Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История экономики: курс лекций (СИБИТ)

Тема 7 ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
16.11.2017, 16:51

7.1 Американские монополии в годы первой мировой войны

Первая мировая война разразилась между двумя военными блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.) и Тройственным союзом (Германия, Турция, Австро- Венгрия, Болгария и др.). В целом в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда суверенных государств. Основной причиной войны стала борьба за передел уже поделенного мира, обусловленная поиском рынков сбыта и источников сырья для молодых капиталистических стран, прежде всего Германии и США, не имевших колоний.

Мировая война предъявила небывалые требования экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих держав увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Однако из стран – участниц военных действий только США и Япония смогли увеличить свое национальное богатство – соответственно на 40 и 25 %. При этом США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота. Не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, первая мировая война принесла колоссальные людские потери, составившие в общей сложности около 36 млн. человек. Структура экономики стран оказалась деформированной в результате непомерно раздутого военного сектора, прекращение же военных действий потребовало новых затрат на решение проблем разоружения. Система золотого стандарта в результате девальвации национальных валют потерпела крушение. Не менее значимыми были и экологические последствия, связанные с использованием химического оружия. К тому же во многих странах, участвовавших в войне, произошла перестройка социально- экономического и политического строя. Турецкая и Австро-Венгерская империи распались, в России и Германии в ходе революций были свергнуты монархии.

Используя преимущества нейтралитета, США получила благоприятные возможности для быстрого экономического развития, удовлетворяя усиленный спрос воюющих государств на вооружение, боеприпасы, военное обмундирование, продукты питания. К тому же, пользуясь тем, что силы европейских стран были отвлечены войной, США стали быстро прибирать к рукам рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала, ранее считавшиеся объектами влияния других великих держав. Лишь на последнем этапе военных действий в Европе, когда вопрос о победе Антанты было вопросом времени, США, в апреле 1917 г. решили вступить в войну, с тем чтобы воспользоваться, наряду с другими союзниками, плодами победы над Германией.

Подготовка к войне, а затем и участие в ней позволила США разрешить и некоторые трудности внутреннего рынка. К началу войны экономика Штатов переживала относительную депрессию и многие отрасли работали, не используя все производственные мощности. Война послужила стимулом для быстрого роста производства. Формирование военного хозяйства сделало неизбежным расширение производства и увеличение числа занятости. Промышленность и сельское хозяйство получили емкий рынок в лице государства, закупавшего по высоким ценам всю необходимую для войны продукцию, значительная часть которой направлялось союзникам. Военные поставки Англии, Франции, России и другим странам достигали крупных масштабов: уже г. 1914 г. они составили почти 1 млрд. долл., а в 1916 г. превысили 3 млрд. Военные контракты давали монополиям необычайно высокую норму прибыли. Чистая прибыль американских корпораций увеличилась с 2684 млн. долл. в 1914 г. до 6240 млн. 1919 г.

Рост военного производства стимулировал значительнее накопление капитала в стране. Увеличился производственный аппарат в промышленности, в больших масштабах осуществлялось новое капитальное строительство. За короткий период (1914– 1919) общая сумма капиталов, вложенных в промышленность, возросла почти вдвое, а объем выпускаемой продукции увеличился на 26 %.

Фактор военного потребления вызвал увеличение производства также и в сельском хозяйстве. Сбор пшеницы, на пример, за 1916–1919 гг. увеличился в полтора раза. Война ускорила процесс имущественного расслоения фермеров, и концентрацию земельной собственности и сельскохозяйственной техники в руках наиболее крупных, высокопроизводительных и высокотоварных ферм.

Благоприятные условия создавались в период войны и для американской внешнеэкономической экспансии. Для оплаты американских поставок союзники вынуждены были распродать большую сумму своих инвестиций, вложенных в экономику США. Часть закупленных товаров была оплачена золотом, а остальная – покрыта займами, полученными от США. Вступив в империалистическую войну обремененными внешней задолженностью, составившей 7,2 млрд. долл., США не только сумели погасить свыше половины этой суммы, но вышли из войны, обладая заграничными капиталовложениями, достигавшими 7 млрд. долл. Военные долги в счет полученных американских товаров составили 9,5 млрд. долл. В итоге воины, таким образом, США превратились из должника в крупнейшего международного кредитора. Используя сложившуюся удачную обстановку, США сумели также форсировать внешнюю торговлю, вдвое увеличив ее обороты, и заняли ведущее место в мировом экспорте.

