Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Финансы, денежное обращение и кредит: учебный курс

Тема 7. Финансовый контроль
18.01.2012, 16:30

1.      Финансовый контроль и его содержание

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности фирмы, а также функция управления с применением специфических форм и методов его (контроля) организации.
Объектами финансового контроля являются:

  • денежно-распределительные процессы формирования финансовых ресурсов и их использования;
  • финансово-стоимостные показатели: прибыль, налоги, рентабельность, себестоимость и т.д.

Фактически объектом финансового контроля является вся производственно-торговая деятельность фирмы.
Сферой государственного финансового контроля является:
1)     составление и использование госбюджета;
2)     формирование внебюджетных правительственных фондов;
3)     местные финансы ;
4)     финансы государственных предприятий;
5)     налоги фирм всех других (кроме государственных) форм собственности и частных лиц.
Сами финансы на стадии формирования их и расходования выполняют контрольную функцию в силу своего свойства.
Необходимым условием эффективного финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности юридических и физических лиц.
От финансового контроля вплотную зависит развитие экономики страны.

2. Классификация финансового контроля

По организации финансовый контроль можно классифицировать следующим образом.
1.     В зависимости от субъектов:

  • государственный - общегосударственный и ведомственный;
  • внутрихозяйственный - бухгалтерский и финансовых отделений;
  • общественный - физических лиц;
  • независимый - аудиторских лиц и служб.

2.     По формам проведения:

  • предварительный - осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов фирм, смет доходов и расходов, проектов бюджетов и др.;
  • текущий - проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе хозяйственной деятельности фирмы. Здесь проверяется полнота расчетов с бюджетом, другими кредиторами и другая финансовая деятельность;
  • последующий - после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

3.     По способам осуществления:

  • проверка - по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий;
  • обследование - охватывает отдельные стороны деятельности фирмы, но по более широкому кругу, чем проверка, (опросы, анкетирование);
  • анализ системный и пофакторный по периодической и годовой отчетности.
  • ревизия - контроль за отчетный период; ревизия бывает:
    полная;
    частичная;
    комплексная;
    плановая;
    внеплановая;
    сплошная;
    выборочная;
    документальная;
    фактическая - наличие денежных средств и ТМЦ в натуре.
    По результатам ревизии обязательно составляется акт.

3. Организация финансового контроля на уровне государства

Организация финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, закрепленными в Конституции государства.
В странах с развитой рыночной экономикой высший уровень финансового контроля возлагается на Парламент, в котором создаются специальные комитеты или комиссии по вопросам финансов, бюджета, налогов и другим вопросам финансовой политики, они же обязаны вести контроль за соблюдением норм финансового законодательства, за реализацией финансовой политики органами исполнительной власти и за госбюджетом.
Оперативным финансовым контролем занимаются министерства финансов, налоговая инспекция, специальные ведомства государственного финансового контроля.
В России существует следующая структура органов управления финансами и финансовой политикой в стране (см. рис. 1).
Счетная палата проводит экспертизу федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.
Государственная налоговая служба и ее органы на местах в лице государственных налоговых инспекций уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами.


Рис. 1. Структура органов государственного контроля

Государственные налоговые инспекции наделены широкими правами, они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей, могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, производить обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.
Казначейство призвано выполнять следующие задачи: организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также сбор и анализ информации о состоянии финансов страны, прогноз объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Совместно с ЦБР Казначейство должно осуществлять обслуживание внешнего долга России.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также и другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
К органам общегосударственного контроля относятся также:
- муниципальные финансовые учреждения;
- районные налоговые инспекции;
- кредитные учреждения (если фирма является клиентом этого учреждения);
- страховые организации;
- госкомитеты;
- министерства и ведомства;
- финансовые службы фирмы.

4. Становление и развитие аудиторского контроля

Аудитор - не государственный служащий, а независимый бухгалтер- ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля, аудиторы могут быть объединены в ассоциацию аудиторов.

Существует два вида аудита:
- внешний;
- внутренний.
Аудит не подменяет государственный контроль и не заменяет его, он обязателен для тех фирм, которые публикуют отчетность о своей финансовой деятельности или для которых аудит предусмотрен законом. Для остальных аудит - добровольная акция на основе договора между аудиторской фирмой и предприятием.
Первые аудиторские компании появились в России в 1987 году, а в 1991 году была создана Аудиторская Палата под крылом которой объединились аудиторские компании, т.о. произошло упорядочение деятельности аудиторов.
К видам деятельности аудиторских фирм относятся следующие:
1.     Финансовые экспертизы.
2.     Проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
3.     Контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению.
4.     Предотвращение занижения доходов и возможность избежания штрафных санкций.
5.     Консультирование по вопросам организации учета и управления, составления финансовой отчетности, проблемам налогообложения.
6.     Проверка правильности и эффективности внутрифирменного контроля.
7.     Постановка и организация бухучета.
8.     Подготовка документов при создании совместного предпринимательства и акционерных обществ.
9.     Посредничество при заключении торговых сделок.
10.     Предварительный и последующий контроль за заключением контракта.
11.     Содействие иностранным и российским партнерам в переговорах о сотрудничестве и учредительстве.
12.     Консалтинг по банковским, финансовым, налоговым и другим законам и др.
Аудиторское обслуживание - гарантия сохранения коммерческой тайны.

СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ

В реформировании экономики и финансов государства на 1998 год выделено 12 первоочередных задач.
1. Снижение налогов, принятие Налогового кодекса и введение его в действие с 1 января 1999 года.
2. Сокращение неплатежей, упорядочение и экономия государственных расходов.
3. Обеспечение своевременной выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетных организаций путем недопущения возобновления задолженности по заработной плате перед работниками бюджетных организаций, стабилизации деятельности Пенсионного фонда, начала реформы пенсионного обеспечения.
4. Погашение задолженности перед военно-промышленным комплексом на основе сокращения бюджетных расходов на содержание оборонного комплекса.
5. Поддержание инвестиций и структурной перестройки производства через укрепление финансовой системы, создание условий, стимулирующих рост производства и привлечения частных инвестиций; снижения темпа роста цен до 5-7 %, доведения ставки рефинансирования Банка России до 16-18 %; проведение реформы предприятий, стимулирование накоплений и сбережений.
6. Снижение тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, на отпускаемую промышленным предприятиям электроэнергию.
7. Повышение эффективности управления на основе освоения современных управленческих технологий и др.
8. Проведение земельной реформы путем создания рынка земли и недвижимости.
9. Адресная социальная защита.
10. Обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. 
11. Приведение законодательных норм регулирования трудовых отношений в соответствие с реалиями рыночной экономики через усиление правовой защищенности работников на основе совершенствования рынка труда, придания ему мобильности и гибкости, принятие нового Кодекса законов о труде РФ и введение его в действие с 1 января 1999 года.
12. Усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики через создание системы обязательного исполнения решения судов о возмещении материального ущерба гражданам и юридическим лицам на основе формирования, оснащения и начала деятельности системы судебных приставов и др.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0