Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » История: курс лекций (СИБИТ)

Тема 5.2 РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XXI ВЕКА
11.11.2017, 11:30

В полдень 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин в обращении к гражданам страны сообщил о решении досрочно уйти в отставку.

Досрочные выборы Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал В. В. Путин. В декабре 1999 г. рейтинг доверия ему составлял 49 %, в январе он возрос до 57 %. На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворявших высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. По совокупному объему ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю – в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3 500 долларов. Это было в 5 раз ниже среднего показателя стран «большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства.

Первая приоритетная задача – побороть собственную бедность.

Вторая приоритетная задача – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновничьего, так и криминального.

Третья приоритетная задача – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Четвертая приоритетная задача – строить внешнюю политику, исходя из национальных интересов собственной страны.

Президентские выборы 26 марта 2000 г. показали высокий уровень доверия предложенному курсу. В. В. Путин победил уже в первом туре. 7 мая 2000 г. он вступил в должность Президента РФ.

Учреждались должности полпредов в семи федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном. По существу В. В. Путин начал этим указом глубокую реформу федеративных отношений. Инициативы В. В. Путина сокращали власть, сосредоточенную в руках региональных лидеров, и потому встретили сопротивление и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Вскоре были подготовлены три законопроекта в поддержку идеи федеративной реформы. Один из них предлагал изменить порядок формирования Совета Федерации.

С 1996 г. членами СФ по должности становились главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. В. В. Путин предложил заменить их работающими в верхней палате на постоянной основе представителями соответствующих органов власти, избираемых законодательными собраниями регионов. Второй законопроект вводил порядок отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными законами. Третий законопроект распространял этот порядок на органы местного самоуправления. Как заявил Президент, цель трех законопроектов была едина: «…чтобы и в Москве, и в самой далекой российской глубинке одинаково строго соблюдались права граждан, одинаково точно понималось и исполнялось общероссийское законодательство». Эти изменения давали право Президенту отстранять от должности губернаторов.

Президент получил поддержку в Государственной Думе. Позиция депутатов отражала общественное мнение: о своем положительном отношении к деятельности Путина на рубеже 2000 – 2001 гг. заявляло более 60 % граждан России. Вскоре эта поддержка переросла в организованное парламентское большинство.

В 2000 г. начала проводиться налоговая реформа, нацеленная на стимулирование развития российской экономики. Основные задачи реформы заключались в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилении значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также в упрощении налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц: ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %.

Бюджет в результате реформы существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 г. она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что также значительно пополнило бюджет России. В сфере малого бизнеса наметились изменения, в частности снизились ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне был утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход.

В 2001 – 2004 гг. осуществлялась судебная реформа. В России был введен институт мировых судей, реально заработал (хотя и не во всех регионах) суд присяжных, был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса. Одновременно была проведена реформа процессуального законодательства. Государственной Думой в течение 2001 – 2002 гг. были приняты Гражданско- процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно- процессуальный кодекс (АПК). Подсудимые, обвиняемые, пострадавшие и свидетели получили дополнительные права в уголовном процессе. Были также приняты Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой, Земельный, Таможенный и Жилищный кодексы, третья часть Гражданского кодекса.

Первые же действия В. В. Путина на посту премьер-министра, а затем исполняющего обязанности Президента вызвали недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с доверенными лицами Путин объявил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Несмотря на то, что на этой же встрече будущий Президент заверил, что пересмотра итогов приватизации не будет, именно слова о равноудаленности крупных бизнесменов от власти стали основой для последовавшего вскоре конфликта между государством и олигархами.

Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Однако медиамагнаты В. А. Гусинский и Б. А. Березовский были не готовы отказаться от рычагов давления на власть. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на восстановление своего контроля над Российским государством.

После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны. В конце 2004 г. ситуация в Чеченской Республике существенно изменилась. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять организованную силу. Началось восстановление экономики Чечни, обустройство мирной жизни.

На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 г. прошли парламентские выборы. Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели 55-процентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов- одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституционное парламентское большинство.

24 декабря 2003 г. съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации. 14 марта 2004 г. состоялись президентские выборы, в результате которых В. В. Путин был избран на второй срок.

В ночь после выборов Президента России в 2004 г. В. В. Путин, отвечая на вопрос о своем возможном преемнике, сказал: «Представление о том, каким должен быть этот человек, у меня есть. Это должен быть порядочный человек, честный, который хочет и может служить своему народу и в состоянии это делать по своим деловым и личным качествам. Таких людей в стране достаточно». Вопрос был задан не случайно. Поддержка, полученная В. В. Путиным на выборах 2004 г., свидетельствовала о том, что кандидат, рекомендованный им избирателям, несомненно победит на следующих выборах Президента России. Более того, многие политики, журналисты, деятели культуры публично заявляли: Путин не должен уходить с поста Президента после истечения своего второго срока, а Конституцию России, запрещающую одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, следует изменить в установленном самой же Конституцией порядке. В. В. Путин неизменно отвечал, что он против пересмотра Основного закона и в конституционный срок оставит пост Президента.