Война потребовала изменения структуры американской экономики, перестройки ее на военный лад. Доля тяжелой промышленности и особенно ее военных отраслей увеличилась. Крупные военные заказы, получаемые монополиям от правительства, имели своим результатом усиление процесса концентрации производства, рост влияния монополий и укрепление позиций финансовой олигархии.

Однако, процветание коснулось только военной промышленности, работавшей на основе правительственных заказов. В отраслях же, не связанных непосредственно с войной многие предприятия, ввиду отсутствия сырья и трудностей сбыта, вынуждены были испытывать достаточно серьезные финансово–экономические проблемы, и это свидетельствовало об одностороннем, ажиотажном развитии отдельных отраслей американской промышленности, что неминуемо должно было сказаться в послевоенный период.

Годы войны наметилось усиление государственного вмешательства в экономику. Об этом свидетельствовали рост правительственных заказов, государственное строительство, предоставление монополиям кредитов и субсидий, выпуск военных займов. Экономические функции государства возросли как по объему, так и по объему выполняемых задач. В целях мобилизации промышленности и для государственного регулирования военного производства был создан военно–промышленный совет, обладавший широкими полномочиями по контролю за делением и выполнением военных заказов, а также ряд комитетов по регулированию хозяйства (по топливу, продовольствию, рабочей силе, железнодорожному и водному транспорту и др.). Через свои военные ведомства правительство вмешивалось почти во все сферы экономической жизни страны.

Создание в экономике США в годы первой мировой войны государственного сектора и установление элементов правительственного контроля над производством происходило, в первую очередь, в интересах крупнейших компаний и свидетельствовало о государственно – монополистических тенденциях в экономике. Так, к концу первой мировой войны небольшая группа предприятий (3,6 % oт их общего числа) сосредоточивала 68 % всей производимой промышленной продукции. В руках 1 % населения находилось половина всего национального богатства страны.

Война необычайно обогатила американский монополистический капитализм. Национальное богатство страны увеличилось за 1914–1918 гг. более чем в 2,5 раза. США сосредоточили в своих руках половину мирового запаса золота. В итоге войны США превратились в главный центр мирового рыночного хозяйства и стала одним из главных финансистов мира.

 

7.2 Итоги Версальского мирного договора

Режим отношений в западном мире после первой мировой войны определила серия международных договоров, составившая Версальско–Вашингтонскую систему. Центральное место в ней занял Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г.

Основные моменты Версальского мирного договора:

1) Территориальные вопросы – это сокращение территории Германии на 1/8.Возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, округов Мальмеди и Эйпен – Бельгии, Познани, части Поморья и Пруссии – Польше. Гданьск – вольный город, Клайпеда передавалась в ведение держав–победительниц.

2) Военные вопросы – ликвидация военно–морского флота Германии и ограничение сухопутной армии. Сокращение производства оружия и военных материалов. Запрещение производства броневиков, танков, военных судов, химического оружия.

3) Репарационные вопросы – возмещение убытков, нанесенных странам– победительницам, в виде репараций, включавших платежи в золоте и товарах, поставки различного рода оборудования, угля, скота, строительных материалов, содержание оккупационных войск, а также установление наиболее благоприятного режима для судоходства и торговли со странами союзных и объединившихся держав.

Позже сумма репараций была определена в размере 132 млрд. марок. Первые 20 млрд. необходимо было внести в качестве аванса в течение двух лет.

Репарации – вид материально–правовой ответственности, состоящей в возмещении государством, начавшем войну, причиненного ущерба странам–победительницам по договору.

Репарации следует отличать от контрибуции, запрещенной современным международным правом.

Контрибуция – 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя; 2) принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с оккупированной местности.

Необходимость выполнения условий Версальского договора потребовала серьезного реформирования экономики Германии. И здесь решающую роль сыграл, разработанный в США план сенатора Дауэса, определивший курс на восстановление военно– экономического потенциала Германии.

