Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История: курс лекций (СИБИТ)

ТЕМА 1.1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
11.11.2017, 10:30

Возникновение государства – закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетия и даже на века процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, весьма условна.

Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. Первобытное общество могло удовлетвориться двумя основными принципами, регулирующими социальную жизнь: обычаем (традицией) и «правом сильного». Эти принципы казались достаточными, пока сородичи и соплеменники не слишком отличались друг от друга в своих устремлениях и интересах. Общность интересов и сходство представлений о должном и недопустимом, о верном и ошибочном социальном поведении позволяли ограничиться простейшими правилами, регламентировавшими поступки людей. Эти правила редко оспаривались, соответственно не было нужды в каком-то специальном механизме, призванном обеспечивать их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой.

Постоянные контакты с людьми, чей образ жизни отличался от привычного и казавшегося единственно возможным, заставляли индивида задумываться о своем месте в коллективе, о своих отношениях с окружающими. Идея несовпадения личного и общего разрушала изнутри. Возникала необходимость как-то преодолевать все более заметные противоречия между целым и его частями, а следовательно, создавать новые более сложные правила (постепенно приобретавшие форму правовых норм, законов) и добиваться их исполнения.

Но не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и усложнившиеся межплеменные отношения, а также и хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общежития.

Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел.

Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов. По мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре – государству. Итак, государство возникает тогда, когда большинство членов общества осознает необходимость ограничения родовой власти. На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война. Носители власти заботились, разумеется, и в своих собственных корыстных интересах, что в дальнейшем зачастую превращало государство в орудие группового обогащения; при этом государство продолжало решать и постоянно усложняющиеся задачи, важные для всего общества, а не только для привилегированных его слоев. Государство не может быть навязано обществу ни внешней силой, ни какой-либо возвысившейся над родом социальной группой. Его становление всегда является результатом внутреннего развития.

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, так же как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение варварских племен IV – VIII вв. (великое переселение народов), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания – Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII – VIII вв. восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов – Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию (из «варяг в греки»). В IX – Х вв. здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство, в частности, звероловство и бортничество.

Природно-климатические условия, особенностью которых было низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ, способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель. Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны.

В VII – VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко- варяжского пути.

До заселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI – VШ вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищем и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов.

И соседские общины, и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, располагавший укрепленным оборонительным пунктом (городом). Укрепления защищали хорошо вооруженные войны. Земледельческие общины, расположенные в окрестностях города, постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины.

В XI в. продолжалось постепенное огосударствление княжеской власти. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-европейской равнины постоянным явлением стали набеги скандинавов (варягов, норманов), на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен. Вероятно, власть хазарского кагана в то время ослабела и подчинение ему перестало быть выгодным. Можно предположить, что приднепровским славянам приходилось отражать набеги племен, не подчинявшимся кагану. На юге и севере возникла настоятельная необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, располагающих большими людскими ресурсами и действующих не время от времени, а регулярно.

Итак, в IX в. и северные, и южные союзы восточно-славянских племен были близки к тому, чтобы придать княжеской власти постоянный и государственный характер. Не лишено оснований предположение, что у приднепровских славян в то время сложилось полусамостоятельное (номинально подчиненное хазарам) государство. Во всяком случае многие элементы государственности (уплата дани-налога в обмен на торговые привилегии и безопасность, подчинение надплеменным нормам права и надплеменным структурам власти) были хорошо знакомы в Приднепровье еще до того, как на севере развернулись события, по традиции трактуемые как оформление восточнославянской (древнерусской) государственности.

Речь идет о призвании варягов. Летописный рассказ об этом по-разному интерпретируется историками. Сторонники так называемой нормандской теории, основоположниками которой принято считать работавших в России немецких историков Готлифа Зигфрида Байера и Герарда Фридриха Миллера, порой преувеличивают роль скандинавских воинов в становлении Русского (восточнославянского) государства. Версия о привнесенном государстве, о заимствовании идеи государственности представляется не слишком убедительной. Навязать государство обществу, живущему при родовых порядках, невозможно: чужеродные элементы социальной жизни будут отторгнуты, если нет достаточно благоприятных условий для их развития.

