Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История экономики: курс лекций (СИБИТ)

Тема 9 ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВИЧНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (НТР)
16.11.2017, 17:02

9.1 Возрастание экономической мощи США

Вторая мировая война была развязана агрессивными государствами с тоталитарными, антидемократическими режимами нацистской Германией, фашиствующей Италией, милитаристской Японией. Первые захватнические акты были совершены в Юго– Восточной Европе в 1938 г. – гитлеровские войска аннексировали Австрию, присоединив ее к Третьему рейху, и захватили суверенную Чехословакию. Великобритания и Франция, обеспокоенные этими захватами, фактически согласились с этой агрессией, подписав в 1938г. унизительное Мюнхенское соглашение. В 1939 г. СССР и Германия подписали соглашение о дружбе и ненападении между двумя странами. Оба эти aктa облегчили Германии нападение на Польшу в сентябре 1939 г. Затем последовали события, знаменовавшие развертывание подлинно мировой войны: вторжение немецких войск в Данию и Норвегию, не много времени спустя – в Бельгию, Нидерланды, Люксембург и Францию, массированные воздушные бомбардировки Великобритании, вторжение в Грецию и Югославию, отправка Германией Африканского корпуса в Ливию и Египет и кульминация событий – нападение 22 июня 1941 г. на СССР, наступление вдоль всех его границ – от Балтийского до Черного моря.

В результате войны союзники понесли огромные потери. Во–первых, экономические: если Первая мировая война стоила всем странам около 200 млрд. долл., то Вторая потребовала затрат во много раз больших – 3 трлн. 300 млрд. долл. В ходе войны под контролем фашистской Германии оказалось 70 % промышленности оккупированных стран, где производился принудительный, большей частью неоплачиваемый вывоз в Германию запасов сырья, топлива, стратегических материалов: нефти из Румынии, металла из Чехословакии и Норвегии, каменного угля из Польши, продовольствия из Франции, Голландии, Дании. Было введено обложение оккупированных стран в виде платежей на содержание фашистской армии. Одна только Франция обязывалась ежегодно осуществлять такие платежи: до 1942 г. – 400 млн., а затем в 500 млн. фр. в день. Все это до крайности истощило ресурсы европейских стран, и даже через пять лет после войны, в 1950 г., ВВП Франции составлял лишь 13,2 % от уровня США (принят за 100 %), Великобритании – 19,2 %, Италии – 7,9 %. Во–вторых, огромными были человеческие потери. Значились убитыми ранеными 67 млн. чел. (из них более 25 млн. пришлось на Советский Союз; Польша потеряла 6 млн. своих граждан, Германия – более 10 млн).

Во Второй мировой войне США выступали в составе антигитлеровской коалиции, но непосредственное участие в военных действиях приняли только на завершающем этапе, закончившемся полным разгромом германского фашизма. Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США (людские потери имели место, но были сравнительно невелики, за все годы войны составили 415 тыс. человек убитыми, 671 тыс. раненых), и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств. Если сравнить экономическое положение США в годы войны с положением Западной Европы с ее разрухой, миллионами человеческих жертв, то контраст окажется разительным.

На протяжении же всей войны роль США была, как и в Первой мировой войне, главным образом экономической. Высокий уровень американской экономики в предвоенные годы определил широкие возможности для развертывания промышленности и сельского хозяйства.

Хозяйство США в значительной степени было подчинено выполнению военных заказов правительства на поставку самолетов, танков, артиллерийских орудий, грузовых машин, военно–морских и торговых судов и т. п. Военные заказы послужили мощным стимулом для роста американской промышленности. С 1939 по 1945 г. производство электроэнергии в стране возросло на 74 %, выплавка стали – на 50 %, добыча нефти – на 35 %. Общий объем промышленной продукции США достиг максимального размера в 1943 г. вдвое превысив уровень 1937 г. В разгар войны промышленное производство

США составляло около 60 % от мирового уровня. Этот огромный экономический рост определил формы и масштабы экономической помощи, оказываемой США их союзникам, государствам – членам антигитлеровской коалиции. Основной формой были поставки по ленд–лизу. Так называлась система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и иных материальных ценностей. Система эта начала действовать в 1939 г. и в начале 1941 г. получила законодательное подтверждение. Расходы США по ленд–лизу составили за 1941–1945 гг. 46,7 млрд. долл.

Наибольшие поставки получили Великобритания – на 16 млрд. долл. и СССР – на 9,8 млрд. долл. Расчеты по ленд–лизу относились на послевоенный период, предполагалось, что они будут производиться на льготных условиях, с уменьшением суммы долга и низким процентом годовых.

