Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы: учебник. Алехин Э.В.

Тема 9. Бюджетная классификация
08.01.2012, 13:40

9.1    Понятие и виды бюджетной классификации

9.2    Доходы бюджетов разных уровней

9.3    Расходы бюджетов разных уровней

9.1 Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов бюджетов и государственного долга. Она используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

•    классификацию доходов бюджетов;

•    функциональную классификацию расходов бюджетов;

•    экономическую классификацию расходов бюджетов;

•    классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

•    классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

•    классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных долгов;

•    классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

•    ведомственную классификацию, в том числе перечни прямых получателей средств из федерального бюджета, классификацию целевых статей расходов федерального бюджета, классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

•    налоговые доходы;

•    неналоговые доходы;

•    безвозмездные перечисления;

•    доходы целевых бюджетных фондов;

•    доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Функциональная классификация расходов бюджетов — группировка расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем являются разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций. Второй уровень — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов. Виды расходов бюджетов представляют собой четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов. На этом уровне детализируются направления финансирования по целевым статьям расходов бюджетов.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской федерации включает следующие разделы:

•    государственное управление и местное самоуправление;

•    судебная власть;

•    международная деятельность;

•    национальная оборона;

•    правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

•    фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу;

•    промышленность, энергетика и строительство;

•    сельское хозяйство и рыболовство;

•    охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

•    транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

•    развитие рыночной инфраструктуры;

•    жилищно-коммунальное хозяйство;

•    предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

•    образование;

•    культура, искусство и кинематография;

•    средства массовой информации;

•    здравоохранение и физическая культура;

•    социальная политика;

•    обслуживание государственного долга;

•    пополнение государственных запасов и резервов;

•    финансовая помощь бюджетам других уровней;

•    утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

•    мобилизационная подготовка экономики;

•    исследование и использование космического пространства;

•    прочие расходы;

•    целевые бюджетные фонды.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета включает группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Такие расходы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации и утверждается законодательными или представительными органами субъектов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов и утверждается решениями представительных органов местного самоуправления.

Все ведомственные классификации расходов бюджетов составляются по каждому главному распорядителю средств в разрезе разделов, подразделов, целевых статей расходов, видов расходов.

Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Она включает следующие статьи:

•    текущие расходы: закупки товаров и оплата услуг; выплата процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;

•    капитальные расходы: капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты;

•    предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Данная классификация включает следующие статьи:

•    финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

•    государственные и муниципальные ценные бумаги;

•    бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

•    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

•    прочие источники внутреннего финансирования;

•    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

•    государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

•    кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени российской Федерации.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ имеет следующий вид:

•    кредиты международных финансовых организаций;

•    кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Российской Федерации;

•    кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Российской Федерации;

•    изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

•    прочее внешнее финансирование.

Классификация видов государственных внутренних долгов

Российской Федерации и субъектов Федерации, муниципальных долгов является группировкой долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификации позволяет повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

9.2. Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Доходы бюджетов — это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления. Они формируются на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, а также доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы, для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Момент, начиная с которого налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, определяется налоговым законодательством. Что касается неналоговых доходов и других поступлений, то они считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В доходах бюджета отражается также финансовая помощь, предоставляемая в рамках бюджетной системы от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

В доходы бюджетов зачисляются и безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также средства по взаимным расчетам. Взаимные расчеты — это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, с передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.

К налоговым доходам относятся:

•    налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций;

•    налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

•    налоги на совокупный доход;

•    налоги на имущество;

•    платежи за пользование природными ресурсами;

•    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

•    прочие налоги, пошлины и сборы.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе и бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов.

К неналоговым доходам относятся:

•    доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

•    доходы от продажи земли и нематериальных активов;

•    поступления капитальных трансфертов из негосударственных

источников;

•    административные платежи и сборы;

•    штрафные санкции, возмещение ущерба;

•    доходы от внешнеэкономической деятельности;

•    прочие неналоговые доходы.

Доходы бюджетов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности могут быть получены в виде:

•    дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

•    доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

•    процентов, полученных от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

•    процентов, полученных от предоставления бюджетных ссуд;

•    возмещения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий;

•    доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства;

•    перечисление прибыли Центрального банка РФ;

•    платежей от государственных и муниципальных организаций;

•    доходов от реализации соглашений о разделе продукции;

•    доходов от продажи квартир;

•    доходов от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования и других материальных ценностей;

•    доходов от реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов;

•    доходов от проведения Всероссийской государственной лотереи;

•    прочих поступлений.

Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты и отражаются в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.

Административные платежи и сборы включают:

•    сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов);

•    исполнительский сбор;

•    прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

К штрафным санкциям и возмещению ущерба, направляемым в доход бюджетов, относятся:

•    поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

•    санкции за нарушение порядка применения цен;

•    административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

•    суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности включают:

•    проценты по государственным кредитам;

•    поступление средств от централизованного экспорта;

•    таможенные сборы;

•    прочие поступления.

К прочим неналоговым доходам относятся, в частности, доходы от реализации и использования природного сырьевого компонента низкообогащенного урана.

К безвозмездным перечислениям относятся перечисления, поступающие от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от государственных внебюджетных фондов, от государственных организаций, от наднациональных организаций, а также средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. Перечисления от бюджетов других уровней включают: дотации; субвенции; средства, получаемые по взаимным расчетам; трансферты и др.

К доходам целевых бюджетных фондов относятся доходы фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Доходы бюджетов подразделяются на две группы.

1)    собственные доходы бюджетов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством (финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета);

2)    регулирующие доходы, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. (Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.)

Рассмотрим особенности формирования доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы.

В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы; собственные неналоговые доходы; доходы субъектов Российской Федерации, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы поступают средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Федерации и другие безвозмездные перечисления. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

•    федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством, в соответствии с пропорциями их распределения между бюджетами, утверждаемыми федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

•    таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

•    государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

•    доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

•    доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

•    части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

•    прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

•    доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться

бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по установленным нормативам.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов являются частью доходов федерального бюджета. Однако их размер зависит от целевых налогов и сборов, установленных налоговым законодательством и распределяемых между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам; доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации; доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; других неналоговых доходов в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

•    собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством и пропорциями их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами, устанавливаемыми законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

•    отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

•    доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

•    доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти

субъектов;

•    средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного

субъектам;

•    доходов в виде финансовой помощи, полученной от федерального бюджета;

•    части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;

•    других неналоговых доходов.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов, определенных законами субъектов Федерации о бюджете.

В части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом.

Доходы местных бюджетов формируются за счет: собственных доходов; доходов за счет отчислений от федеральных и региональных и регулирующих налогов и сборов; доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Особое место в доходах местных бюджетов занимают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

• собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

•    отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Федерации;

•    государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

•    доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

•    доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

•    средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям;

•    доходов в виде финансовой помощи, полученной от федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;

•    части прибыли муниципальных унитарных' предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления;

•    других неналоговых доходов.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, которыми они наделены в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете. В части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, отсрочки и рассрочки предоставляются только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

9.3. Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами и постановлениями о бюджетах на соответствующий финансовый год. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг. Указанные нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В то же время, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в пределах своих финансовых возможностей.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов. В расходах бюджетов указываются со знаком минус средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п.

В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития. Он имеет целевое назначение и предназначен для финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ. Однако в последние годы в связи с необходимостью направления значительных средств на погашение государственного долга бюджет развития в составе федерального бюджета не выделяется.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и предприятиям отдельных отраслей экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Предоставление бюджетных средств на текущие нужды осуществляется в следующих формах:

•    ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

•    средств на оплату товаров, работ, услуг, производимых или выполняемых по государственным или муниципальным контрактам;

•    трансфертов населению;

•    бюджетных кредитов юридическим лицам;

•    субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

•    инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

•    бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам;

•    кредитов и займов внутри страны за счет государственных

внешних заимствований;

•    кредитов иностранным государствам;

•    средств на обслуживание долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии.

Расходы бюджетов подразделяются также на процентные и непроцентные. Процентные расходы — это расходы, направляемые на обслуживание государственного долга. Непроцентные расходы представляют собой расходы бюджета за вычетом процентных расходов. Процентные расходы обусловлены наличием государственного внутреннего и внешнего долга. Они носят непроизводительный характер и зависят от объема заимствований, сроков займов, процентов по займам. Значительное воздействие на процентные расходы оказывает курс рубля по отношению к валютам, в которых произведены заимствования и производятся выплаты процентов. Поэтому при девальвации рубля расходы на обслуживание внешних займов возрастают, и, наоборот, при укреплении рубля они сокращаются. Текущие и капитальные расходы бюджета — это часть непроцентных расходов.

Значительный удельный вес в расходах бюджетов занимают расходы бюджетных учреждений. Они включают: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению; командировочные и другие компенсационные выплаты; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, а также в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.

Закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями только на основании государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный органом государственной власти, местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Совокупность государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета образует государственный или муниципальный заказ.

Большая роль в бюджетных расходах отводится трансфертам населению. Это бюджетные средства, выделяемые на безвозмездной и безвозвратной основах и предназначенные для финансирования обязательных выплат населению, предусмотренных законом или решением органа местного самоуправления. Трансферты населению включают: пенсии, стипендии, пособия, компенсации, другие социальные выплаты.

Из бюджета выделяются также средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита, имеющего высокую степень ликвидности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Перед предоставлением бюджетного кредита проводится предварительная проверка финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом, а также целевого использования бюджетного кредита. Возврат бюджетного кредита и плата за пользование им приравниваются к платежам в бюджет.

Процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на основании договора предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рамках бюджетной системы. За их счет покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным лагом между поступлением доходов и финансированием расходов, — кассовый разрыв.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическим или юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо на основании решения государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам — хозяйственным товариществам и обществам означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного капитала и имущества этих организаций и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в их уставном капитале. Долями участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставном капитале и имуществе управляют соответствующие органы управления государственным или муниципальным имуществом.

Для финансирования непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в составе расходной части бюджетов создаются резервные фонды органов исполнительной власти и местного самоуправления. Кроме того, в составе федерального бюджета образуется резервный фонд Президента РФ. Его средства расходуются на финансирование непредвиденных и дополнительных расходов в соответствии с указами Президента.

Бюджет развития — это составная часть бюджета, относящаяся к капитальным расходам и используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Важнейшими принципами выделения государственных инвестиций через бюджет развития являются:

1)    высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

2)    софинансирование и диверсификация риска государства с частным капиталом;

3)    конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также части доходов бюджетов. Они аккумулируются на специальных счетах органов Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в учреждениях Банка России. Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, и исполнение обязательств по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Денежные средства бюджета развития используются на финансирование инвестиционных проектов на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.

Государственные гарантии за счет средств бюджета развития являются обязательством органа исполнительной власти возместить кредитору за счет средств этого бюджета часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае невозврата заемщиком основного долга в срок, установленный кредитным договором.

Денежные средства за счет средств бюджета развития выделяются путем кредитования инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и другими источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам, а также за счет прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставном капитале этих организаций.

Кредитование инвестиционных проектов осуществляется посредством оплаты счетов за товары, работы, услуги, необходимые для реализации этих проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с уполномоченными органами исполнительной власти.

Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, объем и формы государственного участия в финансировании и обеспечение возвратности получаемых денежных средств через залоговые схемы, безусловные контргарантии финансовых институтов и др. Возмещение вложенных за счет средств бюджета развития денежных средств обеспечивается путем возврата кредитов и уплаты процентов заемщиками, а также возврата средств от реализации имущества, используемого в качестве предмета залога, в случае прекращения реализации инвестиционного проекта по вине заемщика и в других случаях, предусмотренных условиями кредитного соглашения.

Таким образом, бюджет развития является важным источником инвестиций в расширенное воспроизводство, позволяет решать проблемы совершенствования государственного финансирования.

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам базируются на разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.

Проведена инвентаризация расходных полномочий федерального, регионального и местных бюджетов, конкретизировано разграничение расходов и бюджетной ответственности органов власти и управления разных уровней.

В настоящее время применяется метод нормативной оценки бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней, соответствующих их расходным полномочиям и ответственности. Разработаны следующие нормативы, утверждаемые Правительством РФ:

•    финансирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, государственное управление, выплату пособий семьям, имеющим детей;

•    затрат на финансирование общественного транспорта, правоохранительной деятельности, учреждений культуры, физической культуры и спорта, другие нормативы, необходимые для определения обоснованных бюджетных потребностей субъектов Российской Федерации.

Оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации проводится на нормативной основе. Субъекты переходят к нормативной оценке бюджетных потребностей бюджетов муниципальных образований.

Значения бюджетных нормативов базируются на минимальных государственных стандартах и социальных нормативах с учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Российской Федерации по их финансированию в данном финансовом году. Нормативы дифференцируются по регионам согласно единой методике с учетом объективно обусловленных географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей. Бюджетные нормативы используются для расчетов финансовой помощи регионам и не предопределяют уровень и структуру бюджетных расходов субъектов Российской Федерации.

При распределении финансовой помощи субъектам Российской Федерации учитывается отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в расчете на душу населения к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам РФ — индекс бюджетных расходов. Он показывает, насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств в расчете на душу населения в данном регионе по сравнению со средними или минимальными по Российской Федерации затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования основных бюджетных расходов.

Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов из бюджетов разных уровней.

Только из федерального бюджета финансируются расходы на следующие мероприятия:

•    общегосударственное управление;

•    функционирование федеральной судебной системы;

•    международную деятельность в общефедеральных интересах;

•    национальную оборону и обеспечение безопасности государства, конверсию оборонных отраслей промышленности;

•    фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

•    государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, а также атомной энергетики;

•    ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

•    исследование и использование космического пространства;

•    содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

•    формирование федеральной собственности;

•    компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат из федерального бюджета;

•    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

•    пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

•    проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

•    федеральную инвестиционную программу;

•    обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

•    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

•    финансовую поддержку субъектов Российской Федерации;

•    официальный статистический учет;

•    прочие расходы.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансируются следующие расходы:

•    государственная поддержка отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

•    обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности;

•    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектноизыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

•    социальную защиту населения;

•    охрану окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологическую деятельность;

•    предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

•    развитие рыночной инфраструктуры;

•    развитие федеративных и национальных отношений;

•    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации;

•    обеспечение деятельности средств массовой информации.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных

уровней производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и утверждается соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Если в законодательных или других правовых актах установлены бюджетные обязательства, реализуемые из бюджетов различных уровней, то имеет место разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств между бюджетами различных уровней.

За счет средств федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ могут финансироваться объекты государственной собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. При исполнении федерального бюджета ассигнования передаются бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам.

Из средств бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на следующие цели:

•    функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

•    обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

•    проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

•    реализацию региональных целевых программ;

•    формирование государственной собственности субъектов Федерации;

•    осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

•    содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

•    обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

•    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

•    осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

•    компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Только из средств местных бюджетов финансируются расходы на следующие цели:

•    содержание органов местного самоуправления;

•    формирование и управление муниципальной собственностью;

•    организацию, содержание и развитие учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

•    содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

•    организацию, содержание и развитие муниципального жилищнокоммунального хозяйства;

•    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

•    благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организацию утилизации и переработки бытовых отходов, кроме радиоактивных;

•    содержание мест захоронения;

•    организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

•    обеспечение противопожарной безопасности;

•    охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

•    реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

•    обслуживание и погашение муниципального долга;

•    целевое дотирование населения;

•    содержание муниципальных архивов;

•    проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

•    прочие расходы.

Таким образом, расходы бюджетов различных уровней имеют серьезные различия, обусловленные разграничением полномочий и предметов ведения между различными органами власти и управления. Они определяются функциями и задачами, которые выполняют законодательные и исполнительные органы власти того или иного уровня. Общая тенденция в области расходов бюджетов направлена на их сокращение путем рационализации, отказа от финансирования неэффективных мероприятий, расширения принципа субсидиарности, адресности и прозрачности.

Вопросы для повторения:

1)    Дайте определение бюджетной классификации.

2)    Что включает в себя бюджетная классификация Российской Федерации?

3)    Как формируются доходы бюджета РФ?

4)    Что относится к неналоговым доходам?

5)    Что представляют собой расходы бюджета?

6)    На какие виды делятся расходы бюджета?

Литература:

1)    Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. -М., ЮНИТИ, 2002.

2)    Якобсон Л.П. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М., ГУВШЭ, 2000.

3)    Бюджетный кодекс РФ. - М., Проспект, 2007.

4)    Г.Б. Поляк. Бюджетная система России. - М., ЮНИТИ, 2000.

5)    Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. -М., ИНФРА -М, 2000г.

Тестовые контрольные задания

1. Выберите правильное определение бюджетной классификации:

1) это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов бюджетов и государственного долга

2)    это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с их последующим перераспределением в интересах государства

3)    это основное звено государственных и муниципальных финансов, состоящее из доходов и расходов бюджетов различных уровней и органов бюджетного администрирования

2.    Экономическая классификация расходов бюджетов является :

1)    группировкой расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства

2)    группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию

3)    группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

3.    Доходы бюджетов - это:

1)    часть бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

2)    это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств — бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в виде индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, обусловленная необходимостью обеспечения функционирования государства

3) это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления.

4.    Расходы бюджетов - это:

1)    это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления

2)    процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами и постановлениями о бюджетах на соответствующий финансовый год

3)    обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации

5.    Капитальные расходы бюджетов - это:

1)    часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

2)    часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и предприятиям отдельных отраслей экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций

3) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