Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История экономики: курс лекций (СИБИТ)

Тема 10 ВТОРОЙ ЭТАП НТР И ГЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ XX В.
16.11.2017, 17:04

10.1 Переход ко второму этапу НТР и усиление влияния США и Японии на мировую экономику

После «великой депрессии» 1929–1933 гг. мир почти полвека не переживал сильных экономических потрясений. В первые десятилетия после Второй мировой войны, в 1950– 1960–х гг., происходили крупные инновации во всех сферах экономики, кривая производства шла вверх, была достигнута почти всеобщая занятость, проводились социальные реформы и повышался уровень жизни населения. Благоприятная экономическая конъюнктура не исключала, конечно, кризисных явлений, спадов производства в отдельных странах.

Первый после Второй мировой войны мировой циклическим кризис вспыхнул в 1974– 1975 гг. Он поразил все страны, все отрасли экономики, вызвал огромное падение производства, и по разрушительной силе был сравним лишь с «великой депрессией»– 1929–1933 гг. Как и при прежних потрясениях такого рода, наибольшие потери понесли высокоразвитые страны. Выпуск промышленной продукции сократился на 20 % в Японии, на 15 % – в США, на 13 % – в Италии. Всюду образовалась недогрузка производственных мощностей, во всех странах они использовались в среднем не более чем на 70 %. Сокращение производства повлекло массовые увольнения рабочих, инженерно–технических работников.

Важнейшей причиной масштабности, глубины экономических потрясений, происходивших в середине 1970–х гг., было переплетение циклических кризисов производства с так называемыми структурными кризисами.

Структурные кризисы – это длительные, подчас хронические потрясения отдельных отраслей мирового хозяйства, отраслей ключевых, макроэкономических, которые воздействуют на всю мировую экономику, на все параметры общественного производства. Особенность структурных кризисов состоит в том, что они возникают в известной мере независимо от движения промышленного капитала, порождаются всей системой международных экономических отношений. С середины 1970–х гг. действовало несколько структурных кризисов. Их общую основу составил энергетический кризис. После Второй мировой войны главным энергоносителем во всех развитых странах стала нефть, и энергетический кризис разразился как нефтяной кризис. На протяжении 1970–х – 1980–х гг. мир пережил два нефтяных потрясения: первое– начало 70–х, которое длилось до 1974 г., и второй нефтяной шок, который значительно превзошел первый: цена одного барреля повысилась до 34–40 долл.

Накопления средств, и внутренних, и внешних в ведущих странах мира, было достаточно, однако, инвестиционная активность промышленных компаний оставалась низкой. Капиталовложения вливались в производство на основе прежних технологий и отраслевых структур, не способных служить действенной основой для высвобождения из кризиса и подлинного промышленного подъема. Уже вырисовывалась необходимость перестройки отраслевой структуры производства, внедрения новых технологий, новых направлений научно–техническом прогресса, но пути их были еще неясны. В результате в начале 1980–х гг. на мировое сообщество обрушился новый циклический кризис.

В таких условиях с середины 1980–х гг. ситуация в мировом хозяйстве стала быстро изменяться. Начались поиски новых нефтяных месторождений, способных сократить зависимость от нефтедобычи стран ОПЕК. Была открыта нефть в Северном море, на Аляске, в Египте и Мексике. Возрос экспорт нефти из Малайзии, Анголы, Китая и Египта. В качестве крупного экспортера нефти выступал Советский Союз. Таким образом, страны – члены ОПЕК перестали быть единственными поставщиками нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, и цены на нефть стали быстро падать: в 1986 г. 1 баррель нефти стал продаваться за 6–7 долл.

Одновременно в развитых странах были приняты меры по экономии жидкого топлива, начали разрабатываться и применяться ресурсосберегающие технологии. Подтвердился опыт всех предшествующих лет, свидетельствующий, что экономические кризисы всегда играют конституирующую роль в развитии экономики, дают толчок модернизации производства, дальнейшему развитию научно–технического прогресса. В развитых странах начался переход ко второму этапу научно–технической революции.