В результате военных и гуманитарных поставок союзникам после войны США давали 60 % мировой промышленной продукции, на их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % нефти, 53 % выплавки стали, 17 % производства зерна, 63 % кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.

Кроме развития промышленности и сельского хозяйства, экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттон–Вудской конференции в июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал расчетной и  резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). А несколько ранее, в апреле 1944 г., было провозглашено создание международного валютного фонда (МВФ). Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

Сразу же после войны Соединенные штаты смогли быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. Если во время войны половина всех производственных мощностей была задействована в выпуске военной продукции, то к середине 1947 г. переход был практически завершен, а уровень общей занятости повысился. Основу этих достижений составили следующие факторы:

1) хорошая организация государственного управления;

2) программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта;

3) быстрый рост частного потребления;

4) расширение инвестиций в запасы и оборудование;

5) государственная политика экспорта благ и услуг.

Укрепление экономического положения США позволило им осуществлять новую внешнеэкономическую стратегию, получившую название «Пакс Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946–1947 гг., послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики.

Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя западноевропейским странам краткосрочные кредиты, сумма которых к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн. долл. Таких денег для возврата кредитов у Европы не было. Кроме того, начало «холодной войны» потребовало смены тактики. Так появился знаменитый план Маршалла (госсекретарь США), выдвинутый 5 июня 1947 г. Советский Союз отказался сам и заставил отказаться от помощи по плану Маршалла все страны так называемого «социалистического блока».

Согласно этому плану объем американской помощи, 29 млрд. долл. Но за четыре года реализации плана, в период 1948–1951 гг., было выделено только 17 млрд. долл., которые распределились в основном между четырьмя европейскими государствами: Германией, Великобританией, Францией и Италией.

- Цели плана: 1) обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы; 2) повышение отдачи от американской помощи; 3) создание рынка сбыта для наукоемкого производства США; 4) противостояние восточному блоку.

- Основные направления плана: 1) модернизация инфраструктуры; 2) увеличение объемов производства; 3) рационализация структуры экономики; 4) рационализация производства в сельском хозяйстве и легкой промышленности, денежная и финансовая стабилизация.

- Инструменты выполнения: 1) финансовая помощь (17 млрд. долл.) в виде дотаций, займов или финансирования поставок под гарантии американского правительства; 2) консультационные услуги;

- Результаты: 1) создание Европейской организации экономического сотрудничества (1948 г.); 2) либерализация торговли и платежей; 3) увеличение выпуска продукции в базовых отраслях с 1947 по 1950 г. на 50 %; 4)повышение конкурентоспособности европейских товаров на внешнем рынке; 5) изменение структуры экспорта европейских стран (увеличение доли промышленных товаров).

 

9.2 Послевоенное возрождение Германии. Экономическая реформа Л. Эрхарда

Высокая результативность плана Маршалла могла быть обеспечена только при реализации европейскими странами собственных программ экономического возрождения. Особенно это касается сильно разрушенной экономики Германии, перед правительством которой стояли не менее важные задачи: психологическая реабилитация нации, смена идеологической основы национально–культурного и социально– экономического развития. Послевоенная Германия представляла собой разрушенную страну, которая производила половину объема продукции от выпуска 1936 г., государственный долг к моменту капитуляции возрос в 14 раз. Кроме того, Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., инфляция составляла 600 % в год и при впятеро возросшем количестве денег в обращении и отсутствии товаров первой необходимости не могла эффективно сдерживаться. Первоначально усилия правительства были направлены на то, чтобы сократить денежную массу, заморозить банковские счета, повысить налоги для снижения государственного долга и отмены карточек. Однако эти мероприятия моментально привели к натурализации экономики, причем денежные расчеты сосуществовали с натуральной оплатой в различных отраслях хозяйства. Значительное количество предприятий оставались государственными, а система управления экономикой сохраняла элементы централизации.

Для преодоления создавшегося положения на основе достижений фрайбургской экономической школы Л. Эрхардом была предложена концепция социального рыночного хозяйства, сочетающего эффективное функционирование свободных рынков и государственное регулирование в тех сферах хозяйственной жизни, где без этого никак нельзя обойтись. Организационно–правовые изменения, бюджетная и кредитно– денежная компоненты передаточного механизма экономической политики должны были работать в направлении достижения следующей главной цели – повышения покупательной способности всех слоев населения на основе роста реального национального дохода. План Эрхарда включал три компоненты:

проведение денежной реформы;

обеспечение работы рыночного ценового механизма без высокой инфляции;

создание условий для предпринимательской деятельности и развития национальной промышленности.