Но преуменьшение роли скандинавов (варягов) в политических процессах, происходивших в восточнославянском обществе, столь же неуместно, как и буквальное понимание летописных сообщений о варяжских князьях, создавших Русское государство. Крайний антинорманизм, т. е. попытки доказать абсолютную самобытность славянской государственности, вступает в противоречие с известными нам фактами. Как уже упоминалось, разрушение родовой организации и переход к более сложным формам социальной жизни происходят в результате внутреннего развития общества; однако эти процессы протекают не в каком-то изолированном и «этнически чистом» пространстве. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных отношений с близкими и дальними соседями – все это характерные черты продвижения общества к государству.

Как сообщает летопись, славяне ильменские, кривичи, чудь, весь и, возможно, меря в середине IX в. (традиционная дата 862 год) обратились к известному в тех краях варяжскому конунгу Рюрику с просьбой возглавить объединение нескольких племен (точнее – союзов племен). По предположению В. О. Ключевского, этому событию предшествовало иное: какая-то другая (неподвластная Рюрику) группа варягов предприняла попытку силой оружия покорить названные в летописи славянский и финские племена. Заморские пришельцы – викинги – были изгнаны, но племенные союзы не смогли организовать достаточно прочное объединение, способное обезопасить славяно-финские земли от новых вторжений. Тогда и возникла мысль о приглашении Рюрика с дружиной в качестве надплеменной силы. Возможно, приглашавшие варягов князья и старейшины смотрели на воинов Рюрика только как на наемную, союзную рать, однако в действительности пришельцы  (выполнявшие,  по  справедливому  замечанию С. М. Соловьева, также функции арбитров, нейтральных «третьих судей») получили не только военную, но и гражданскую власть, постепенно обретшую государственные формы.

Держава Рюрика, объединенная не столько силой оружия, сколько общими интересами местных племен и пришлых варяжских воинов, явно переросла рамки племенного союза. Постепенно складывался новый порядок управления обширными территориями; черты такого порядка можно увидеть уже в Рюриковской державе. Сам Рюрик вокняжился в Новгороде, в Белоозере распоряжался Синеус, в Изборске Тувор. Синеус и Тувор (как сообщает летописец, братья Рюрика) правили не самолично, а сообразуясь с волей старшего брата, верховного правителя. В такой системе можно увидеть черты института наместников – представителей князя, обладавших ограниченным суверенитетом над подвластными землями.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русью, и с Русью северной. Очевидно в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим – земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде. Летописец сообщает, что в 882 г. родственник и преемник Рюрика Олег, сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева. Победа над киевскими князьями позволила политически объединить территории, расположенные вдоль пути из варяг в греки.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком тесным и не слишком обременительным. Власть киевского великого князя первоначально была почти номинальной и сводилась к регулярному сбору дани и разбирательству межплеменных споров и наиболее сложных тяжб (судебных дел), к улаживанию разнообразных конфликтов. Кроме того, князь был верховным военным предводителем и в определенных случаях мог собирать для участия в дальних походах несколько дружин, подчиненным зависимым от Киева князьям.

Отношения большинства восточнославянских племен с Киевом регулировались своеобразными устными договорами, в которых определялись и размеры выплат (обычно натуральных) в пользу великого князя и его дружины, и мера участия местных князей в военных походах. Объезжая подвластные земли, верша суд и собирая дань (полюдье), принимая присылаемые в Киев дары (повоз), великий князь не мог преступить заранее оговоренных пределов своей власти, а также городского самоуправления (в городах традиционно избирались десятские, сотские, тысяцкие; лишь постепенно князьям удалось перейти к практике назначения «старцев градских»). Старцы градские долгое время выступали как советники князя, конкурируя в этом качестве с наиболее знатными дружинниками-боярами.

Чтобы управлять государством, тем более столь обширным, власть должна была находиться в постоянном движении. Даже во времена более стабильные, на рубеже ХI – ХII вв., Владимир Мономах вспоминал, что совершил за свою жизнь 83 больших похода. Централизованный характер сбора и распределения дани в сочетании со слабым развитием товарно-денежных отношений, когда верховная власть выступала основным

«распределителем благ», способствовали тому, что на Руси при первых Рюриковичах феодальная аристократия не стремилась обособиться от правителя на местах, как происходило в Европе, а концентрировалась в городах при княжеском дворе, то есть господствовала коллективная форма собственности.

