Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История экономики: курс лекций (СИБИТ)

Тема 1 ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА ЗАПАДНОЙ EВРОПЫ
16.11.2017, 15:27

1.1 История экономики как наука. Периодизация истории экономики

История экономики изучает процесс экономического развития общества в исторической перспективе. Экономическая история состоит из истории хозяйства различных народов.

Задачей истории экономики является определение особенностей экономического развития отдельных стран, а также, общих черт и закономерностей развития хозяйства.

История экономики как наука находится на границе двух дисциплин – истории и экономики. Как самостоятельная наука она выделилась в конце XIX в. Социально- экономические процессы, изучались и ранее, однако с этого времени произошел качественный рывок в исследованиях, посвященных экономической истории. Тогда же в России появились работы В.Ульянова, М. Туган-Барановского, П.Милюкова, посвященные истории развития хозяйства в России. На западе появились работы по экономической истории М.Вебера, В.Зомбарта, А.Тойнби.

Выделяют несколько подходов к периодизации истории экономики:

1) периодизация по Гильденбранту-Бюхеру – в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

а) натуральное хозяйство (с древнейших времен до середины XII в.). Длина пути, не более мили, с поля земледельца через мельницу в его и господский дом;

б) денежное хозяйство (до конца XVIII в). Длина пути достигает несколько десятков миль с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через рынок при помощи купца в дома потребителей;

в) кредитное хозяйство (с начала XIX в). Длина пути достигает нескольких тысяч миль с полей, шахт, рудников со всего мира при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении другой товар, а также сырье, машины и оборудование;

2) периодизация по К. Марксу, в основу деления положен вид собственности на средства производства, который и определяет характер способа производства и всего общественного строя:

а) первобытно-общинный строй (с X тысячелетия по VI в. до н.э.) Основным средством производства является земля. Частной собственности на землю не существует, следовательно, нет эксплуатации и классового расслоения;

б) рабовладельческий строй (с V века до н.э. по V век н.э.). Появляется частная собственность, в том числе на рабов. Эксплуатация рабов приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Формируется разделение на классы – рабы и рабовладельцы – и между ними зарождаются противоречия;

в) феодальный строй (c VI в. по XVIII в.). Земля является основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Основным общественным отношением становится рента, основные классы – крестьяне и феодалы;

г) капиталистический строй (XIX в). Средства производства в промышленности становятся основным объектом частной собственности. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал), основные классы – рабочие и капиталисты;

д) коммунистический строй наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в общественную собственность. Эксплуатации и расслоения на классы не существует;

3) историко-хронологическая периодизация:

а) древний (XXXIII-VIII вв. до н.э.);

б) античный (с VIII в. до н.э. по V век н. э);

в) средневековый (с VI в. по середину XV в.);

г) возрождения (с середины XV в. по середину XVII в.);

д) просвещения (с середины XV в. по последнюю четверть XVIII в.);

е) свободной конкуренции (с последней четверти XVIII в. по последнюю четверть XIX в.);

ж) монополистической конкуренции (с последней четверти XIX в. по середину XX в.); з) рыночного хозяйства.

 

1.2 Кочевничество и оседлость. Присваивающее и производящее хозяйство. Становление цивилизаций

В истории экономики первобытного общества выделяют следующие периоды:

1) палеолит – древний каменный век (400-40 тыс. лет до н.э.);

2) мезолит – средний каменный век (40-14 тыс. лет до н.э.);

3) неолит – новый каменный век.

Экономика первобытного общества имела следующие характерные особенности:

1) создание жизненных благ на основе коллективного труда;

2) коллективная общинная собственность на средства производства;

3) уравнительное распределение жизненных благ.

Первой хозяйственной ячейкой первобытных людей была родовая община, которая пришла на место первобытному стаду. Родовая община основана на совместном ведении хозяйства, разделение труда производилось по половому и возрастному признаку. Каждая община существовала автономно, то есть отдельно от другой общины, независимо от нее.

Кочевничество зародилось в конце II – начале I тысячелетия до н.э. в ходе общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Кочевничество способствовало освоению и заселению ранее незаселенных областей, развитию связей между племенами. У древних племен развивались зачатки бартерных сделок. Кочевники сочетали основное занятие – скотоводство с собирательством и охотой. В этот период использовались самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты.

С появлением новой техники обработки камня стали создаваться более совершенные орудия труда, в том числе и сельскохозяйственные. В связи с этим, земледелие стало развиваться более быстрыми темпами. Развитие земледелия привело к оседлому образу жизни и способствовало образованию крестьянских деревень.

