Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Финансы и кредит: учебное пособие. Полякова Е.В.

9. Финансовый контроль
21.12.2011, 20:34

9.1. Сущность, задачи и органы финансового контроля

Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и др.).

При финансовом контроле проверяют: соблюдение требований закона и целевого характера использования средств; пропорции распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, национального дохода и доходов хозяйствующих субъектов; разработку и исполнение бюджетов (бюджетный контроль); финансовое состояние, в том числе платежеспособность; эффективность использования трудовых материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений; правильность исчисления и уплаты налогов и другое.

Задачами финансового контроля являются:

– обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности;

– предупреждение неплатежеспособности и банкротства;

– обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством;

– выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов;

– проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

– определение размеров ущерба;

– выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров и др.

Система органов финансового контроля в развитых странах однотипна и включает:

1) счетную палату с подчинением парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение законности финансовых операций и достоверности отчетности;

5) службы внутреннего контроля на предприятиях, задачи которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

9.2. Классификация финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

– методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;

– форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

– времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

– объектам контроля (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой).

– субъектам контроля (государственный, ведомственный, внутрифирменный, аудиторский).

В процессе проведения проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, за деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности проводится по материалам финансово-бухгалтерской отчетности предприятия с целью общей оценки результатов финансовой деятельности предприятия, его финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданного кредита и финансовым состоянием предприятия-заемщика. В случае снижения платежеспособности заемщика банк может предпринять мероприятия по ужесточению условий кредитования или потребовать досрочного возврата кредита.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Обязательный (внешний) контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэффективного использования ресурсов и нанесения ущерба деятельности предприятия. Предварительный финансовый контроль заключается в разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составлении проектов бюджетов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе совершения финансовых операций. Его задачей является контроль правильности, законности и целесообразности расходов и доходов, своевременности осуществления расчетов. Способствует соблюдению финансовой дисциплины, предупреждает возможные злоупотребления. Осуществляется бухгалтерскими службами.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, выявления недостатков и упущений в использовании ресурсов, привлечения виновных к ответственности, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

9.3. Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, Контрольно-ревизионным управлением (КРУ) и Главным управлением казначейства Минфина РФ, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовым рынкам.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Министерство финансов РФ (Минфин) не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Как правило, в ходе проверок они взаимодействуют с Министерством по налогам и сборам и правоохранительными органами.

Помимо рассмотренных выше органов финансового, универсальных органов контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства. На Федеральную налоговую службу возложены следующие функции: 1) выработка основных направлений налоговой политики и её осуществление; 2)координация деятельности территориальных налоговых органов; 3) взаимодействие с другими контролирующими и правоохранительными органами. Текущий налоговый контроль и учет налогоплательщиков осуществляют городские и районные налоговые инспекции.

Федеральная служба страхового надзора проводит лицензирование страховой деятельности, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

ЦБ РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Министерства, ведомства и другие органы государственного управления осуществляют ведомственный финансовый контроль за ходом финансово-хозяйственной деятельности подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Цель ведомственного финансового контроля – обеспечение сохранности и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.

9.4. Негосударственный финансовый контроль

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков и страховых компаний, аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль производится экономическими службами самого предприятия – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

За соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства в первую очередь отвечает главный бухгалтер.

Коммерческие банки по поручению Центрального банка России обязаны контролировать соблюдение их клиентами – физическими и юридическими лицами – установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. По своей инициативе коммерческие банки анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводится с целью проверки правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности. Это – независимая экспертиза финансового состояния коммерческих структур, осуществляемая за их счет.

В качестве аудитора могут выступать физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).

Аудиторская проверка – обязательное или добровольное (инициативное) мероприятие, осуществляемое на основе договора, заключающееся в сборе и оценке информации о финансовом положении лица, подлежащего аудиту.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, биржи, страховые компании, внебюджетные и благотворительные фонды, ОАО, предприятия с иностранным участием и др. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена по поручению прокуратуры, суда, казначейства, налоговой инспекции.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде отчета и заключения аудитора (аудиторской фирмы). Аудиторский отчет – это конфиденциальный документ, адресованный руководителям и/или собственникам предприятия, подлежащего аудиту. Содержит информацию о ходе проверки, нарушениях бухгалтерской отчетности, другие сведения, предусмотренные договором.

Аудиторское заключение – документ открытого характера, имеющий юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательным и иным правовым актам. Различают четыре варианта заключения:

– заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

– заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

– отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

– заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование по вопросам законодательства; проработку и реализацию рекомендаций различных контролирующих органов.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