Передаточный механизм экономической политики Эрхарда строился на проведении необходимых институциональных изменений, включающих денежную реформу 1948 г., либерализацию цен, принятие закона против произвольного повышения цен, требующегося для сдерживания инфляции.

Денежная реформа привела к «здоровой» дойчмарке, а рейхсмарки были объявлены недействительными. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, пенсии и заработная плата подлежали выплате 1:1, имевшиеся на руках наличность, сбережения и денежные обязательства предприятий находились в отношении 1:10. Прежние обязательства банков ликвидировались, а новый эмиссионный банк устанавливал обязательную норму резервирования для частных банков. Всего через три дня после денежной реформы последовала либерализация цен, способствовавшая насыщению потребительского рынка и исчезновению «черных» рынков. Инфляция была значительно меньше ожидавшейся. Стабильность валюты и уровня цен обеспечивал специальный закон.

Налоговый гнет на предпринимательство был максимально ослаблен, кредитная политика также способствовала ведению бизнеса, поскольку предоставлялась возможность взять для этих целей кредит в банке. Рост производительности труда и насыщение потребительского рынка окончательно сбили инфляцию к 1952 г. В 1954 г. Германия вошла в фазу высокой конъюнктуры, подверглась опасности перегрева экономики и очередного кризиса, что являлось нежелательным при строительстве нового государственного порядка. Поэтому были предприняты стандартные меры антициклической политики, обеспечивающие сдерживание роста экономической активности, сопровождаемые мероприятиями по улучшению структуры экономики и созданию стимулов для роста производительности.

Выделим только три важных достижения Эрхарда, имеющих значение для совершенствования передаточного механизма экономической политики и проведения будущих хозяйственных реформ.

Первое. В теоретическом плане Эрхарду удалось модифицировать кейнсианскую концепцию преодоления экономических кризисов при помощи расширения государственного регулирования и стимулирования совокупного спроса в экономике. Роль государственного управления не только не отрицалась, но, наоборот, выдвигалось требование повышения эффективности работы правительства, индикатором которой являлась быстрота реакций на хозяйственные изменения и принятие адекватных мер. При этом основная задача состояла в организации рынков, запуске свободного ценового механизма, оздоровлении валютно–финансовой системы, денационализации промышленности, т. е. в либеральных преобразованиях.

Главным пунктом эрхардовской экономической системы должны стать потребительские расходы, которые нужно всячески поощрять. Этот тезис совпадает с кейнсианским. Но, по Эрхарду, рост потребления должен сопровождаться ростом сбережений, необходимых для технологических изменений в промышленности и создания современных производств. Таким образом, ставится под сомнение парадокс бережливости, утверждающий, что рост сбережений, во–первых, не может сопровождаться ростом потребительских расходов, а во–вторых, приводит к дальнейшему спаду объемов производства через сокращение совокупных расходов в экономике. Не рост общественного продукта, а увеличение национального дохода позволит поддерживать через потребление в активном состоянии движущие силы экономики и, тем не менее, находить нужные средства, чтобы, модернизируя производственный потенциал, удовлетворять потребности потребителя и его спрос. Таким образом, кейнсианские методы были встроены в общую либеральную философию реформирования немецкой экономики.

Второе. Проведение «малой» и «большой» налоговых реформ соответственно в 1953 и 1954 гг. Первая сняла непосильное налоговое бремя на корпорации, вторая – способствовала росту прибылей, создала условия для инвестиционного бума, поскольку проводилась одновременно со снижением процентных ставок. Следовательно, после институциональных изменений, которыми управляло по утвержденному плану правительство, последовала стимулирующая кредитно–денежная политика, закрепляющая подъем экономики и даже приводящая ее к перегреву. При этом важным элементом в кредитовании промышленности явилось условие роста производительности труда и повышения заработной платы. Таким образом, цепочка: сбережения потребителей – банки – промышленность – расходы потребителей оказалась замкнутой, эффективно организованной, поэтому и дала положительные результаты, когда рост доходов имел продуктовую (потребительскую) основу.

Третье. Предложения по стабилизации национальной валюты и антиинфляционной политике отходили от известных на то время классических рецептов. Л. Эрхарда отстаивал идею подчиненности денежных операций решению задачи повышения уровня жизни граждан и, тем самым, критиковалась позиция многих экономистов в отношении повышения процента, что лишь усиливало бы экономическое сжатие. Эрхард считал, что между объемом денежной массы и инфляцией нет никакой связи. Необходимо изменить традиции осуществления платежей, чтобы создать эффективные кредитно–платежную и валютно–финансовую системы. Для этого нужен безналичный денежный оборот.