Присваивающее хозяйство – это простейшая форма ведения хозяйственной деятельности, включающая в себя собирательство и охоту.

С изобретением более совершенных орудий труда на смену присваивающему хозяйству приходит производящее хозяйство.

Производящее хозяйство – это такая форма ведения хозяйственной деятельности, при которой происходит переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. Первобытные люди сознательно начинают приручать животных, заниматься окультуриванием злаков, осваивать простейшие ремесла. Появление таких навыков и умений позволило людям систематически добиваться устойчивых результатов и меньше зависеть от окружающей природной среды. Так на смену родовой общине охотников и рыболовов пришла родовая община земледельцев-скотоводов.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, также называют первичными, так как они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, опытом которой можно было воспользоваться. Напротив, первичные цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность.

В IV-III тысячелетиях до н.э. очаги цивилизаций возникли в Египте, в долине реки Нил, а также в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Позднее, в III-II тысячелетиях до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии в долине реки Хуанхэ – китайская цивилизация.

Отметим некоторые грани, отделяющие первобытность от цивилизации:

1) более четкое разделение труда;

2) появление различных социальных слоев общества, отличающихся друг от друга по материальному положению, профессиональным признакам и др.;

3) появление письменности;

4) появление городов.

 

1.3 Особенности экономического развития Древнего Египта

Египетское государство возникло в середине III тыс. до н.э. на берегах Нила. В древности Египет занимал ту же территорию, что и сейчас.

Своему процветанию Египет обязан ирригационному земледелию. Здесь выращивали виноград, финики, овес, огурцы и другие культуры.

Египтяне занимались ремеслом. Они умели обрабатывать металлы, создавали изящную утварь. В Египте научились создавать папирус, стекло, обожженный кирпич. Большое разнообразие предметов, найденных в гробницах, доказывает, что египтяне умели с искусством обрабатывать золото, серебро, медь, они создавали замечательные украшения из драгоценных камней. Ювелирные изделия (кольца, браслеты, подвески, серьги) отличались невероятным совершенством. Применялись такие механизмы, как вертикальный ткацкий станок, гончарный круг, ножные меха. Начиная с эпохи Нового царства, египтяне воздвигали огромные каменные сооружения – пирамиды и храмы.

Ученые стандартизировали письменность, календарь, изучали астрологию, математику и медицину.

В Древнем Египте существовала деспотическая форма правления с неограниченной властью фараона. Государство контролировало состояние ирригационной системы и выполняло хозяйственные функции.

В периоды раздробленности страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов, создававшая деспотии в миниатюре. Отсутствие централизации сказывалось на экономическом благосостоянии страны: приходили в запустение оросительные каналы, начинался голод и беспорядки. А это снова вызывало острую необходимость в централизации. Именно времена централизованного управления страной совпадали в Египте с периодами его наивысшего расцвета и благополучия.

В Древнем Египте считалось, что отношения людей в государстве строятся на основе маат, то есть на основе божественной справедливости и порядка, истины. Утверждают ее боги и цари: благодаря законам преодолеваются хаос, дисгармония.

В Египте сложилась сословная структура общества. Каждое сословие (жрецы, чиновники, крестьяне, ремесленники) выполняло определенную хозяйственную функцию в государственной системе.

Жрецы участвовали в политической борьбе, все больше укрепляя свои позиции. Они представляли собой довольно сплоченную силу. Во главе их стоял верховный жрец храма бога Амона в Фивах – столице Египта.

Рабы пленные становились коллективной собственностью общин, храмов, фараонов. В эпоху нового царства появляется индивидуальное владение рабами. Рабы трудились на строительстве, в сельском хозяйстве, использовались в качестве домашней прислуги. В Египте во II тысячелетии до н.э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

В Древнем Египте не было денег. Товар обменивали на товар, стоимость которого была, по мнению торговцев, одинаковой.

Народам Нубии, например, они отдавали свои сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия – пшеницу, лук, оружие, украшения в обмен на дерево, кожи, золото и слоновую кость. Из Аравии привозились пряности и благовония, Финикия поставляла древесину (кедр). Начиная с XVIII династии, египтяне завязывают достаточно выгодные деловые отношения со странами Евфрата и восточными островами Средиземного моря: медь, например, привозилась с Кипра.

Позднее была разработана специальная система, согласно которой стоимость товара оценивалась в весовых единицах меди. Эта единица получила название дебен.

