Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История: курс лекций (СИБИТ)

ТЕМА 2.3 БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-Х ГГ. XIX В. В РОССИИ. КОНТРРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА III
11.11.2017, 10:51

Поражение в Крымской войне (1855 – 1856 гг.) привело к осознанию угрозы потери Россией статуса великой державы, заставило сделать решительный шаг в направлении дальнейшей модернизации страны.

Александру II (1855 – 1881 гг.), в правлении которого случилась эта война, предстояло совместно со своим окружением заменить обветшавшие устои социальной и политической организации империи более надежным основанием.

Поскольку большинство правящего класса дворян-крепостников отрицательно относилось к отмене крепостного права, первоначальный курс подготовки крестьянской реформы через комитеты и комиссии, состоящие из царских сановников и чиновников ряда ведомств, оказался безуспешным. Тогда самодержавие создало вневедомственный орган – Редакционные комиссии. Они подчинялись царю, включали либерально настроенную бюрократию и независимых экспертов из числа помещиков, заинтересованных в отмене крепостного права. Благодаря этому, комиссии обладали значительной свободой и разработали проект реформы, которая представляла собой компромисс, учитывавший интересы как крестьян, так и помещиков, и которая была действительно сориентирована на отмену крепостного права.

19 февраля 1861 г. Александр II (1855 – 1881 гг.) подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим документам крепостные крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав, учреждалось крестьянское самоуправление, крестьянам предоставлялись наделы земли. Однако крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались в среднем на 20 % меньше тех, которыми они пользовались при крепостном праве. Величина крестьянского выкупа земли у помещиков в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80 % выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне выплачивали ему долг с процентами в течение 49 лет.

Итоги крестьянской реформы неоднозначны. С одной стороны, она дала толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. С другой стороны, реформа законсервировала крепостнические отношения, возложив на крестьян всю тяжесть выкупной операции, обрекая их на малоземелье и истощение хозяйства. В результате создать слой мелких собственников в России не удалось.

Поскольку крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления, судопроизводства, принцип комплектования армии и многое другое. Отмена крепостного права диктовала необходимость продолжения реформ. Земская реформа (1864 г.) вводила всесословное выборное представительство в масштабах уезда и губернии. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью, получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Аналогичные образования были проведены в городском самоуправлении (Городские думы, 1870 г.). Школьная реформа (1864 г.) утвердила положение о начальных народных училищах и доступность среднего образования для всех сословий.

Судебная реформа (1864 г.) дала России новый суд: бессословный, гласный, с адвокатурой, выборностью мирового судьи, с присяжными заседателями. Универсальная реформа (1863 г.) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заседаний, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности. Реформа печати (1865 г.) отменила предварительную цензуру. Военная реформа (1874 г.) вводила всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины, сократила сроки службы в зависимости от образовательного ценза.

Революционное движение в этот период было связано с народничеством. Народничество как система взглядов русской разночинской интеллигенции, представляющей интересы мелких производителей-крестьян, в пореформенной России просуществовало почти полвека. Среди народников были различные течения, платформы, но все они сходились в одном – проведение сразу социалистической крестьянской революции, минуя буржуазную. Эта революция, по их мнению, должна исходить из крестьянской общины. Отсюда и идеализация последней, как уже готовой формы будущего социалистического общества. Можно выделить следующие хронологические этапы народничества:

1) пропагандистские кружки;

2) конспиративные общества;

3) «хождение в народ» в 1874 – 1875 гг.;

4) индивидуальный террор в 70-е годы;

5) переход к политической борьбе и создание в 1879 г. предельно централизованной и строго конспиративной организации профессионалов-революционеров, партии «Народная воля».

Кроме сторонников исключительно насильственных революционных мер, среди народников были и сторонники мирного, эволюционного пути развития России.

