимательской идеи

Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала

2. Реализация предпринимательской идеи, создание предпринимательских хозяйственных структур

Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур

3. Устойчивая работа, прибыльность

Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды

4. Затухание

Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.


Рис. 1.6. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (рис. 1.7).

 

С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность - это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.6). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.

Таблица 1.6

  Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства

Интрапренерство

Индивидуальное

предпринимательство

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

1. Доступность финансов предприятия - партнера

1. Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение предпринимательской идеи

1. Полная свобода своих действий

1. Недостаток финансовых и прочих ресурсов для реализации предпринимательской идеи

2. Организационно-технологическая помощь при реализации предпринимательской идеи

2. Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией-учредителем рамками

2. Повышенная мотивировка

2. Сложности технологические, организационные

3. Возможность получения помощи в форс-мажорных обстоятельствах

3. Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя

3. Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной задачи

3. Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств

4. Возможности использования предпринимательской структуры системы продвижения и сбыта предприятия-учредителя

4. Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами

-

-

5. Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д.

-

-

-

Итак:

  1. Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.
  2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.
  3. В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера.
  4. Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.

 

[1] Предприятие, работающее в устойчивом режиме, в установившихся управленческих и организационно-производственных структурах и консервативно относящееся ко всем возможным изменениям.

[2] Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

[3] Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо.

[4] Интракапитал - капитал, необходимый для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

[5] Предприятие предпринимательского типа, которое работает на принципах интрапренерства, т. е. активно идет на реализацию всех возможных предпринимательских идей.

http://library.fentu.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 29
Гостей: 28
Пользователей: 1