Наибольшего расцвета Древний Египет достиг в XVI-XII вв. до н.э. когда были покорены Эфиопия, Палестина, Сирия и Ливия. Могущество Египта строилось на его экономическом процветании.

 

1.4 Развитие экономики в Древней Греции

Античной называют древнюю европейскую цивилизацию, появившуюся на островах и северном побережье Средиземного моря к началу I тыс. до н.э.

Наивысшего расцвета рабовладельческая экономика достигла в античном мире – Древней Греции и Древнем Риме. Развитие этих государств, шло иным путем, нежели развитие стран Древнего Востока. Родоплеменные отношения достаточно рано уступили место рабовладельческим отношениям. Государственное устройство античных стран заметно отличалось от восточных деспотий. В античных государствах хозяйственная деятельность основывалась на частной собственности. Частная собственность стала фундаментом для формирования гражданского общества и государства с демократическими институтами. Древняя Греция и Древний Рим в период своего расцвета соответственно имели форму демократической или аристократической республики, что означало огромный шаг вперед в развитии общественно-политического сознания людей.

Экономика Древней Греции в период расцвета представляла собой хозяйственную деятельность отдельных полисов, самостоятельных мелких городов-государств, образовавшихся в результате разложения родовых общин. Полис объединял не только горожан, но и население сельскохозяйственных общин, расположенных на окрестных территориях. Основой экономической жизни полиса являлась античная собственность, представлявшая собой сочетание государственной, общинной и частной собственности. Все полноправные граждане полиса совместно обладали правом верховного собственника на землю. Все члены полиса обладали политическими правами, которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности.

Одной из важнейших отраслей хозяйства Древней Греции было земледелие (выращивались оливки и виноград). Преобладали мелкие хозяйства. Благоприятные условия в Греции были для развития скотоводства: греки издавна разводили коз и овец.

Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом.

Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н.э. стали Афины. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, из Африки – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, кожи.

Сухопутная торговля в Древней Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор. Также трудности нередко возникали из-за войн, вспыхивавших периодически между полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленными изделиями, продуктами, домашней утварью. Каждый город- государство чеканил свою монету, таким образом, развивался валютный обмен.

Товарно-денежные отношения в Греции были необычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Ученые считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно, так как в основном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, в других – слабее, то есть распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства.

 

1.5 Особенности экономического развития Древнего Рима. Роль античного наследия для европейской культуры

В Древнем Риме, по сравнению с Древней Грецией, частная земельная собственность получила более сильное развитие благодаря ее значительному укрупнению и разработке правовой основы владения землей. В Древнем Риме укрупнение частных земельных владений привело к расцвету латифундиального хозяйства. Важной проблемой становится эффективность эксплуатации таких обширных земель, какими являлись латифундии. С этим связано развитие латифундиального рабства. Со II-I вв. до н.э. труд рабов, использовался, практически, во всех сферах хозяйственной деятельности (в сельском хозяйстве, ремесле, быту). За счет рабского труда создается прибавочный продукт и происходит его денежная реализация. Класс рабов не был однородным. Часть рабов была государственными рабами, но в основном они переходили в руки частных владельцев, образуя две группы: сельскую и городскую.

Мелкое и среднее крестьянство разорялось или просто насильно лишалось земли. Крестьяне, лишенные земли становились арендаторами или батраками. Однако батраки не могли обеспечить себе постоянного заработка: их работа была сезонной. И огромная масса крестьян хлынула в города, увеличивая число городского плебса. Часть сумела устроиться ремесленниками или строительными рабочими, другие образовали особый слой – античный люмпен-пролетариат и существовали за счет государственных раздач хлеба, денег и щедрот политических деятелей.

В античные времена торговля достигла высочайшего уровня, активно развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. Средиземноморье поддерживало торговые отношения с Северной Европой, Азией, Центральной Африкой. Функционировала единая система мер и весов, единая денежная система. Применялись также такие системы расчетов как вексельные, взаимозачеты, факторинг. Однако развитие товарно- денежных отношений, торговли не изменяло сущности рабовладельческого производства. Античный мир с его глубоким расслоением таил в себе острые противоречия, которые находили выражение в восстаниях рабов, что привело в конечном итоге к его гибели.