Первые его признаки относятся концу 1970–х – началу 1980–х гг. Главными направлениями на этом этапе становятся электронизация производства, информатика и биотехнология. Они нацелены на снижение материало- и энергоемкости производства,  на широкое, повсеместное внедрение ресурсосберегающей технологии. Во всех сферах хозяйства наукоемкость становится основной чертой экономического развития.

Главное содержание этих направлений научно–технического прогресса состоит в следующем, в первую очередь в электронизации производства, которая существенно изменила структуру экономики развитых стран.

1) Использование интегральных схем уменьшило и удешевило энергоснабжение производителей. Электронизация стала основным направлением в развитии ресурсосберегающих технологий.

2) Электронизация чрезвычайно расширила масштабы автоматизации производства. Если на первом этапе НТР она охватывала лишь отдельные производственные процессы, то на втором она распространилась на весь процесс, включая все его подсобные службы.

3) Пополнение интегральных схем новыми компонентами и ускорение их интегрируемого взаимодействия значительно сократило цикл разработки новых изделий, следовательно, повысило эффективность гибких производственных систем. На втором этапе НТР обозначился переход от крупносерийного, индустриального производства к производству малосерийному, означающему принципиально новый этап в развитии экономики.

4) Одним из важнейших участников и условий электронной автоматизации производства стала в конце XX в. роботизация, появление новых материалов в промышленном производстве, которые резко повысили эффективность производства и явились составляющей частью ресурсосберегающих технологий.

5) Еще более значительным и приоритетным направлением НТП становится на втором этапе НТР информатика, или информатизация мирового экономического развития. В основе этого развития лежит широкое и повсеместное использование такого ресурса, как накопленные за предыдущий период и вновь накопляемые знания, все более замещающие затраты материальных ресурсов. В конце XX и в начале XXI вв. мир вступил в информационную революцию, и стали закладываться основы так называемого информационного общества. Признаками этого общества являются:

- широкое распространение информации и ее превращение в ключевой экономический ресурс хозяйственного развития;

- развитие рынка информационных товаров и услуг;

- превращение науки в лице университетов и исследовательских организаций, где создаются научные знания, и откуда исходит поток научной информации, в главный институт современного общества.

Период, в котором общество будет покоиться на таких признаках, получает название периода постиндустриального развития.

Информационная экономика существенно отличается от традиционной индустриальной экономики. Но при всех своих отличиях информационная экономика есть все–таки разновидность рыночной экономики; хотя и в новом ее обличье, она способствует дальнейшему распространению рыночных отношений. В промышленно развитых странах, где уже давно господствуют товарно–денежные отношения, информационные продукты тоже становятся товаром и образуют специфический рынок товаров и услуг. На этом рынке обращается различная научно–техническая, экономическая, управленческая информация, накопленные в этих областях знания, то есть предметы интеллектуального труда. На этом рынке предоставляются информационные услуги, обращаются такие товары, как операционные системы, автоматизированные информационные системы «под ключ», прикладные программы в области финансов, маркетинга, распределения, программы для обрабатывающей промышленности, для сельского хозяйства и многое другое.

На втором этапе НТР произошли и институциональные изменения в экономике развитых стран – сокращение удельного веса государственного сектора, приватизация промышленных объектов, национализированных в послевоенные годы. Основными причинами денационализации явились:

- частная собственность как экономическая основа господства капиталистической системы с давних пор ее утверждения. Только экстремальные обстоятельства (Вторая мировая война, понесенные в ходе военных действий большие материальные потери, дорогостоящие процессы восстановления) заставляли частных предпринимателей соглашаться с огосударствлением. Когда задачи государственного сектора оказываются более или менее выполненными, он сходит на нет, в капиталистическом хозяйстве берет верх идея приватизации;

- растущие дефициты государственного бюджета. Государственный сектор, созданный после Второй мировой войны, финансировался из государственного бюджета, что требовало больших затрат. Расходные статьи бюджета росли быстрее доходных, покрытие расходов осуществлялось за счет эмиссий, порождающих инфляцию и болезненно сказывающихся на развитии экономики;

- большая способность частного сектора к усилению конкурентоспособности в мировом хозяйстве, завоеванию и удержанию прочных позиций на мировом рынке.

Происшедшая денационализация не исключает, однако, регулирующей роли государственного сектора в международных экономических отношениях и связях и сохраняет за ним значительную долю в финансировании отличающих конец XX в. новых направлений НТП.