В заключение краткого освещения экономической политики реконструкции послевоенного хозяйства Германии, проводимой Л. Эрхардом, необходимо сказать о расплывчатости передаточного механизма этой политики, поскольку требования жесткой бюджетной и административной дисциплины сопровождались стимулированием экономики и кардинальной сменой социальных установок (привычек, идеологии и т. д.)  и институтов. Эта расплывчатость обеспечивается тем, что содержание передаточного механизма экономической политики реформируемого хозяйства определяется целями, задачами реконструкции, текущим состоянием экономики, национально–культурными особенностями, политическими условиями, внешнеэкономической обстановкой и другими детерминантами. Такой передаточный механизм эффективен только на определенном отрезке времени, а затем нуждается в перепроектировании, чтобы продолжать сохранять свою эффективность.

 

9.3 Становление европейской экономической интеграции

После Второй мировой войны сферой усиления регулирующей роли государства  стали не только внутренние, но и межгосударственные экономические отношения. Общей предпосылкой интеграционных процессов явился рост международного разделения труда, закономерный в условиях НТР, и на этой основе – растущая взаимозависимость, взаимовлияние национальных экономик. С наибольшей интенсивностью процесс экономической интеграции стал разворачиваться в странах Западной Европы. Этому способствовал ряд причин:

- схожесть исторического развития западноевропейских стран, весьма отличного в целом от истории стран Востока и Америки, и сложившиеся на этой основе давние межнациональные связи;

- огромные материальные потери, понесенные в годы Второй мировой войны всей Западной Европой;

- наличие таких сильных конкурентов в послевоенном мировом хозяйстве, как США и быстро растущая Япония; более медленное по сравнению с ними освоение НТР.

Интеграция должна была ускорить процесс послевоенного восстановления Европы, создать предпосылки для структурной перестройки европейской экономики и таким образом повысить ее эффективность и конкурентоспособность на мировом рынке. Первые шаги по пути к экономической интеграции были сделаны еще в конце Второй мировой войны. В 1944 г. правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга, находясь в изгнании, в Лондоне, приняли решение о создании по окончании войны таможенного союза. В рамках этого союза, оформленного в 1948 г. под названием «Бенилюкс», были отменены ограничения на экспорт и импорт промышленной продукции, объявлено «О свободном перемещении рабочей силы и свободе обращения капитала». И хотя никаких институциональных решений принято не было, все же обозначился некоторый прогресс: расширился межстрановый обмен, в промышленности начались структурные и научно– технические преобразования.

Опыт Бенилюкса имел последователей. В том же 1948 г. Франция и Италия договорились о таможенном союзе, должном вступить в действие в 1950–е гг.

Современная история развития европейской интеграции начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

В последующие годы, в 1960–е и в начале 1970–х гг., названные «свободы» далеко не в равной мере стали реализовываться в Сообществе. Так, свобода миграции рабочей силы была достигнута лишь отчасти. Спрос и предложение рабочей силы очень различались по странам ЕЭС, неконтролируемый приток в ту или иную страну иностранных рабочих зачастую усугублял или создавал проблему безработицы, и поэтому государства – члены ЕЭС часто пользовались всякого рода оговорками для ограничения подобной «свободы». Не сформировалась общая экономическая структура Сообщества. Конечно, взаимное переплетение капиталов, предпринимательских интересов заметно усилилось, однако к началу 1970–х гг. из всех поглощений, слияний и оснований новых фирм только треть совершалась на интеграционной основе, а остальное не выходило за национально–государственные рамки. Оставались минимальными интеграционные успехи в транспортном, страховом и банковском деле.

Наибольшие успехи были достигнуты в интеграции Национальных товарных рынков. Соответственно название ЕЭС стало часто заменяться и в литературе, и в деловом общении термином «Общий рынок». Его функционирование больше всех других названных в Риме «свобод» нуждалось в межгосударственном регулировании, и в 60–е гг. создается институциональная структура ЕЭС. Появились такие межгосударственные регулирующие органы как Европейский совет – совещательный орган представленный главами государств и правительств, разрабатывающий стратегию экономического и социального развития стран ЕЭС; Совет министров стран–участниц; Европейский парламент, обсуждающий и выносящий рекомендации по той или иной проблеме интеграционной политики.