Однако античный мир оставил после себя богатое культурное наследие. Неоценимым оказался вклад в общемировую цивилизацию древнегреческих ученых Архимеда (ок. 287-212 г. до н. э.) – древнегреческого механика и математика, родом из Сиракуз (Сицилия), Пифагора, Сократa. В области экономической мысли свой след оставили Платон, Аристотель, Ксенофонт и другие античные философы. В их трудах обосновывались законы организации хозяйственной жизни в условиях рабовладельческого общества. Они объясняли принципы, лежащие в основе товарного обмена, в том числе принципы общественного разделения труда, а также происхождение, сущность и движение денег. Кроме того, древнегреческие ученые изучали природные явления и заложили основы таких наук как логика, история, химия, физика, география. Астрономы впервые выдвинули идею о том, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца.

Римские философы Сенека, Эпиктет и другие проповедовали презрение к материальным благам жизни и поиски высокого нравственного идеала. Превозносился образ мудреца, стоящего над толпой, мудреца, для которого высшей ценностью является его собственный внутренний мир.

В Риме в I веке был достроен Колизей – уникальный по величине амфитеатр, рассчитанный на 50 тысяч зрителей. Чуть позже был воздвигнут храм «всем богам» – Пантеон: его бетонный купол составлял 43, 2 метра в диаметре вплоть до XIX в. человечество не могло создать ничего подобного.

 

1.6 Специфика развития восточных цивилизаций. Китай и Индия

Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там вплоть до конца XVIII века был значительно выше, чем на Западе, города превосходили европейские по своей численности. Однако жизнь средневекового Востока была неспокойна: распадались старые империи, на их месте возникали новые государства. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от борьбы с кочевниками, то на Востоке орды кочевников продолжали разрушать древние очаги культуры.

Восток не представлял из себя единого целого: различны были исторические пути древних восточных цивилизаций (китайской и индийской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н.э. (японской и арабской).

В целом, развитию восточных обществ была присуща традиционность, поэтому восточные цивилизации называют традиционными.

Китайскую цивилизацию часто также называют конфуцианской цивилизацией.

Конфуцианство – учение, созданное в середине I тыс. до н.э. философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), целью которого являлось сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

Государство по Конфуцию – это большая семья, в которой каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении. Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность.

Позднее конфуцианство стало государственной религией и благодаря идеям гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат и саму государственность.

Важнейшей опорой государственной власти в Китае было право верховной собственности на  землю. Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность, сохранить монополию в использовании природных богатств, контролировать торговлю и ремесло. Постепенно   в   руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, железа, меди, чая. Государственная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля существовала параллельно с частной, но при этом правительство облагало купцов большими налогами.

Индийская цивилизация имела свои специфические особенности. Одной, из таких особенностей было возникновение и распространение буддизма.

Буддизм – религия спасения, в основе которой лежат четыре постулата:

1) мир есть страдание;

2) источник страдания – это человеческие страсти и желания;

3) освобождение от страстей позволяет перейти в нирвану;

4) достичь состояния нирваны можно только, избрав путь спасения.

Цари Индии пытались использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства, но буддизм не сыграл той роли в Индии, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было слабым: по- прежнему, сохранились касты одно из самых больших зол Индии. Основные касты соответствовали тем социальным слоям, которые выделялись и в других цивилизациях: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), свободные общинники и торговцы (вайшьи), а также низшая каста слуг (шудры), к которым относились также крестьяне, лишенные земли. Однако касты отличались непреодолимостью своих границ. Каждый человек от рождения принадлежал к определенной касте, и это предопределяло его дальнейшую жизнь. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозно-нравственное неравноправие снижали активность общества, делали его статичным, создавали большие препятствия для его развития.

 

1.7 Вклад молодых восточных цивилизаций. Япония и исламская цивилизация

Для японской цивилизации характерны как общие черты всех восточных цивилизаций, так и черты западной модели развития общества.

В 604-605 гг. принц Сетоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Вся жизнь японского общества стала преобразовываться по китайскому образцу, некоторые ученые даже считают японскую цивилизацию вторичной, периферийной по отношению к  Китаю. Однако элементы китайской цивилизации существенно трансформировались в Японии, кроме того, появилась новая тенденция к культурной автономии Японии. С XVI в. Япония превратилась в одну из самых изолированных цивилизаций: японцам было запрещено покидать пределы своей страны, а иностранцам въезжать на территорию Японии (за исключением китайских и голландских торговцев).

В XIII-XIV вв. начался расцвет японских городов. Они возникали около многочисленных буддийских монастырей. Вместе с городами – центрами ремесла и торговли в стране стали стремительно развиваться товарно-денежные отношения. Города в основном были независимы от государства, а некоторые из них даже добились самоуправления. На внешний рынок поступали медь, золото, серебро, веера, особенно ценилось японское оружие.

