Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Деньги, кредит, банки: учебное пособие. Жукова С.С.

Тема 14. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка
17.01.2012, 20:15

Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка являются финансовыми результатами его деятельности. При этом конечный результат - прибыль - определяется как разница между доходами и расходами. Правильное отображение в бухгалтерском учете всех статей данных показателей связано с формированием налогооблагаемой базы и расчетом налогов.

В состав доходов банка включают следующие статьи:

•    начисленные и полученные проценты по кредитным ресурсам, размещенным банком как в целях предоставления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов предприятиям и организациям в рублях и иностранной валюте, так и другим кредитным организациям;

•    комиссионная и иная плата за услуги, оказываемые банком клиентам по открытию и ведению их расчетных, текущих, валютных и иных счетов, в том числе за переводные, инкассовые, аккредитивные операции, за услуги по корреспондентским отношениям с другими банками;

•    плата за выдачу (получение) наличных денег, за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;

•    доходы, полученные от проведения банком факторинговых, форфейтинговых, лизинговых операций;

•    доходы по гарантийным и акцептным операциям банка, хеджированию рисков;

•    доходы, полученные в результате оказания консультационных, информационных, экспертных услуг;

•    доходы от проведения трастовых (доверительных) операций;

•    доходы от операций с наличной и безналичной иностранной валютой как от собственного имени, так и по поручению клиентов;

•    доходы за выполнение банком функций агента валютного контроля;

•    доходы от операций с ценными бумагами;

•    доходы от проведения операций с драгоценными металлами;

•    доходы, связанные с долевым участием в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам банка.

В состав расходов банка включают следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде:

1. Расходы, связанные с осуществлением непосредственно банковской деятельности:

•    начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счетам «лоро» банков-корреспондентов, срочным вкладам и депозитам, а также по межбанковским кредитам. Следует отметить, что большинство банков по счетам до востребования не устанавливает плату, поскольку остатки на данных счетах являются наиболее мобильными и сложно прогнозируемыми в контексте привлеченных ресурсов. В случае проведения активной политики по привлечению клиентов банк прибегает к начислению процентов по рассматриваемым счетам либо в зависимости от достижения определенного уровня суммы денежных средств на счете при неснижаемом остатке, однако размер этих процентов в большей степени носит символический характер;

•    расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;

•    расходы по операциям с ценными бумагами;

•    расходы по операциям с драгоценными металлами;

•    расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, операционные расходы.

2.    Расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка, содержанием материально-технической базы и инвентаря:

•    амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;

•    арендная плата по основным средствам;

•    эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, транспорта;

•    канцелярские расходы.

3.    Расходы, создающие условия для проведения банковских операций:

•    расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

•    расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсимильной и спутниковой связью;

•    расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, дорожных чеков и др.);

•    расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек, других носителей банковской информации;

•    расходы по подписке на специальные издания (журналы, газеты), приобретению литературы, необходимой для осуществления банковской деятельности;

•    суммы оплаты за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, за предоставление услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников;

4.    Расходы, связанные с имиджем банка, продвижением его на рынке банковских услуг, выполнением необходимых требований Банка России:

•    представительские расходы;

•    расходы на рекламу;

•    служебные командировки;

•    оплата маркетинговых, консультационных, информационных услуг, оказываемых банку;

•    оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями ЦБ РФ;

•    отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг).

5. Расходы на содержание аппарата управления, по оплате труда работников банка и связанные с ними обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ.

Таким образом, доходы и расходы коммерческого банка возникают как при осуществлении специфических банковских операций, так и в результате другой деятельности, не противоречащей действующему законодательству, как хозяйственного субъекта. При этом основным принципом деятельности банка является коммерческий расчет, т.е. доходы должны покрывать все текущие расходы и создавать средства для его дальнейшего развития. Определение окончательных результатов деятельности банка (прибыли или убытка) производится согласно решению, принятому банком и закрепленному документально: ежемесячно, ежеквартально, по окончании года. В течение отчетного года прибыль или убыток формируется нарастающим итогом.

Прибыль коммерческого банка - это часть прибавочной стоимости, созданная в сфере реализации банковских продуктов и оказания банковских услуг.

Рентабельность банковской деятельности - это показатель, характеризующий отношение чистой прибыли банка к затратам.

По окончании года после определения балансовой прибыли следующим этапом является уплата налогов в бюджет в соответствии с законодательством из балансовой прибыли.

В настоящее время ставка налога на прибыль коммерческих банков составляет 24%.

Оставшаяся в распоряжении банка прибыль называется чистой прибылью.

Дальнейшее использование оставшейся после уплаты налогов в бюджет прибыли (чистой прибыли) осуществляется в порядке и размерах, которые установлены общим собранием акционеров (пайщиков) по следующим направлениям: дивиденды акционерам (пайщикам) от участия в уставном капитале акционерного банка (кредитной организации, созданной в форме ООО), отчисления в резервный фонд, фонд накопления, фонды специального назначения и другие фонды, а также, возможно, и на другие цели, не противоречащие законодательству (например, на благотворительность).

В целях совершенствования банковского менеджмента и повышения эффективности деятельности банка в целом и его структурных подразделений в частности при проведении финансового анализа доходов и расходов банка следует прибегать к структурной группировке статей по принципу возникновения доходов и расходов. Целесообразно выделять группы доходов и расходов по операциям на межбанковском и на валютном рынках (безналичная, наличная иностранная валюта, кредиты в валюте), по обслуживанию наличного денежного оборота (кассовые операции и инкассация денег), операциям по кредитованию реального сектора экономики и срочные депозиты, операции на рынке ценных бумаг.

В рамках установления комиссионной и иной платы за осуществляемые банком операции следует уделять особое внимание разработке грамотной тарифной стратегии. Банк должен рассчитывать реальные издержки от каждого вида услуг и сообразно им регулировать свои комиссионные. Тарифная стратегия должна отражать общую политику банка по работе с клиентом, т.е. активное продвижение на рынок банковских услуг или сохранение старых позиций, привлечение каких-либо конкретных групп клиентов (например, наиболее крупных) или в целом демпинговую политику с целью заинтересовать все категории клиентов.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