Существование коллективной формы феодальной собственности делало необходимым формирование определенных социальных групп и категорий населения, обслуживавших коллективного собственника. Люди, относящиеся к ним, освобождались от всех (или части) даней и других повинностей, возлагаемых на остальное население.

Длительный период существования коллективной феодальной собственности на землю подразумевает также и продолжительное сохранение большого числа лично независимых людей, в первую очередь крестьян-общинников. Наряду со свободным населением в древнерусском обществе существовали, хотя и в значительно меньшем числе, и рабы (холопы). В древнейший период это были преимущественно пленники, захваченные в военных походах, позднее распространилось и долговое холопство.

В целом на начальном этапе, рамки которого определяются IX – к. Х в., формируется система эксплуатации лично свободного населения и начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора. Этот период связан с деятельностью таких киевских князей как Олег, Святослав и княгиня Ольга.

Период расцвета Киевской Руси (к. Х – н. XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980 – 1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054гг.). За это время окончательно было завершено объединение восточнославянских земель в рамках единого государства. Были решены проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны. Происходило расширение территории государства. Как Владимир, так и его сын Ярослав старались заселять пустынные земли и строили новые города (например, Ярославль и Тарту-Юрьев). В правлении Ярослава устный кодекс законов «Правда Русская» был изложен в письменном виде под названием «Правда Ярослава» или «Русская Правда».

Важнейшим событием этого периода, четко разделившим древнейшую историю русского государства на два этапа, явилось принятие князем Владимиром в конце Х в. христианства в византийском, будущем православном варианте. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни, но и в жизни духовной. Составившаяся из различных скандинавских, славянских, финских элементов древнерусская общность в конце Х в. стала постепенно превращаться в народность, сплоченную не только политически, но и религиозно. Медленное распространение христианства в среде варяжских и славянских дружинников началось в IX в. Первоначально крещение принимали не многие воины. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на смутных прозрениях о воздействии на людское существование каких-то малопонятных неведомых сил. Представления об этих силах часто соотносились с реалиями родоплеменного быта, с особенностями конкретной местности, со специфическими занятиями ее населения. Поэтому всякие серьезные изменения в образе жизни племени или какой-то обособившейся его части ставили под сомнения те или иные элементы верований и порождали религиозный кризис.

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований; усложнение общественной жизни исподволь готовило людей к восприятию развитых религиозных воззрений. Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к новым, выходящим за рамки традиционного язычества, религиям демонстрировала самая активная и подвижная часть общества – воины.

Принадлежность части дружинников к христианской церкви долгое время не оказывало серьезного влияния на духовную и политическую жизнь восточно-европейской равнины. Но периодические контакты с христианским миром наиболее деятельной и воинственной части восточно-славянского общества, конечно же, способствовали постепенному знакомству всего этого общества с этой религией. Во многих случаях побуждение к крещению было чисто языческим. «Чужой Бог» оказывался сильнее привычного, племенного, о чем свидетельствовали военные успехи поклонявшихся этому божеству чужеземцев. Характерное для язычества многобожие преодолевалось с трудом, а христианство рассматривалось как одна из многих религий – наряду с разнообразными племенными культами. В массе простых людей даже после официального принятия на Руси христианства довольно долго еще сохранялось двоеверие, что, конечно же, жестоко преследовалось.

В Х в. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне городов землепашцев и охотников. Христианство постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но прямо не поощряемой (даже в годы правления Ольги, которая приняла христианскую веру, исповедание христианства не давало практических преимуществ при дворе или в военной службе).

Распространение христианства в придворной и дружинной среде постепенно создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Владимир, с именем которого связанно крещение Руси, первоначально был убежденным язычником. Когда он стал княжить в Киеве, он всячески поддерживал языческие обряды, вплоть до человеческих жертвоприношений. Вероятно, это было связанно с противостоянием киевских «лучших людей» и пришедших из Новгорода княжеских советников, которых привел княживший там ранее Владимир. Однако искусственное возрождение религии предков оказалось бесперспективным делом, что скоро почувствовал сам Владимир. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была, конечно, в какой-то мере подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Это, в первую очередь, необходимость стать равным государством среди западно-европейских государств, исповедовавших христианство, и, во-вторых, приобщение к одному культурному миру. Но было бы невозможно без глубокого внутреннего перелома, без серьезного переосмысления собственного опыта самого Владимира, без искреннего обращения его к христианству. Только при этих условиях Владимир смог действовать столь последовательно и решительно, побуждая (а порой и принуждая) к крещению жителей обширной языческой державы.