Исламская цивилизация, как и японская одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь VII в. н.э.

Основой исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы, была Аравия. Пророк Мухаммед (570-632 гг. н.э.) заложил религиозные основы будущей исламской цивилизации. Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, позже халифы (преемники Мухаммеда) обладали всей полнотой власти и духовной и светской.

Через столетие после смерти Мухаммеда, к середине VIII в., созданное им государство занимало огромную территорию: Арабский халифат простирался от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила. Все покоренные народы принимали ислам, чему способствовала экономическая политика халифов, мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру, - высокий поземельный налог и подушную подать. Ислам стал силой скрепляющей цивилизацию. Священной книгой последователей ислама является Коран.

Государственная власть обладала правом верховной собственности на землю. Частное землевладение существовало в халифате, но не достигало крупных размеров. Большую часть государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту- налог. Под государственным контролем также находились торговля и ремесло.

Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые был разделен халифат, истинными правителями были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат.

Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью, даже распад Арабского халифата не повлиял на нее отрицательно. Создавались философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии, астрономии, формировалось исламское право. Арабские завоеватели создали цивилизацию, которая впитала достижения культурных центров с давними традициями. На территории Арабского халифата творили выдающиеся поэты и ученые: поэт Фирдоуси, ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.

Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали арабские, еврейские и персидские философы. Поэзия в Европе вобрала в себя элементы персидской любовной лирики.

 

1.8 Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности

Имперский или азиатский тип производства – это такой способ производства, при котором государственные органы стремятся полностью контролировать сам процесс производства необходимого и прибавочного продукта, а также распределение его и потребление.

Такой способ производства характерен для восточных государств, в экономическом развитии которых присутствуют следующие общие черты:

1) общинно-государственная форма ведения хозяйства.

Частная собственность встречалась намного реже, власть стремилась ограничить ее. Как только начинало расти крупное частное землевладение, доходы казны резко падали. В ответ на это государство облагало крупные землевладения повышенными налогами, иногда на некоторое время запрещалась продажа земли, в редких случаях земли у богатых землевладельцев конфисковались. Государственное хозяйство представляло собой единый комплекс и управлялось централизованно. Власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов. Государственное производство охватывало судостроение, добычу угля, литейный промысел и др.;

2) государственное устройство в форме восточной деспотии.

Деспотия – форма самодержавной власти, в переводе с греческого означает «неограниченная власть». В разных государствах она имела некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и являющийся собственником всей земли. На местах власть осуществляли чиновники. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали строительство, сельскохозяйственные работы, осуществляли суд;

3) наличие общин крестьян и ремесленников, которые являлись основными производителями материальных благ.

Восточные общества были построены по сословному (или кастовому) принципу. Каждая социальная группа выполняла определенную хозяйственную функцию. Принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали, гораздо, большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т.е. жила натуральным хозяйством, сама производило все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины и как правило их нельзя было продать.

Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних обычаев. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативна;

4) экономика была основана  на использовании принудительного  труда свободных жителей, выполняющих трудовую повинность.

Труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни;

5) строгая иерархичность и феномен «власти-собственности».

Каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и  привилегиями. Поэтому восточное общество часто изображают в виде пирамиды. В зависимости от занимаемого положения, каждый имел право распоряжаться определенной частью прибавочного продукта. Таким образом, каждому уровню власти соответствовала строго определенная часть государственной собственности.

 

1.9 Цивилизация христианского Запада в эпоху Средневековья. Основные черты и этапы развития экономики

Характерной чертой формирующихся западноевропейских государств было то, что их экономика в той или иной мере основывалась на феодальных отношениях. Преобладающей формой хозяйствования выступала крупная земельная собственность, сосредоточенная в руках феодалов. В их хозяйствах работали лично зависимые крестьяне. Крестьяне получали от феодалов земельные наделы при условии, что часть урожая они будут отдавать им в форме оброка, а также в обязанности крестьян входило отрабатывать барщину. Таким образом, феодальная собственность на землю предполагала существование двух собственников – феодала и крестьянина. Феодал имел право на получение ренты, крестьянин имел право распоряжаться предоставленной ему землей, мог передать ее по наследству и даже продать, причем покупателю переходила и обязанность уплачивать ренту.