Согласно этому плану, который начался реализовываться в 1924г., Германия получила:

1. Сокращение ежегодных репарационных платежей: 1 млрд. марок в 1924–1925 гг.; 1,2 – в 1925–1926 гг.; с последующим увеличением вплоть до 2,5 млрд. марок с 1928– 1929 гг. При этом Германии гарантировалась устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных платежей за границу в случае колебания валютного курса. План Дауэса выделял следующие источники обеспечения репараций:

- специальные облигации;

- доходы железных дорог;

- налоги с промышленности.

Кроме того, для стимулирования роста немецкой промышленности США предоставили заем 800 млн марок, что составило около 70 % внешних инвестиций.

2. В Германии прекращалась оккупация Францией Рурского угольного бассейна;

3. Только за 1924–1928 гг. Германия получила 20 млрд. золотых марок от Англии и других европейских стран.

В 1924 гг. в стране началась экономическая индустриализация, достигнутая за счет финансовой помощи Англии и США

Однако, вместе с "помощью" США, которые были заинтересованы в скорейшем восстановлении в Европе относительного равновесия между странами, усиливается проникновение американских монополий в промышленность Германии в виде займов, инвестиций, скупки акций. К концу 25 г. около 70 % долгосрочных вкладов в промышленность Германии приходилось на долю США.

Кроме восстановления промышленности, важнейшей мерой стабилизации внутриэкономического положения в этой стране стало проведение денежной реформы 1923 г., направленной на прекращение инфляции. Ее результатом стал выпуск новых банкнот, обеспеченных золотом и золотыми девизами на 40% и подлежащих обмену на золото, правда, временно отсроченному. Кроме этого была осуществлена модернизация оборудования, усиление экономических позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и синдикаты на тресты и концерны; повышалась интенсификация труда. Однако экономическое положение страны оставалось крайне тяжелым, что вызвало обострение социальных противоречий.

Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) также смягчали положения Версальского договора, т.к. обеспечивали отмену военного контроля над немецкой военной индустрией, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации и т.д. К концу 20–х гг. Германия смогла достичь довоенного уровня промышленного развития.

В 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому ежегодные репарационные платежи снижались на 20 %, Германия получила возможность отсрочки выплат. Кроме того, было рассчитано, что страна будет делать взносы до 1988 г. при уменьшении общей суммы до 113,9 млрд. марок. Источниками репараций остались только госбюджет и прибыль от железных дорог. Для получения и распределения репараций, осуществления расчетов по экономическим долгам в Швейцарии был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансирование тяжелой промышленности и укрепивший позиции американского капитала в немецкой экономике.

Ухудшение положения в кризисной ситуации привело к сворачиванию выполнения плана Юнга. В начале 30–х годов последовала серия решений, связанных с регламентаций репарационных платежей. Так, в 1931 г. президент США Гувер выступил с предложением отсрочки платежей на год, получившей название "Моратория Гувера". В 1932 г. Лозанская конференция предоставила Германии право выкупа за 3 млрд. марок своих репарационных облигаций на условиях погашения выкупных облигаций в течение 15 лет.

Особую роль в послевоенном развитии мировой экономики сыграло изменение мировой валютной системы. На смену золотому стандарту приходит золотовалютный стандарт – система, при которой страна хранит для внешних расчетов определенное количество иностранной валюты, рассматриваемой в качестве эквивалента золота и конвертируемой по твердому курсу в национальную валюту. Она получила распространение по рекомендации Женевской конференции 1922 г. и характеризовалась попытками восстановления валютной стабильности в период с 1924 по 1928 г. При этом золото не использовалось для чеканки монет, не находилось в свободном обращении, а фигурировало в золотых слитках в кассовой наличности эмиссии банка. Международные расчеты требовали проведения согласованной политики, т. к. валютные центры должны были поддерживать высокий уровень экономической активности и высокий спрос на импорт, чтобы позволить странам–участницам свободно приобретать необходимые им резервные средства.