В 2007 г. выборы депутатов Государственной Думы впервые проходили по пропорциональной системе. Популярность В. В. Путина оказывала решающее воздействие на ход событий. По данным опросов общественного мнения, две трети населения России доверяли В. В. Путину, более половины положительно оценивали его деятельность на посту Президента. Выдвижение партиями списков кандидатов проходило в обстановке дискуссии о том, следует ли оставаться В. В. Путину на третий срок и кто может стать его преемником. Эта полемика оказывала расхолаживающее воздействие на аппарат исполнительной власти. Поэтому 12 сентября премьер-министр М. Е. Фрадков попросил В. В. Путина принять отставку Правительства, объяснив свой шаг желанием «предоставить Президенту России полную свободу выбора решений, включая кадровые». Президент принял отставку Правительства и предложил Государственной Думе на пост председателя Правительства кандидатуру руководителя службы финансового мониторинга В. А. Зубкова. 15 сентября депутаты утвердили В. А. Зубкова на посту главы Правительства. Кабинет министров был реорганизован.

1 октября 2007 г. В. В. Путин принял участие в предвыборном съезде партии «Единая Россия». Он вновь отверг идею третьего срока и изменения Конституции, согласился возглавить список партии «Единая Россия» на выборах и назвал предложение занять пост главы Правительства «вполне реалистичным». Съезд выдвинул список кандидатов в депутаты Государственной Думы во главе с В. В. Путиным и принял предвыборную программу под названием «План Путина – достойное будущее великой страны». Впервые за постсоветские годы глава государства обозначил свою партийность.

Участие главы государства в парламентских выборах сделало основным вопросом кампании оценку его политического курса, «плана Путина». Избирателям предстояло определиться, голосовать за или против Путина. В ноябре, выступая перед своими сторонниками в Лужниках, В. В. Путин сказал, что его политические оппоненты зовут Россию не в будущее, а в прошлое: одни хотят вернуться во времена до 1985 г., а другие – в период между 1991 и 1999 гг. 2 декабря 2007 г. более 60 % граждан, пришедших на избирательные участки, проголосовали за партию «Единая Россия», решив тем самым, куда идти России.

10 декабря состоялась встреча В. В. Путина, первого заместителя председателя Правительства России Д. А. Медведева и лидеров четырех политических партий («Единая Россия» – Б. В. Грызлов, «Справедливая Россия» – С. М. Миронов, Аграрная партия России – В. Н. Плотников и «Гражданская сила» – М. Ю. Барщевский), на выборах 2 декабря получивших в сумме более 75 % голосов избирателей. Партийные лидеры сообщили, что они решили выдвинуть на предстоящих выборах Президента России единого кандидата – Д. А. Медведева. В. В. Путин ответил, что «целиком и полностью» поддерживает эту кандидатуру. На следующий день Д. А. Медведев заявил, что в случае своей победы на выборах он предложит В. В. Путину возглавить Правительство. 17 декабря съезд партии «Единая Россия» официально выдвинул Д. А. Медведева кандидатом в Президенты. Таким образом, выдвижение преемника действующего Президента произошло через партийный механизм.

Ключевыми событиями предвыборной кампании стали выступления В. В. Путина на заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. и Д. А. Медведева на Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 г. В. В. Путин, проанализировав путь, пройденный Россией за восемь лет, констатировал, что стране удалось преодолеть экономический кризис и восстановить уровень благосостояния 1990 г. Однако Россия не смогла уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Другие страны мира за минувшие 17 лет не стояли на месте. Это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, что может привести к превращению нашей Родины в сырьевой придаток мировой экономики. Альтернативой этому может служить только стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Целью должна стать экономика, основанная на применении достижений науки и техники, – экономика знаний. На мировой рынок России нужно предлагать не сырье, а высокотехнологичную продукцию.

В. В. Путин предложил разработать пошаговую программу развития на период до 2020 г. Д. А. Медведев сформулировал программу действий на ближайшие четыре года, предложив сконцентрировать усилия на четырех направлениях: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях (назвав ее «четыре и»). Первоочередной задачей Д. А. Медведев назвал преодоление правового нигилизма, призвав «исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек». Данные опросов общественного мнения показывают, что жители России примерно столь же законопослушны, сколь и жители Западной Европы. Отношение к соблюдению закона у граждан России и жителей Евросоюза одинаковое, однако уровень правопорядка в России ниже. Причина этого в меньшей эффективности государственного аппарата, в особенности правоохранительных органов. Поэтому Д. А. Медведев призвал чиновников и милиционеров, судей и прокуроров начать борьбу за неукоснительное соблюдение закона с самих себя.

Баллотировавшиеся на пост Президента РФ лидеры КПРФ Г. А. Зюганов, ЛДПР В. В. Жириновский, ДПР А. В. Богданов, зачастую метко и удачно критиковавшие власть, не смогли предложить привлекательной альтернативы программе действий, сформулированной В. В. Путиным и Д. А. Медведевым. 2 марта 2008 г. за Д. А. Медведева было подано более 70 % голосов.