В таких странах, как Византия, Италия, Испания, Франция, где особенно ощущалось влияние Древнего Рима, феодализм явился закономерным преемником рабовладения. На территории этих стран происходило дальнейшее превращение колонов в зависимых крестьян, а крупное землевладение выступало в хозяйственных формах, унаследованных от римских латифундистов. В это же время на территории Западной Европы происходил процесс разложения сельской общины, постепенно уступавшей место феодальным отношениям. Государство при помощи военных дружин разрушало общину и способствовало закабалению крестьян.

В скандинавских странах, а также в Германии, Англии, Чехии, Польше, Венгрии, где влияние Римской империи было не столь сильным, становление феодального хозяйства происходило на основе внутреннего разложения общины и постепенного зарождения в ней частной собственности.

Основной формой взаимоотношений в тот период являлась феодальная рента, которая поступала в распоряжение землевладельцев. На первых этапах преобладала отработочная рента (барщина), потом натуральная рента (оброк), на более поздних этапах – денежная рента.

Развитие западноевропейской экономики эпохи феодализма можно условно разделить на три этапа.

Первый из них – Ранее Средневековье (V-X века) когда происходило формирование крупной феодальной собственности, закладывались основы будущих государственных образований. Для этого периода характерны феодальная раздробленность и междоусобные войны королей и феодалов.

Сельское хозяйство в экономике играло преобладающую, ведущую роль по сравнению с торговлей и ремеслом. Для этого времени был характерен натуральный тип хозяйства, слабое развитие торговых отношений, широкое использование ручного труда.

Второй этап, называемый Высоким Средневековьем (XI– XV века), характеризовался тем, что феодальные отношения достигли своего расцвета. В эту эпоху помимо сельского хозяйства, успешно развивались также ремесла, торговля в городах, формировались крупные централизованные государства.

На третьем этапе (в XVI-XVII веках), в период Позднего Средневековья, происходило разложение феодальной экономики, создавались основы рыночного хозяйства, формировались колониальная система и всемирный рынок.

Христианство и христианская церковь играют особую роль в истории и экономике Европы. Церковь в то время взяла на себя целый ряд экономических функций, оказала большое влияние на развитие в Западной Европе городов. Город возрождался вокруг епископальных центров, и вскоре городская структура распространилась повсеместно, так как Европа была поделена на епархии, и епископальных центров было множество.

 

1.10 Крестовые походы

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 г. папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей- крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Хронология крестовых походов:

–  1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.

–  1095-1099 – Первый крестовый поход.

–  1147-1149 – Второй крестовый поход.

–  1189-1192 – Третий крестовый поход.

–  1202-1204 – Четвертый крестовый поход.

–  1202-1212 – Детский крестовый поход.

–  1218-1221 – Пятый крестовый поход.

–  1228-1229 – Шестой крестовый поход.

–  1248-1254 – Седьмой крестовый поход.

Крестовые походы оставили след в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западную и восточную ветви), но повысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшие участие в походах, выступали не как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцев привели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.

Мессианские походы крестоносцев сопровождали грабежами и погромами. Мир в сознании паломников делился на мир христиан и мир неверных.

Походы крестоносцев – сложная и противоречивая панорама противостояния двух церквей, западного и восточного мировоззрений.

Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитические акции выражали смысл и направленность внутренней политики иерархов светской и церковной власти.

Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.

 

1.11 Центры мировой торговли XIII– XIV в. Появление и развитие банковской структуры

В период средневековья наблюдался упадок городов, сокращение торговых связей. Причины упадка – разрушительные войны (Столетняя война между Англией и Францией – 1337-1453 гг.), массовые эпидемии (чума, которую именовали черной смертью, прокатилась по Европе в 1348-1350 гг.), неурожаи и страшный голод (в начале XIV в.), крестьянские восстания, охватившие Европу от Испании до России.

Еще раньше – в XI-XII вв. европейская экономика переживала длительный спад, что отражалось на жизни всех слоев. Купцы и ремесленники теряли прежние доходы, сокращалось городское население.

Лишь постепенно происходит подъем торговли, возрождается система кредитования. Центрами мировой торговли становятся итальянские города – Флоренция, Венеция, Пиза. Эти города первыми в Европе вступили в полосу большого экономического подъема.

Этому способствовали следующие факторы:

1) удобное географическое положение на пересечении сухопутных и морских путей из Европы на Ближний Восток;

2) высокая плотность населения, раннее раскрепощение и расслоение крестьян, обеспечивающее переток рабочей силы в город, рост специализации и производительности труда;

3) высокая степень монетизации городской экономики.