Золотовалютная система состояла из нескольких зон, привязанных к определенной валюте. Так, стерлинговая зона возникла в 1931 г. по решению стран Британского содружества (за исключением Канады), Португалии, Ирана, Скандинавских стран и Латвии стабилизировать свои денежные системы по отношению к фунту стерлингов, а не золоту. Это объяснялось особым положением Великобритании, т. к. ее национальный доход претерпел наименьшие сокращения в годы великой депрессии, кроме того, она являлась основным торговым партнером всех перечисленных стран. Практически одновременно возникли зона доллара и зона франка. Их развитие способствовало расширению функций центральных банков, т. к. в рамках существующих валютных зон они должны были поддерживать твердые курсы продажи и покупки основной валюты. Главной проблемой стало обеспечение ликвидности центра в отношениях со странами, не входящими в валютную зону, поэтому основным инструментом финансовой политики служили фонды валютной стабилизации, действующие в Париже, Лондоне и Нью– Йорке. Прервала быстрое восстановление и развитие Германии Великая экономическая депрессия 1929–1933 гг.

 

7.3 Великая экономическая депрессия 1929–1933 гг.

В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью–Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории.

США. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Экономические и политические позиции США укрепились после первой мировой войны. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» – вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией».

Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно.

Кризис начался в Нью–Йорке с краха на фондовой бирже.

В 1927 г. совет Федеральной резервной системы США принял решение оказать помощь Великобритании в поддержании золотого стандарта фунта стерлингов и снизил учетную ставку с 4 до 3,5 %. Кроме этого, он организовал скупку государственных ценных бумаг, что привело к увеличению банковских резервов.

Эти меры привели к росту курсов акций и вызвали расширение практики выдачи кредитов для приобретения ценных бумаг. Кредиты выдавались в виде онкольных счетов – счетов, обеспеченных ценными бумагами и ликвидируемых по первому требованию открывшего их банка. К моменту начала кризиса величина займов коммерческих банков биржевым спекулянтам составила 8,3 млрд. долл. при рыночной стоимости всех котирующихся ценных бумаг, равной 89,7 млрд. долл. Банки были готовы выдавать деньги на приобретение ценных бумаг без проверки платежеспособности и под небольшие гарантии.

24 октября 1929 г. на Уолл–Стрите началась паника. В этот день на Нью–Йоркской фондовой бирже в продажу поступил большой пакет акций компании «Дженерал моторс», а затем пришло сообщение о банкротстве крупных фирм, и на продажу поступили новые крупные пакеты акций. Курсы акций начали резкое падение, что, в свою очередь, вызывало новое предложение акций на продажу. За три дня, с четверга, 24 октября, по понедельник, 28 октября, промышленный индекс Доу–Джонса сократился на 20 %. Для многих компаний, покупавших акции в кредит, это падение означало финансовый крах. Начался обвал курсов, продолжавшийся до 1932 г., в результате чего промышленный индекс Доу–Джонса (индекс курса акций на основной нью–йоркской бирже) снизился на 90 %.

Конечно, биржевая паника лишь внешне отражала наступление экономического кризиса, она сама была следствием нарушения процесс капиталистического воспроизводства основного капитала, приведшего к обострению проблемы реализации и массовое относительное перепроизводство товаров.

Через год после биржевого краха стали закрываться банки, и с 1930 по 1933 гг. в стране были закрыты 9 тыс. банков. Были ликвидированы 2/3 предприятий, финансовая система практически не действовала, золотой стандарт исчез, а международное движение капитала замерло.

Кризис охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46 %, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна – на 79 %, стали – на 76 %, автомобилей – на 80 %. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 – 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 года.

Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» – поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало – только в Нью–Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы – на 45 %. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58 %, а более 40 % фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю.

Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали – пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.

В США в этот период утвердилась философия «американского индивидуализма», не признающего государственного регулирования экономики, его вмешательства в дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны оно применялось.

Вступивший в президента Герберт Гувер (1874–1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины.

Положение в стране ухудшалось – она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (1931–1932), поход ветеранов первой мировой войны (1932); фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Был создан Национальный Совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. число безработных достигло 17 млн. человек.