Основой динамичного промышленного роста было включение Стран ЕЭС в НТР. В ЕЭС получают развитие автоматизация производства, электронно–вычислительная техника, производство синтетических материалов, атомная энергетика и другие новшества, диктуемые НТР.

Структурные изменения, происходившие в промышленности в 1950–1960–е гг., увеличили во всех странах ЕЭС выпуск готовой продукции высокой степени обработки. Несмотря на схожесть структурных сдвигов в странах «шестерки» появилась масса видов и моделей этой продукции с ярко выраженными национальными особенностями, увеличивался рост производства запасных частей и деталей для всех видов этой продукции. Это не могло не повышать взаимозаинтересованность и взаимовыгодность торговли промышленными товарами в рамках Сообщества.

Поощрила эти устремления отмена разделявших ранее Европу таможенных границ. В 1967 г. Совет ЕЭС принял решение о создании таможенного союза стран – членов ЕЭС, были отменены все количественные ограничения на обращение промышленных товаров внутри ЕЭС, таможенные границы были ликвидированы, и перемещение промышленных товаров стало осуществляться беспошлинно. Одновременно для ограждения европейской промышленности от конкуренции высокоразвитых заокеанских стран была введена жесткая протекционистская защита промышленности ЕЭС.

В 1960 г. в Европе появилась и другая интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В нее вошли семь стран: Великобритания, возглавившая группировку, Дания, Австрия, Швеция, Норвегия, Швейцария и Португа- лия. По сравнению с заявленными ЕЭС «четырьмя свободами» ЕАСТ отличали более ограниченные масштабы интеграции. В ней 5ыло провозглашено только свободное беспошлинное обращение товаров и не было создано никакой институциональной структуры. Это определило и судьбу ЕАСТ. Через несколько лет она распалась, и большинство входивших в нее стран влилось в ЕЭС.

Дальнейшее развитие «Общего рынка» шло в основном по линии углубления как производственных, так и валютно–финансовых отношений, которое к концу XX века завершилось созданием единой валюты.

 

9.4. Научно–техническая революция (НТР) и основные тенденции развития стран в 50–60–е гг. XX в

В экономической литературе 1950–е гг. обычно называют «серебряными», а 1960–е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:

Таблица - 16 Сравнительный анализ ВНП (США = 100 %)

Страна

ВНП

ВНП на душу населения

 

1950

1970

1950

1970

Франция

13, 2

18, 6

45,0

74,0

ФРГ

12, 0

21, 2

36,0

74,0

Великобритания

19, 2

17, 1

56,0

62,0

Италия

7, 9

12, 7

23,0

48,0

Япония

8, 5

30, 8

61,0

В целом

60, 3

100

, 4

Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого «наверстывании».

«Наверстывание» – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.

Содержание стратегии «наверстывания»:

1) стимулирование спроса;

2) увеличение уровня потребления населения;

3) нехватка квалифицированной рабочей силы;

4) принятие социальных программ;

5) стимулирование предложения:

6) резерв рабочей силы в традиционных отраслях;

7) структурная перестройка;

8) рост вложенных инвестиций;

9) увеличение производительности труда.

Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР. До Второй мировой войны в мире произошли две технические революции: первая – во второй половине XIX в., ставшая составной частью промышленного переворота, и вторая – в конце XIX – начале XX в., которая радикально изменила отраслевую структуру производства и его энергетическую базу, повысила интеллектуальный уровень общества и оказала огромное воздействие на интенсивность и динамизм развития мирового хозяйства. Основными направлениями технического прогресса в промышленности были в те времена механизация и электрификация производства.

Во второй половине XX в. начался новый процесс научно–технической революции. Ее основой явилась революция в науке, особенно в так называемых фундаментальных науках – физике, математике, химии, биологии. Именно эти науки создают интеллектуальные ресурсы общества, составляют огромный пласт общечеловеческой культуры. Развитая сфера фундаментальных наук является необходимым условием решения в любой стране мира современных проблем – экономических, социальных, идеологических, политических, проблем национальной безопасности, то есть всех проблем, которые по своей природе требуют междисциплинарного подхода. Стремительное развитие фундаментальных наук открыло небывалые ранее возможности воздействия науки на производство, явилось основой создания современных технологий. Сложился единый комплекс: наука – техника – производство, в котором наука выступает как самостоятельная, ведущая производительная сила, а производство становится технологическим применением науки.

Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики. Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.

Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой «одышки» или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50–70–е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.

США. Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50–х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно–техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально–экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились: 1) быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде; 2) рост структурной безработицы; 3) разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения; 4) снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.

С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60–х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40 % федерального бюджета.

Но экономический кризис конца 1960 – нач.1970–х гг. вынудил правительство США перейти к новой политике по стимулированию экономики, а именно: 1) замораживание цен и зарплаты на 90 дней; 2) установление дополнительного 10 % налога на импорт; 3) прекращение обмена долларов на золото; 4) Контроль над ценами и зарплатой; 5) девальвация доллара; 5) замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля; 6) сокращение социальных расходов.

Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией.

Великобритания. 1950–е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран: 1) влияние НТР; 2) гонка вооружений в условиях "холодной войны"; 3) изменение мирохозяйственных связей.

В 1950–е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно–техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако, совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в «Общий рынок».

В 1960–70–е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.

Трудности в стимулировании экономического роста в 1960–70–е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г.

В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 1960–х гг. передвинулась со второго места на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал 1 %. Правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в «Общий рынок», но согласие «шестерки» было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки, например, на отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты, значительное уменьшение существующих пошлин.

Франция. Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях: 1) основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая); 2) уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный); 3) широкое использование программирования экономики.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название «дирижизма». Ее основы были разработаны в период правления де Голля.

Основные черты «дирижизма»:

1) прямые административные методы вмешательства в экономику;

2) активная предпринимательская деятельность государства;

3) сильный государственный сектор;

4) прямое финансирование капиталовложений;

5) индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику.

Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 1950–70– е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50–е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране.

ФРГ. В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с «экономическим чудом», когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития.

Таблица - 17 Общая характеристика этапов послевоенного развития ФРГ

Хронологические

рамки

Содержание этапа

 

50–е гг.

Ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, электроэнергетики

государственная политика «приглушения конъюнктуры», направленная на торможение экономического подъема и погашения инфляции

активная социальная политика. 1953 г. – «год потребителя»

 

 

60–е гг.

Интенсификация сельского хозяйства, усиление процессов укрупнения хозяйств

сильное влияние НТР на развитие химической промышленности, автостроения, нефтеперерабатывающей промышленности (база – иностранные патенты и лицензии). Модернизация технической базы промышленности. Усиление концентрации производства при разделении производственных функций между крупными и мелкими предприятиями;

кризис традиционных отраслей; усиление ориентации на внешний рынок;

составление общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов

 

Нач. 70–х гг.

Переход к реиндустриализации. Развитие наукоемких производств;

возрастание роли мелких и средних предприятий

усиление государственного регулирования в рамках неолиберальной доктрины.

Стимулирование экспорта долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса

Япония. Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс «внешнеэкономической ориентации». С середины 1950–х гг. Япония вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время «экономического чуда». Среднегодовой прирост промышленной продукции за 1951–1970 гг. в Японии составляли 15,2 %, ВНП – 11 %, в то время как в США, соответственно – 4 % и 4,1 %, ФРГ – 7,4 % и 4,9%, Англии – 2 и 2,8%.

Причины японского «экономического чуда»: 1) расширение внутреннего рынка; 2) высококачественная рабочая сила; 3) особая система наемного труда; 4) высокоэффективное использование иностранной экономической помощи; 5) массовое обновление основного капитала; 6)беспрецедентная закупка ноу–хау, патентов и лицензий; 7) гомогенность японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях.

Для стадии индустриализации нач. 1960–х – сер. 1970–х гг. было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств. Промышленные гиганты концентрировались в городах–портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей.

Итак, в период первого этапа НТР можно выделить следующие особенности экономического развития западных стран, которое осуществляется на основе трех основных моделей смешанной экономики: 1) неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония; 2) неолиберальная модель: США, ФРГ; 3) модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.

Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.

Выводы

1) США увеличили свою экономическую мощь вследствие многократных поставок в воюющую Европу вооружения, техники, продовольствия, не принимая до 1944 г. активного участия во Второй мировой войне.

2) Доллар стал после 1944 г. главной денежной единицей мира.

3) План Маршалла разрабатывался и внедрялся в Европу по двум главным причинам: политической и экономической.

4) ФРГ сегодня является процветающей страной во многом благодаря послевоенным реформам Л. Эрхарда и его теоретической концепции социально–рыночной экономики.

5) Экономическая интеграция европейских стран была объективным процессом, т. к. по отдельности странам тяжело было конкурировать решать проблемы демилитаризации экономики, осваивать достижения НТР и конкурировать с США.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