С итальянскими торговыми городами конкурируют торговые центры севера Европы. На Балтике, Северном море процветает немецкая Ганза, объединившая почти две сотни городов. В конце XV в. лидирующие позиции захватывают Амстердам, Лондон, другие города севера, центра Европы.

Развитие международной торговли сопровождается совершенствованием техники денежных и торговых операций. И здесь первостепенную роль сыграли итальянские купцы, коммерсанты, банкиры.

Во время экономической и политической раздробленности каждый из феодальных властителей обладал правом чеканить собственную монету. И зачастую они выпускали в обращение неполновесные деньги. Каждому, кто переезжал из одной страны в другую, особенно торговцам, занимавшимся международной торговлей, приходилось тщательно следить за курсом и качеством металлических денег. Вполне естественно, что первыми банкирами становились менялы, они же золотых дел мастера.

Менялы вначале занимались преимущественно торговлей деньгами. Купцы оставляли у них деньги на хранение. И хранители денежных средств стали предоставлять их в кредит, а также становились посредниками в расчетах, выдавая владельцам денег переводные векселя.

Крупные банкирские фирмы возникли в конце XIII – начале XIV в. во Флоренции, Венеции. Фирмы совмещали торговлю сукном с банковско-ростовщическими операциями. Кредит предоставлялся под сравнительно высокие проценты, достигавшие 20-40% в год. По депозитам флорентийские фирмы выплачивали доход в 6-7%.

Первые банковские компании стали вести крупные операции, имели представителей в городах, где проходили ярмарки. Они пользовались покровительством королей и монархов, которым предоставляли ссуды. Но властители зачастую не спешили расплачиваться по займам, а банковские дома не всегда придерживались строгих правил, необходимых при ведении денежных операций. Крупные банки терпели банкротства, от чего страдали многие вкладчики, и правительства стали регламентировать банковскую деятельность. Для ведения банковских операций требовалось получить специальное разрешение, банкирам запрещалось заниматься некоторыми видами торговой деятельности.

С расширением масштабов торгово-промышленных операций возникла проблема совершенствования техники банковского дела и проблема законодательного ограничения уровня процента, взимаемого за ссуды.

 

1.12 Великие географические открытия

Географические открытия середины XV – середины XVII вв. названы «великими» не столько по их масштабам, сколько по значению для последующего развития Европы и всего мира. Великие географические открытия – комплекс наиболее значительных открытий на суше и море, совершенных в течение почти всей письменной истории человечества.

Великие географические открытия стали возможными благодаря  усовершенствованию технологии строительства судов, а также модернизации компаса, секстанта, разработки морских карт.

В результате исследований Колумба, Васко де Гама, Магеллана и других мореплавателей были определены контуры обитаемых материков (кроме северо-запада Америки и Австралии). Открытия европейцами новых земель необычайно расширили представления европейцев о географии земного шара, усилили контакты и взаимодействия между странами.

Земледелие Европы и других стран обогатилось новыми сельскохозяйственными культурами, такими как кукуруза, томаты, картофель, табак. Географические открытия оказали немалое влияние на развитие естественных наук, мировоззрение людей.

Непосредственными стимулами к снаряжению морских экспедиций и поиску новых торговых путей было стремление найти земли, богатые благородными металлами. Европейцы, ведшие торговлю со странами Востока, испытывали недостаток золота и серебра. Также причинами послужили желания Испании, Португалии, Голландии разведать новые торговые пути из Европы в Индию.

Географические открытия послужили мощным толчком к переменам в торговле и предпринимательской деятельности. Торговля умножила ассортимент предлагаемых товаров, приобрела мировой характер. Однако торговля со странами Нового Света носила неэквивалентный характер и по сути являлась грабежом. Открытия новых земель положили начало колониальным захватам. К концу XVI в. сложились первые колониальные империи – испанская в Латинской и Центральной Америке и португальская, центром которой была Бразилия. С середины XVI в. в борьбу за колонии включились Англия, Франция, Голландия. Развитие товарно-денежных отношений, торговых связей способствовало переменам в системе феодального мира.

Первые морские экспедиции снаряжались в Португалии и Испании. В то же время промышленное производство наиболее быстрыми темпами развивалось в Нидерландах, затем Англии, Франции. В обмен на промышленные товары купцы и предприниматели этих стран концентрировали золото и серебро, захваченное у ацтеков и инков.