Зачинателями и основополагающими лидерами второго этапа НТР явились в конце XX в. США и Япония.

В 1970–х – начале 1980–х гг. глубокие циклические потрясения и структурные кризисы негативно сказались на экономике США, определили недостаточную эффективность их хозяйствования. Усилились нестабильность и диспропорциональность экономического роста. Стала снижаться конкурентоспособность американских товаров.

Несмотря на все трудности экономического роста США первыми из всех развитых стран начали освоение новых направлений научно–технического прогресса – электронизации, информатизации и биотехнологии. Основаниями для такого первенства служили:

- самые большие в мире размеры НИОКР

- самая большая в мире концентрация умов, иммиграция которых происходила на протяжении всей второй половины XX в.;

- наконец, и это самый ощутимый показатель интеллектуального уровня страны, самое большое в мире количество обладателей Нобелевских премий, самых престижных международных премий, присуждаемых за выдающиеся достижения в тех сферах человеческой деятельности, от которых зависит общественный прогресс.

Кроме того, первенство США на втором этапе НТР во многом определялось экономической политикой государства.

На рубеже 1970–1980–х гг. инициатива в идейно–теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии «рейганомики», названной по имени президента США Р. Рейгана.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:

сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

дерегулирование предпринимательской деятельности;

проведение жесткой денежно–кредитной политики, направленной на преодоление инфляции.

Нацеленность «рейганомики» на стимулирование предложения и ограничение спроса при необходимости увеличения сбережений послужило основой для названия данной экономической модели «теорией предложения». Осуществление этой программы столкнулось с серьезными трудностями. В 1980–1982 гг. экономику страны охватил экономический кризис. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Безработица составила более 10 %. В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и денежно–кредитной политикой. Однако экономическое развитие США происходило совсем не по сценарию авторов «теории предложения». Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981–1985 гг. составили 2,4 % – значительно меньше, чем обещала администрация (3,8 %). Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9 %), хотя и были несколько выше, чем в 1973–1981 гг. (0,6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9%). Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.

Основные цели внутренней политики Р. Рейгана – сокращение сферы деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшение подоходных налогов, увеличение мощи вооруженных сил – оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций – с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность «среднему классу» улучшить свое материальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно–технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование и связи, контрольно–измерительные и научные приборы) возрастали в среднем ежегодно на 13 %.

В конце 80–х гг. экономика США вступила в период резкого замедления  темпов роста. Депрессивное состояние американской экономики в 1989–1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно–финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. Общая продолжительность спада составила 10 месяцев – с октября 1990 по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2%.

В связи с этим главной задачей демократической администрации Б. Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.

Экономическая стратегия Б. Клинтона:

· акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер;

· использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;

· усиление роли государства в решении социальных проблем.

Новый экономический подъем в американской экономике начался с марта 1991 г. Благодаря улучшению экономической конъюнктуры в развитых странах и ускорению инвестиционных процессов в новых индустриальных государствах, темп прироста экспорта увеличился в основном за счет вывоза американского оборудования и химической продукции. Конец XX в. обозначился в США фронтальным поворотом в сторону ресурсосберегающей технологии, решительного снижения материало– и энергоемкости производства, и информация приобрела статус стратегического развития страны в конце XX в. и в наступившем XXI в. В настоящее время США являются крупнейшим в мире производителем, хранителем и поставщиком информационных технологий, и на долю этой страны уже в конце 1980–х гг. приходится до 80 % продаж  на мировом рынке информационных товаров и услуг. Прямое влияние это оказало и на экономические показатели самих США. В конце 1990–х гг. страну отличали высокие темпы роста (5,6 % ежегодно), и уровень инфляции был доведен до самой низкой отметки – 0,8 %.

Фактически равным конкурентным США выступает в конце XX в. Япония. Япония – первая из стран, не принадлежавших к западному миру, заняла место среди крупнейших экономических центров в период 1980–1990х гг. Это стало результатом структурной перестройки экономики, когда в ходе второго этапа НТР появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно–измерительных приборов, биотехнологии и т. д. В начале 1986 г. на долю высокотехнологичных предприятий приходилось около 20% их общего количества. Перестройка промышленности привела к развитию экспортной модели экономического роста, который в определенной степени был усилен  укреплением позиций доллара и улучшением конкурентоспособности японских товаров.