Сделать выбор в пользу эволюционного варианта помогли реальные события. 1 марта 1881 г. был зверски убит освободитель России царь Александр II. Этот террористический акт вызвал чувство возмущения российской общественности, в том числе и крестьянства, которое, как считали террористы, должно было поддержать убийство царя мощной крестьянской революцией. С этого трагического события начинается закат деятельности революционно-террористического крыла народничества. В нем все более усиливается эволюционное, реформистское начало.

Наступает эпоха либерального народничества, эпоха борьбы за общедемократические мероприятия, направленные против российского деспотизма. Либеральные народники стремились к тому, чтобы умело провести государственный корабль между реакцией и революцией.

Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX в. означали важный шаг в формировании в России правового государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации общественных отношений, именно на их основе проводил свои реформы С. Ю. Витте на рубеже XIX – XX вв. Однако реформы были внутренне противоречивы. Так, крестьянская реформа обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости, земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной структуры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера. В российских судебных уставах отсутствовал один из важнейших принципов правового государства – ответственность чиновников перед судом. Универсальная реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность преподавания богословия.

Кроме этого, в ходе проведения реформ в жизнь они подвергались корректировке «вправо» и оказались незавершенными. В обществе не оказалось сил, способных оказать давление на правительство и довести реформы до логического конца – создать общероссийское представительство. Напротив, контрреформы 80-х – 90-х гг. прервали процесс преобразований. В результате этого появляются препятствия для дальнейшей модернизации страны и усиливается социальная напряженность в обществе.

Александр III (1881 – 1894), пришедший к власти в результате трагической гибели отца-реформатора, не мог быть сторонником реформ. Он придерживался распространенного в российских верхах того времени мнения о том, что отказ от основных принципов самодержавия и крепкой власти императора ведет к общественным потрясениям и кризису. В отечественной исторической науке сложилось двоякое представление о периоде царствования Александра III, прозванного в народе Миротворцем (за время его царствования Россия не участвовала ни в одной войне). Одни говорят о «контрреформах» Александра III, другие – о «консервативной модернизации» России. Следует признать, что в царствование Александра III реформирование общества не прекратилось, но характер перемен был более осторожный и постепенный, чем в 60 – 70-е годы.

Реформаторский проект М. Т. Лорис-Меликова, предусматривавший введение избранных представителей земств в состав Государственного совета, был отвергнут под предлогом, что главной задачей нового императора будет сохранение основ самодержавной власти. Вместе с тем Александр III высказался за продолжение курса реформ и привлек к разработке серии законопроектов (в первую очередь по крестьянскому вопросу) известных либеральных деятелей. Они представили императору проект закона о сокращении выкупных платежей, проведении переселенческой политики крестьян на Восток. В законе, принятом в декабре 1881 г., предусматривался обязательный выкуп крестьянами своих наделов, что означало прекращение их временно обязанного состояния. Подушная подать подлежала замене другими налогами. Был учрежден Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты крестьянам для покупки земель. Вместе с тем, полагая, что община сохранит крестьян от разорения, царь принял меры к ее укреплению: был принят закон, ограничивавший выход крестьян из общины.

Для обеспечения контроля над условиями труда рабочих было принято прогрессивное для того времени рабочее законодательство, запрещавшее труд детей до 12 лет и ограничивавшее рабочий день малолетних восемью часами. Был запрещен ночной труд женщин и подростков. За соблюдением этого законодательства должна была следить специально созданная рабочая инспекция. В 1886 г. был принят закон, регулировавший взаимоотношения рабочих и предпринимателей. Ограничивались размеры штрафов и сфера их применения. Собранные с рабочих деньги должны были поступать в специальный фонд и направляться на выплату пособий самим рабочим. Запрещено было рассчитываться с рабочими товарами из заводских лавок. Условия трудового соглашения фиксировались теперь в специальных расчетных книжках. Вместе с тем за участие в стачках рабочие подлежали суровому наказанию.