Золото, добытое в Америке и перекачанное в кладовые промышленных лидеров, умножало их военную и морскую мощь. Именно они стали господствовать на торговых путях и потеснили менее удачливых конкурентов. Разгром «Великой армады» Филиппа II (1588 г.) – одно из драматических событий, обозначивших конец испано- португальскому могущества.

В конце XV столетия совершенно изменились представления европейцев о земном шаре. Новые моря и новые земли открывались со всех сторон. Испанцы, португальцы, голландцы и англичане пускались на открытия или завоевания новых земель. Результатом этого движения было то, что многие старые торговые пути были покинуты и запустели, причем многие центры средневековой торговли потеряли всякое значение; зато мировая торговля пришла в руки новых деятелей, и поднялись новые города.

Центр тяжести международной торговли перешел с востока на запад, к берегам Атлантического океана. Индийские товары стали проникать в Европу в большом количестве и значительно понизились в цене. Для мировой торговли открылись новые богатейшие рынки. Постоянное взаимодействие с колониальной периферией стало условием экономического благополучия Западной Европы.

 

1.13 Революция цен в Западной Европе

Одним из наиболее значительных экономических последствий Великих географических открытий стала «революция цен» в Западной Европе.

«Революция цен» – период значительного повышения товарных цен вследствие падения стоимости благородных металлов, выполняющих функцию всеобщего эквивалента.

Цивилизации Древней Америки, развиваясь самостоятельно, к концу XV – началу XVI в. достигли ступени, соответствующей примерно уровню государственных образований Древнего Востока. Цивилизации ацтеков, инков, майя достигли многого, но не были знакомы с техническими достижениями Вавилона или Месопотамии, не разводили домашних животных. Медь, золото, серебро использовались аборигенами Нового Света для культовых образов или украшений.

На новом континенте испанских конквистадоров интересовало одно – благородные металлы. Моряки Колумба видели у жителей Эспаньолы тонкие золотые пластинки и небольшие слитки золота. Испанцы были страшно удивлены тем, что аборигены не имели представления о ценности золота. Они отдавали его за осколок стекла, за черепок разбитой чашки.

Конквистадоры действовали везде одинаково. Они отбирали у местных жителей все золото, которое могли захватить, а затем принуждали их трудиться в каменоломнях, рудниках, где добывался благородный металл. Цивилизации Мексики и Перу были попросту разграблены. Дешевое золото и серебро потекло в Испанию и другие страны Европы. В связи с мощным притоком золота и серебра из колоний количество драгоценного металла, обращающегося в Европе, увеличилось в XVI в. в четыре раза. В свою очередь, это способствовало росту цен.

Предыдущие полвека цены на основные потребительские товары на долгосрочных интервалах оставались практически стабильными. Их рост составлял 20-30% за столетие и был практически незаметен для современников. Этот феномен объясняется ограниченным и практически неизменным количеством золота и серебра в Европе в Средние века.

С ростом количества золота ценность денежной единицы падала. В среднем рост цен составлял 1-2% в год. Он протекал неравномерно и неоднозначно по различным товарным группам. Особенно быстро росли цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, в среднем в 3-3, 5 раза, а по отдельным товарам даже в 5-8 раз.

«Революция цен» в странах Европы сопровождалась падением реальных доходов.

Оплата труда не поспевала за ростом цен.

Феодалы стремились компенсировать падение цен путем увеличения податей. Крестьяне, вынужденные выплачивать землевладельцам все большие суммы податей, несли потери. Крестьянские восстания, прокатившиеся по странам Европы, были жестоко подавлены.

Когда в Европу из Нового Света потекло золото, цены начали расти, и феодалы оказались в тисках. Как все в средневековой жизни, феодальные ренты и оброки, которые они получали от своих крепостных, были фиксированными и неизменными. Но не цены на товары. Хотя все больше повинностей крепостных переводилось из натуральных в денежные, цены росли так быстро, что феодалы не смогли оплачивать свои счета.

Революция цен способствовала укреплению положения купцов, бюргеров и фермеров, так как цены на производимые (привозимые) ими товары существенно возросли.

В целом ценовая революция не подорвала, а в известной мере помогла укреплению власти военно-феодальных верхов, способствовала процессу возникновения национальных государств с королевской властью во главе. Во многих странах Западной Европы утвердился абсолютизм. В период меркантилизма абсолютизм способствовал развитию торговли, мануфактур, а затем, на каком-то этапе, стал препятствием на пути утверждения капиталистических отношений.

 

1.14 Возрождение и Реформация

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация , произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти и Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак

Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