Главные факторы конкурентоспособности японских товаров:

1) Микроуровень:

· особая система контроля за качеством продукции, не более 0,01 % брака;

· опережающий рост производительности труда;

· значительно меньшие потери трудового времени.

2) Макроуровень:

· более высокий уровень доходов населения;

· перераспределение доходов в пользу производства, а не потребления;

· высокий уровень частных накоплений.

Состояние японской экономики начала 1990–х гг. характеризуют следующие данные. Из 610 тыс. существующих в мире приспособлений, которые выполняют производственные операции в соответствии с заложенной в них программой, 385 тыс. сконструированы в Японии. Она занимает первое место и по количеству роботов на одного рабочего. Особое значение имеет тот факт, что этой стране удается удерживать лидерство в мире по стабильности цен и уровню заработной платы.

В группу лидеров второго этапа НТР входит в конце XX в. и Западная Европа, в частности Великобритания, которая в результате политики М. Тэтчер («тетчеризма») добилась впечатляющих темпов роста и по степени освоения второго этапа НТР приблизилась к мировым лидерам.

Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.

 

10.2 Экономическая интеграция Европы в конце XX – начале XXI в.

1960–е гг. называли для Европы «серебряными» или даже «золотыми». Тенденция к повышению отличала в эти годы и темпы экономического роста, и удельный вес в мировой торговле, и занятость населения, и уровень его благосостояния. Интересы Национальных экономик начинают преобладать над интересами Содружества. Отмена таможенных пошлин формально сохраняется, но национальные правительства пытаются защитить свои рынки, применяя всякого рода нетарифные барьеры. Так, налагаются количественные ограничения на перемещение тех или иных товаров, и на этой почве вспыхивают своеобразные торговые войны между отдельными странами, начинаются придирки к оформлению отдельных экспортных товаров и многое другое.

Крайне негативно влияла на эффективность «Общего рынка» валютная разобщенность стран ЕЭС. Внутри Сообщества действовали национальные валюты, одни более сильные, такие, как немецкая марка, английский фунт, другие более слабые – французский франк, итальянская лира, и хотя в кризисные годы все страны были поражены инфляцией, она в разной степени сказывалась на национальных валютах с их плавающими курсами. Усиливающаяся валютная нестабильность затрудняла свободу передвижения капиталов, формирование общеевропейского бюджета и, конечно, ограничивала товарно–рыночные связи.

Положение, сложившееся в валютной сфере, настоятельно требовало ее межгосударственного регулирования, и начало ему было вожено в 1979 г. В этом году Сообщество приняло решение о создании региональной денежной единицы. Ею стало экю, по стоимости приравненное примерно к одному американскому доллару. На экю стали пересчитываться по определенным параметрам национальные валюты, экю служило для расчетов между странами ЕЭС, в экю стали предоставляться кредиты внутри ЕЭС. Начавшееся регулирование валютных отношений было мерой в пользу усиления интеграционных процессов. Но оно продвигалось в эти годы очень медленно.

Главным фактором ускорения должно было стать активное включение Европы во второй этап НТР с ее выходом на передовые позиции в области наукоемкой продукции и ресурсосберегаюших технологий. Путь к решению этой задачи был невозможен без радикального реформирования ЕЭС, привнесения в него таких изменений, которые придали бы интеграции небывалый до сих пор динамизм. Важнейшие шаги на этом пути сделаны в конце XX столетия. В 1986 г. 12 государств – членов ЕЭС приняли так называемый европейский акт. Он декларировал ускорение интеграции, возвращение ЕЭС в единое экономическое пространство. Задача, поставленная в таком общем плане, подверглась обсуждению и детализации в высших межгосударственных органах – на сессии Европейского Совета, на совещаниях министров иностранных дел, министров финансов, в национальных правительствах. Завершил эти обсуждения подписание в декабре 1991 г. соглашения в Маастрихте. Голландский городок столь небольшой, что даже не обозначался на географических картах, получил с этого времени мировую известность.

