Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ » Финансовый менеджмент: конспект лекций. Ермасова Н.Б.

5.1. Методы оценки инвестиционных проектов (1)
19.12.2011, 01:37

Инвестиционная привлекательность – сложное и многогранное понятие, которое заключается в целесообразности вложения средств в данную организацию. Выделяют ряд аспектов инвестиционной привлекательности организации: технический; коммерческий; экологический; институциональный; социальный; финансовый. Все рассмотренные аспекты инвестиционной привлекательности организации взаимосвязаны, поэтому в процессе стратегического управления инвестициями предприятия отдельные аспекты должны быть оптимизированы между собой для эффективной реализации его главной цели – обеспечения финансового равновесия предприятия, находящегося в кризисе в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития. Оно является одним из важнейших условий осуществления предприятием эффективной инвестиционной деятельности. Это связано с дефицитом финансовых средств в условиях финансового оздоровления организации. Поэтому осуществляя инвестиционную деятельность во всех ее аспектах, предприятие должно заранее прогнозировать, какое влияние она окажет на уровень финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а также оптимизировать в этих целях структуру инвестируемого капитала и инвестиционные денежные потоки. С этой целью сформулируем стратегию инвестиционной привлекательности в условиях финансового оздоровления. Стратегическое управление инвестициями предприятия охватывает следующие основные этапы (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Основные этапы стратегии обеспечения инвестиционной привлекательности организации


1. Определение инвестиционной возможности предприятия и целесообразности вложения средств. С этой целью необходимо предварительно изучить общий объем инвестиционной деятельности предприятия за предыдущие годы. На основе полученной информации необходимо определить так называемое возможное будущее на сегодняшний момент. На следующем этапе имеет смысл определить исследование целесообразности вложения средств. Как правило, для предприятий в предкризисном и кризисном состоянии наиболее типичны инвестиции, связанные с возможным снижением текущих затрат, совершенствованием технологического процесса и самой продукции, как наиболее вероятно обеспечивающие быстрый эффект и не требующие в основном крупномасштабных затрат. В некоторых случаях этим условиям удовлетворяют и инвестиции в новые товары и рынки. Инвестиционные проекты этой группы требуют наиболее тщательной проработки, включающей не только техническую и финансовую экспертизу, но и социально-экономическую, институциональную, юридическую оценку, глубокий маркетинговый анализ.

2. Исследование условий внешней инвестиционной среды. В процессе такого исследования изучаются правовые условия инвестиционной деятельности в целом и в разрезе отдельных форм инвестирования («инвестиционный климат»); анализируются текущая конъюнктура инвестиционного рынка и факторы, ее определяющие; прогнозируется ближайшая конъюнктура инвестиционного рынка в разрезе отдельных его сегментов, связанных с деятельностью предприятия.

3. Анализ стратегических целей развития предприятия, обеспечиваемых его предстоящей инвестиционной деятельностью.

В условиях кризиса предприятия, ограниченности ресурсов особенно важно определить направление главного «удара» – те недорогие, высокоэффективные и быстро окупаемые инвестиционные проекты, которые могут «вытащить» организацию из кризиса. Для этого следует:

– четко сформировать стратегию фирмы и структурировать задачи, стоящие перед ней в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

– провести классификацию проектов по их функциональной направленности и в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием;

– четко определить иерархию критериев отбора проектов, исключить преобладание внешнеэкономических критериев над социально-экономическими и финансовыми;

– разработать алгоритм определения приоритетности проектов для реализации поставленных задач;

– в качестве дополнительного, специфического критерия использовать оценку возможности привлечения финансовых средств под данный конкретный проект.

4. Формирование инвестиционной политики предприятия в отраслевом и региональном разрезе служит основой распределения инвестиционных ресурсов в разрезе его стратегических центров хозяйствования. В основе этого формирования лежит оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и регионов страны, которая требует последовательного подхода к прогнозированию инвестиционной деятельности в увязке с общей корпоративной стратегией развития предприятия.

5. Реализация решения и контроль за инвестиционной стратегией предприятия. Проекты, отобранные среди альтернативных, образуют множество независимых проектов для каждой задачи. Они рассматриваются параллельно, однако следует помнить, что в кризисной ситуации проектов может быть немного: средства крайне ограничены и их распыление по разным направлениям, как правило, неэффективно.

6. Непрерывная переоценка предпринятых инвестиционных проектов является жизненно важной частью процесса планирования капиталовложений для предприятий, находящихся в кризисной ситуации. Проекты переоцениваются относительно дефицита средств, связанных с их реализацией.

Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

Сильная сторона – это то, что компания делает хорошо, или такая характеристика, которая обеспечивает ее главную способность. Сильной стороной могут быть квалификация, важный опыт, разнообразные организационные ресурсы или конкурентные возможности, достижения, создающие компании рыночные преимущества (например, обладание наилучшей продукцией, всеобщее признание торговой марки, совершенные технологии или наилучшее обслуживание потребителей). Сильной стороной может быть также альянс или сотрудничество с партнером, обладающим таким опытом или возможностями, которые повышают конкурентоспособность компании.