С учетом активизации революционного движения правительство приняло шаги к обеспечению «общественного спокойствия» и наведению порядка. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять в отдельных районах страны чрезвычайное положение. В особых случаях губернаторы могли высылать политически неблагонадежных лиц без решения суда, останавливать деятельность предприятий, передавать некоторые уголовные дела вместо гражданского суда – в военный, прекращать работу отдельных учебных заведений и выпуск периодических изданий. Для контроля за политическими настроениями в обществе были созданы новые жандармские отделения по охране порядка. В 1884 г. была отменена университетская автономия, а через несколько лет издан указ о «кухаркиных детях», ограничивавший возможность обучения в гимназиях для детей из малообеспеченных семей.

Стремясь укрепить дворянское сословие, «пострадавшее» после реформы 1861 г., правительство открыло Дворянский банк для льготного кредитования помещичьих хозяйств. Были отменены должности и учреждения, основанные на бессословных выборных началах, их функции переходили к земским участковым начальникам, назначаемым властями. В начале 90-х гг. выборные руководители земских и городских органов самоуправления были объявлены государственными служащими, а для избирателей был введен высокий имущественный ценз. Т.о., не отказавшись в целом от продолжения реформ, начатых Александром II, Александр III сделал их более умеренными. Главный девиз его правления – укрепление самодержавия.

Важнейшие события исторического периода

1801 – 1825 гг.

Правление Александра I.

1801 – 1805 гг.

Деятельность «Негласного комитета».

Сентябрь 1802 г.

Учреждение министерств.

1803 г.

Указ о вольных землепашцах.

Июль 1807 г.

Отмена крепостного права в герцогстве Варшавском.

Осень 1809 г.

Издание указов, подготовленных М. М. Сперанским.

Январь 1810 г.

Учреждение Государственного Совета.

Июль–декабрь 1812 г.

Отечественная война.

1825 – 1855 гг.

Правление Николая I.

6 декабря 1826 г.

Учреждение Секретного комитета.

1834 г.

Образование Секретного комитета по крестьянскому делу.

1837 – 1841 гг.

Реформа П. Д. Киселева по управлению государственными крестьянами.

1837 – 1857 гг.

Перевод крестьян в казенных имениях на оброк.

Ноябрь 1839 г.

Учреждение Секретного комитета по крестьянскому делу.

Июль 1841 г.

Запрещение продажи крестьян в розницу.

1842 г.

Указ об «обязанных» крестьянах.

1843 г.

Запрещение покупки крестьян безземельными дворянами.

1846 г.

Создание Секретного комитета по крестьянскому делу.

1853 – 1856 гг.

Крымская война.

1855 – 1881 гг.

Правление Александра II.

3 января 1857 г.

Начало работы Секретного комитета.

1857 – 1858 гг.

Открытие губернских комитетов по крестьянскому вопросу.

8 января 1858 г.

Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу.

17 февраля 1859 г.

Работа 10 октября 1860 г. редакционных комиссий.

19 февраля 1861 г.

Манифест об отмене крепостного права.

12 ноября 1861 г.

Учреждение Совета министров.

1864 – 1874 гг.

Проведение реформ.

1 января 1864 г.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

20 ноября 1864 г.

Утверждение новых судебных уставов.

16 июня 1870 г.

Утверждение «Городового положения».

1 января 1874 г.

Начало проведения военной реформы.

1881 – 1894 гг.

Царствование Александра III

27 августа 1882 г.

Принятие «Временных правил о печати».

Июнь 1887 г.

Указ о «Кухаркиных детях».

12 июля 1889 г.

Принятие закона о земских начальниках.

12 июня 1890 г.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Декабрь 1893 г.

Закон о неотчужденности крестьянских наделов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие законодательные действия были предприняты по модернизации социально- политической системы при Александре I?

2. Какой характер носила законодательная политика при Николае I?

3. Какой характер носило большинство проектов по изменению социального положения крестьян, вырабатывающихся в 1-й половине ХIХ в.?

4. Какие конкретные обязательства подтолкнули Александра II и его окружение к началу реформаторской деятельности?

5. Назовите важнейшие реформы, предпринятые в правление Александра II.

6. Какой характер носили эти реформы и какие последствия они имели?

7. Каковы особенности внутренней политики, проводимой Александром III?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