Важнейшей частью Маастрихтских соглашений явились провозглашение Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Это было не только иное именование европейской интеграции, но и принципиально новое, расширенное содержание – образование валютного союза интегрированных стран. Были приняты решения:

- ведении единой, общей для этих стран валюты – евро (выросшей из прошлого экю), призванной заменить в рамках интеграции национальные валюты;

- о создании единого европейского банка, к которому должны перейти функции центральных национальных банков, вопросы эмиссии и регулирования общего денежного обращения.

Указывалось, что это будет новый этап интеграции, нацеленный на широкое освоение второго этапа НТР, на ускорение экономического развития Европы, на превращение ее в мирохозяйственный центр, равный по экономическим показателям США и Японии. Было особо оговорено, что к участию в Валютном союзе будут только те станы, которые соблюдали конвергентные условия: стабильный рост экономики, невысокий уровень инфляции, сохранение бюджетного равновесия.

Маастрихтские соглашения развивали идею единого экономического пространства.

Они предусматривали:

- завершение формирования единого внутреннего рынка, ликвидацию с этой целью всех таможенных преград, что действительно должно обеспечить полную свободу движения товаров;

- создание единогорынка банковских и страховых операций, транспортной, информационной сетей и т. п.;

- договор об общей поэтапной унификации законодательств по охране окружающей среды, по проблемам социального обеспечения.

Наконец, ввиду отставания Европы в деле коммерческого освоения новых технологий, предусматривались координация национальных программ научных исследований и увеличение финансирования науки из общего бюджета Европейского союза.

Первоначально предполагалось завершить образование экономического и валютного союза к концу 1992 г. Но это оказалось нереальным. Требовалось время на доработку Маастрихстских соглашений.

В 1995 г. Европейский союз пополнился еще за счет трех стран – Австрии, Швеции и Финляндии, которые тоже высказались за поддержку Маастрихта. Датой окончательного оформления Союза было названо начало 1999 г. Дата эта была точно выдержана. Валютный союз вступил в силу 1 января 1999 г. Из 15 ассоциированных участника Союза членами стали 12. Великобритания, Дания и Швеция не согласились поступиться своими национальными валютами. Для остальных евро стало основой для межгосударственных платежей, а по истечении этого срока, в 2002 г., на общую валюту переведены расчеты в розничной торговле. Был создан Центральный банк Европы, который базируется в Германии, во Франкфурте–на–Майне, крупнейшем центре не только немецкого, но и всего европейского фондового рынка. Введение общей валюты подтвердило глобальное значение европейской интеграции как закономерности современного мирового хозяйственного развития.

В целом интегрированная Европа вступила в XXI в. как крупнейшее в мире экономическое пространство и способна на равных конкурировать с США и Японией.

 

10.3 Экономические аспекты глобализации

Современный этап хозяйственного реформирования обусловлен рядом объективных причин. Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, с одной стороны, с другой ее развитие можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов. Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития.

Глобализация выросла на основе предшествовавшего ей процесса интернационализации мирового хозяйства. Ее можно определить как процесс резкого усиления и либерализации трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, технологии, информации, людей, причем потоков, обычно не подпадающих под регулирование национальных правительств. Именно глобализация определяет в настоящее время новые черты мирохозяйственного процесса, а следовательно, и всех участвующих в нем стран.

В чем состоят эти новые черты? В основном экономисты определяют их следующим образом.

1. Происходит увеличение масштабов и ускорение темпов роста обрабатывающей промышленности. С 1956 по 1999 г. объем мирового производства готовых изделий увеличился в 7,8 раза, тогда как продукция добывающей отрасли увеличилась только в 3,3 раза, а сельского хозяйства – в 2,9 раза. По мере развития обрабатывающей промышленности происходит расчленение, диверсификация производства, из него выделяются в качестве самостоятельной отрасли, производящие отдельные узлы, детали, компоненты будущего готового продукта. Это качественно новая ступень в международном разделении труда, когда преобладающее в прошлом межотраслевое разделение труда перерастает в разделение производственного процесса. Предприятия отдельных стран специализируются на производстве частей готового продукта, который может изготовляться совсем в других странах. Таким образом, технология производства готового продукта приобретает международный характер, а сам готовый продукт утрачивает свой прежний национальный характер. В связи с этим появляется новый тип международного обмена – внутриотраслевая торговля, которая вытесняет прежний традиционный тип межотраслевой торговли. И, конечно, чем в большем количестве стран осваиваются новые высокотехнологичные отрасли, тем больше расширяется торговое общение, а национальные экономики теснее привязываются друг к другу.