Слабая сторона – это либо то, чем компания не обладает или делает недостаточно хорошо (по сравнению с остальными), либо условие, которое ставит компанию в невыгодное положение. Слабость может делать (а может и не делать) компанию уязвимой с точки зрения конкурентоспособности, в зависимости от того, какое значение придает ей рынок.

Оценка эффективности каждого инвестиционного проекта осуществляется с учетом критериев, отвечающих определенным принципам, а именно:

– влияние стоимости денег во времени;

– учет альтернативных издержек;

– учет возможных изменений в параметрах проекта;

– проведение расчетов на основе реального потока денежных средств, а не бухгалтерских показателей;

– отражение и учет инфляции;

– учет риска, связанного с осуществлением проекта.

Рассмотрим основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов более подробно и выясним их основные достоинства и недостатки.

Статические методы оценки. Наиболее распространенным статическим показателем оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости (Payback Period – РР). Под сроком окупаемости понимается период времени от момента на чала реализации проекта до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям (капитальные затраты и эксплуатационные расходы).

Экономический смысл показателя заключается в определении срока, за который инвестор может вернуть вложенный капитал.

Для расчета срока окупаемости элементы платежного ряда суммируются нарастающим итогом, формируя сальдо накопленного потока, до тех пор пока сумма не примет положительное значение. Порядковый номер интервала планирования, в котором сальдо накопленного потока принимает положительное значение, указывает срок окупаемости, выраженный в интервалах планирования. Общая формула расчета показателя РР имеет следующий вид:

РР = min n, при котором ? Pk ? I0,

где Pk — величина сальдо накопленного потока; I0 – величина первоначальных инвестиций.

Оценка периода окупаемости приведена в табл. 5.1.


Таблица 5.1 Пример расчета показателя РР


Таким образом, точный расчет периода окупаемости дает значение 4,6 года.

Для проектов, имеющих постоянный доход через равные промежутки времени (например, годовой доход постоянной величины – аннуитет), можно использовать следующую формулу периода окупаемости:

РР = I0 / A,

где РР – срок окупаемости в интервалах планирования; I0 – суммы первоначальных инвестиций; А — размер аннуитета.

Элементы платежного ряда в этом случае должны быть упорядочены по знаку, т.е. сначала подразумевается отток средств (инвестиции), а потом приток. В противном случае срок окупаемости может быть рассчитан неверно, так как при смене знака платежного ряда на противоположный может меняться и знак суммы его элементов.

Другим показателем статической финансовой оценки проекта является коэффициент эффективности инвестиций (Account Rate of Return – ARR). Данный коэффициент называют также учетной нормой прибыли или коэффициентом рентабельности проекта. Существует несколько алгоритмов исчисления ARR. Первый вариант расчета основан на отношении среднегодовой величины прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта за период к средней величине инвестиций

ARR = Pr / (1/2)I0ср,

где Pr – среднегодовая величина прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта; I0ср – средняя величина первоначальных вложений, если предполагается, что по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны.

Иногда показатель рентабельности проекта рассчитывается на основе первоначальной величины инвестиций

ARR = Pr / I0.

Рассчитанный на основе первоначального объема вложений, он может быть использован для проектов, создающих поток равномерных доходов (например, аннуитет) на неопределенный или достаточно длительный срок.

Второй вариант расчета основан на отношении среднегодовой величины прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта за период к средней величине инвестиций с учетом остаточной или ликвидационной стоимости первоначальных инвестиций (например, учет ликвидационной стоимости оборудования при завершении проекта)

ARR = Pr / (1 / 2)(I0 – If ),

где Pr — среднегодовая величина прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта; I0 – средняя величина (величина) первоначальных вложений; If – остаточная, или ликвидационная, стоимость первоначальных инвестиций.

Преимуществом показателя эффективности инвестиций является простота расчета. В то же время он имеет и существенные недостатки. Этот показатель не учитывает стоимости денег во времени и не предполагает дисконтирования, соответственно, не учитывает распределения прибыли по годам, а следовательно, применим только для оценки краткосрочных проектов с равномерным поступлением доходов. Кроме того, невозможно оценить возможные различия проектов, связанных с разными сроками осуществления.

Поскольку метод основан на использовании бухгалтерских характеристик инвестиционного проекта – среднегодовой величине прибыли, то коэффициент эффективности инвестиций не дает количественной оценки прироста экономического потенциала компании. Однако данный коэффициент предоставляет информацию о влиянии инвестиций на бухгалтерскую отчетность компании. Показатели бухгалтерской отчетности иногда являются важнейшими при анализе инвесторами и акционерами привлекательности компании.

Динамические методы оценки. Оценка эффективности каждого инвестиционного проекта осуществляется с учетом критериев, отвечающих определенным принципам, а именно:

– влияние стоимости денег во времени;

– учет альтернативных издержек;

– учет возможных изменений в параметрах проекта;

– проведение расчетов на основе реального потока денежных средств, а не бухгалтерских показателей;

– отражение и учет инфляции;

– учет риска, связанного с осуществлением проекта.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