Великобритания. В Англии мировой кризис начался позже из–за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако, его последствия были очень ощутимыми для экономики, т.к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные отрасли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство "по борьбе с безработицей", которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала.

Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось достигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931 г. «Закон о проверке нуждающихся», запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице.

Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмотреть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.

Франция. Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался до 1935 г. включительно. Падение промышленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице.

Таблица – 12 Индекс промышленного производства развитых стран (1929 г. = 100 %)

Страна

19

30

1

931

19

32

19

33

19

34

1

935

США

80

, 7

6

8, 1

53,

8

64,

9

66

7

6

Великобритан

ия

92

, 4

8

3. 8

83,

8

86,

1

99

1

06

Франция

10

0, 7

8

9, 2

69,

1

77,

4

75

7

2

Германия

88

, 3

7

1, 7

59,

8

66,

8

80

9

4

За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80 %, выплавка чугуна и стали – почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.

Одним из следствий такого положения стала достаточно отчетливая тенденция фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.

Программа Народного фронта:

· национализация объектов военной промышленности и Французского банка;

· реформа налоговой системы;

· создание национального фонда помощи безработным;

· организация общественных работ для безработных;

· сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;

· введение пенсий по старости;

· заключение коллективных договоров;

· введение справедливых цен на сельскохозяйственную продукцию;

· расширение советско–французских связей.

Важнейшей победой Народного фронта стали «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание профсоюзов и цеховых старост; 40–часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Однако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально–экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных программ привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 1937–1938 гг. правительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от про- граммы левых сил. В условиях нарастающей военной угрозы был взят курс на милитаризацию экономики. Однако опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Германия. Германия стала одной из наиболее пострадавших стран от мирового экономического кризиса, т. к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля–августа 1932 г., когда кризис достиг своей нижней точки он достиг в 1932 г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 9 млн чел). Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли.

Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.

Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также испытывали экономический кризис, усугубило положение Германии.

Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий,  стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами установления фашистского режима в стране в 1933 г.

 

7.4 Новый курс президента США Ф. Рузвельта

В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882–1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».

Несмотря на то, что «Новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный – с 1933 до 1935 гг. и второй этап – с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.

Таким образом, важнейшим инструментом регулирования стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялись расширенное воспроизводство и социальные преобразования.

Конкретные мероприятия «Нового курса» следующие:

1. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы. Было объявлено о государственном страховании частных депозитов.

2. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара.

3. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933г. был принят один из двух наиболее важных законов – закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Этот закон о вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела:

Первый – предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма;

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными – на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

В числе других мер борьбы с безработицей были – создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18–25 лет.

Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день.

Второй важный закон – закон о регулировании сельского хозяйства – Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 – 1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию.

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933–1935 г. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50 %. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом.

Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства – представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон.

В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к централизованному планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого–экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. Только в 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».

Активная политика государственного вмешательства позволила США преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по основным экономическим показателям Америка вышла на отметку 1929 г.

В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально– демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок.

 

7.5 Милитаризация экономики фашистской Германии

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил XIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация.

1. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику.

2. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда.

3. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана

Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший экономический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал «фюрер–принцип», требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

4. Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.

5. К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон “О наследственных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

6. Подобные изменения были сделаны и в области внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону "Об обороне империи" произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Итак, ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных компаниях.

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказались весьма эффективными и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т. к. не устраняли народнохозяйственные диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т. д.

Выводы

1. Абсолютным экономическим победителем в первой мировой войне явились США, которые надолго стали главной экономической и политической державой мира;

2. Решения Версальского договора были свернуты к середине 20–х годов, поскольку США были заинтересованы в восстановлении баланса сил в Европе и возрождении мощи Германии как "буфера" на пути СССР;

3. Развитие экономического кризиса 1929–1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название “фиаско рынка”. Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890–1950 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как “неомеркантилистский” по своей сути;

4. Период Великого кризиса 1929–1933 гг., за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.

5. Золото хотя и осталось окончательным средством международных расчетов, но вытеснялась девизами – валютами, которые могли свободно обмениваться на драгоценные металлы (фунт стерлинга и доллар США).





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