2. В этом же направлении действует существенно выросшая в последние годы модернизированная и подешевевшая транспортная инфраструктура. Это означает, что так называемые экономические расстояния между странами сократились, они стали ближе друг к другу, и это значительно увеличивает и облегчает международные экономические связи.

3. Еще больше содействует расширению и модернизации этих связей информационная революция последних лет, совершившая на базе электроники, кибернетики и космических спутников переворот в средствах коммуникации. Телекоммуникационные и информационные технологии создают наднациональные сферы общения, которые преодолевают государственные границы с созданными на них таможенными преградами, позволяют получать информацию с любого расстояния и в любом режиме времени. Новые технологии поэтому чрезвычайно ускоряют распространение НТП, становятся проводником единой во всем мире макроэкономической политики. Они служат сильнейшим средством наступления новой эпохи в истории мирового хозяйства – эпохи глобализации.

4. Освоению и распространению в мире новых технологий НТП и новых средств международных экономических связей служат транснациональные корпорации (ТНК). Их рост происходит исключительно быстро. Уже к началу нового века они контролировали до 1/2 мирового промышленного производства, 2/3 международной торговли, около 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологию и ноу–хау. Усилиями филиалов ТНК в мире вырастают новые высокоразвитые очаги современной промышленности. Благодаря ТНК наукоемкость и высокие технологии получают глобальное распространение.

5. Наряду с ТНК глобализации мировой экономики служит быстрое распространение в мире новых управленческих технологий. Они разрабатываются в высокоразвитых индустриальных и постиндустриальных странах и предназначаются для управления высокотехнологичными и наукоемкими производствами. Благодаря новым средствам информации и новым телекоммуникациям новые управленческие технологии быстро распространяются в мире. Сами основанные на новейших технологиях и высоком уровне знаний, новые управленческие структуры служат, равно как и непосредственные участники производства, освоению НТП и повышению уровня производительности труда. Переносимые в разные регионы земного шара, они служат общему процессу в мировой экономике – ее глобализации.

6. Наряду с новыми управленческими технологиями, предназначенными для промышленных предприятий и объединений, в условиях нынешней НТР действуют и механизмы для макроэкономического регулирования всего мирового хозяйства. Создание таких механизмов началось еще в 1940–х гг. В результате поисков и обсуждений были созданы: Организация Объединенных Наций с ее разветвленной системой экономических органов; Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (образовавший позднее вместе с другими финансовыми институтами Всемирный банк); Международная торговая организация (сначала секретариат ГАТТ, а с 1965 г. – ВТО). Наряду с этими всемирно значимыми организациями с 1940–х гг. возникло еще около 3 тыс. межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры и еще примерно 20 тыс. межправительственных органов, регулирующих различные сферы информационной деятельности.

Открытость национальных экономик, либерализация торговых режимов, принятие всемирных методов и механизмов регулирования экономической жизни становится в начале XX в. все более привычной чертой экономического развития государств.

Таким образом, человечество, начав свою историю с обособления, замкнутости национальных экономических систем и взаимонаправленных торговых ограждений и барьеров, вступило затем в эпоху интернационализации, основой чему послужила индустриализация национальных экономик, а ныне переживает исторический переворот в виде глобализации всей мировой экономической жизни.

Выводы

1. США увеличили свою экономическую мощь вследствие более быстрого освоения достижений второго этапа НТР.

2. Япония стала процветающей страной в связи с новой макро– и микро– экономической политикой.

3. Создание ЕЭС и единой валюты в Европе было объективной необходимостью в связи с дезорганизацией экономики Европы в 1980–е гг.

4. Смена эпох экономической жизни ускорила темпы экономического роста, предопределила возникновение эпохи глобализации.

5. Глобализация – вхождение всех стран в зависимости от достигнутого уровня развития в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие, размывание границ между национальными комплексами, образование единого экономического пространства.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