Отношение к этому мероприятию среди различных регионов и слоев общества было неодинаковым. Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в новую веру без явного сопротивления. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшихся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима, высмеивающего языческие верования.

Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева, считают приверженность местного населения традиционным обрядам.

Другой причиной сопротивления христианству было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северным и восточным землям, чье подчинение воле киевского князя относительно номинальным. Двоеверие, существовавшее в славянских селах на протяжении десятилетий, даже веков, лишь постепенно преодолевались многими поколениями священников.

Русь была признана как христианское государство, что определило другой, качественно высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северной и восточной окраин Киевской Руси. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными, тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным.

В числе многочисленных экономических, социальных, культурных последствий разрыва Руси с язычеством было осознание русской культурной элитой места восточных славян в мировом историческом процессе, ценности знаний о прошлом Руси, сохранившихся в преданиях и былинах. Тогда-то и зарождается на Руси летописание, в котором говорится о первых русских князьях, в летописях впервые звучит вопрос «откуда есть пошла земля русская?». Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что понятие христианства несмотря на Византийский вариант сблизило Русь с христианской Европой. Другие же полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.

Третий период (вторая половина IX – н. XII вв.) характеризуется усилением тенденций распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принята на съезде князей в Любече в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113 – 1125 гг.) и его сыне Мстиславе (1125 – 1132 гг.).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю) Однако во второй половине XI – н. ХII в. здесь по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. Князь в эту эпоху еще не был полновластным монархом, а выступал скорее первым среди равных. Его обязанностью было распределение дани среди дружинников. Решение по всем важным делам государства он принимал после совета с ними.

К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств привел к образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко- Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в новгородской земле. Оценивая период существования Киевской Руси, можно говорить о возникновении своеобразной древнерусской цивилизации, в которой из- за срединного положения Руси между Востоком и Западом в трансформированном виде появились черты и средневековой западно-европейской и традиционно восточной цивилизации.

Важнейшие события исторического периода

842 г.

Начало летописного рассказа о русской истории.

854 г.

Первое упоминание Новгорода в летописи.

862 г.

Легендарное призвание варягов с Рюриком в Новгород.

864 г.

Образование державы Рюрика.

879 – 912 гг.

Правление Олега – основателя Киевской Руси как государства.

882 г.

Захват Олегом Киева. Основание великого княжества Киевского.

912 – 945 гг.

Правление князя Игоря.

945 – 951 гг.

Правление княгини Ольги в качестве регента малолетнего князя Святослава.

945 – 972 гг.

Правление князя Святослава Игоревича.

980 – 1015 гг.

Правление князя Владимира I Святого.

988 – 989 гг.

Принятие христианства на Руси как государственной религии.

1019 – 1054 гг.

Правление Ярослава Мудрого.

1054 г.

Разделение Русской земли между сыновьями Ярослава Мудрого.

Ок. 1072 г.

«Правда Ярославичей».

1097 г.

Съезд князей в Любече («на устроение мира»).

1113 – 1125 гг.

Правление Мстислава Великого.

1125 – 1132 гг.

Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве.

1126 г.

Первое избрание новгородского посадника вечем из числа новгородских бояр.

1147 г.

Первое летописное упоминание о Москве.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте процесс становления государственности. Какие факторы лежат в его основе?

2. Перечислите известные по летописи племенные союзы восточных славян. Каково место их проживания?

3. Какова роль природно-климатических условий в процессе экономического развития страны? Какие функции выполняли города у восточных славян?

4. Кто и каким образом сделал Киев столицей Русского государства? Почему именно Киев, а не Новгород стал стольным городом?

5. Какой характер носила власть первых киевских князей?

6. Назовите особенности каждого из периодов существования Киевской Руси. Какова была общая тенденция развития этого государства, чем это объясняется?

7. Охарактеризуйте процесс христианизации Руси, было ли крещение одномоментным актом? Каковы точки зрения на характер древнерусского государства?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