При вступлении в должность 7 мая 2008 года Д. А. Медведев в своей инаугурационной речи заявил, что приоритетной задачей на новой должности считает «дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей».

За прошедший с начала вступления в должность период Д. А. Медведев внес свой вклад в развитие государства. В послании Федеральному Собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца он предложил внести поправки в Конституцию России (названные им «корректировкой Конституции»), которые продлевали бы полномочия Президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно. 11 ноября 2008 года Президент Медведев внёс в Госдуму проекты законов о поправках в Конституцию РФ: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». 30 декабря 2008 года Закон о поправках был подписан Медведевым и вступил в силу на следующий день.

Социально-экономическое развитие в рассматриваемый период имело противоречивый характер. Уже в 2000 г. российская экономика начала избавляться от последствий кризиса 1998 г. В 2001 г. увеличение доходов населения впервые опередило рост стоимости жизни. Это обеспечило рост реальных денежных доходов населения. По сравнению с 2000 г. они увеличились на 6 %. В 2002 г. они выросли еще на 9 %, в 2003 г. – на 14,5 %, в 2004 г. – на 11 %, в 2005 г. реальные денежные доходы выросли на 8,8% по сравнению с предыдущим годом. Постоянно повышался уровень минимальной оплаты труда, росли пенсии и средняя заработная плата.

Экономический спад, продолжавшийся первое десятилетие реформ, сменился подъемом. В 2000 г. ВВП вырос на 9 %, в 2001 г. – на 5 %, в 2002 г. — на 4,3 %, в 2003 г. – на 7,3 %, в 2004 г. – на 7,1 %, в 2005 г. – на 6,4 %. По итогам 2006 г. рост ВВП составил 6,6 %, а рост реальных доходов населения – 10,2 %.

Во многом рост был обеспечен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на нефть и газ). Для решения задачи устойчивого роста была предложена экономическая доктрина, которая сочетала идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Основой экономической доктрины стал анализ тех преимуществ, на которые могла опираться Россия в своем перспективном развитии. Россия должна была войти в мировой рынок как полноправный участник. Для этого на российском рынке происходили серьезные структурные преобразования.

Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. В качестве примера можно привести крупные государственные концерны, такие, как «Газпром» и «Роснефть». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей: оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в так называемых стратегических отраслях, прежде всего в энергетике.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. На 2004 – 2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

5 сентября 2005 г. Президент В. В. Путин выступил на совместном заседании Правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов. На основе этих положений были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из проектов – концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административных ресурсов) на повышении качества жизни граждан России.

Свидетельством стабильности развития российской экономики стал переход с 2008 г. к трехлетнему бюджетному планированию. В 2007 г. был принят первый трехлетний бюджет на 2008 – 2010 гг. В нём предполагалось, что доходы бюджета возрастут с 6,64 трлн рублей в 2008 г. до 8,08 трлн рублей в 2010 г. Темпы роста ВВП были запланированы на уровне 6 % в год. Предполагалось, что инфляция в соответствии с бюджетом будет снижаться до 5 – 6 % к 2010 г.

Вместе с тем в экономике оставалось много проблем. Так, высокой (порядка 10 %) продолжала оставаться инфляция. Однако ее уровень по сравнению с 1999 г. снизился втрое. Укрепление рубля вело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности товаров российского производства. В некоторых отраслях была отмечена стагнация, сменившая рост 2000 – 2005 гг.

Общая цель политики Президента состояла в формировании в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое руководство страной в любой ситуации. Для обозначения такой политической системы употребляется термин «суверенная демократия».

Суверенная демократия – политический режим, отвечающий следующим восьми условиям:

1. Контроль за решениями государства Конституция возлагает на выборных официальных лиц.

2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое принуждение.

3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.

4. Практически все взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.

5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам.

6. Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.

7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии.

8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложение, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т. е. является в полном смысле слова государством. Оно контролирует национальную экономику, стратегически важные отрасли и объекты.

В 2007 г. в Российской Федерации продолжился экономический рост. Всего за год он составил 8,1 %. Объем промышленного производства вырос на 6,3 %, при этом рост в строительстве приблизился к 20 %. Инвестиции в основной капитал, создающие основу для развития экономики в будущем, увеличились на 21,1 %. Золотовалютные резервы страны возросли на 170 млрд долларов США и к концу 2007 г. равнялись 478,6 млрд долларов США. Стабилизационный фонд, служащий запасом «на черный день», увеличился до 3,84 трлн рублей. Быстрый рост стабфонда позволил разделить его на две части: резервный фонд (по-прежнему предназначенный для компенсации потерь бюджета в случае внезапного ухудшения экономической ситуации) и фонд национального благосостояния. ВВП России (исчисленный по паритету покупательной способности) превысил 1,5 трлн долларов США, что позволило России занять седьмое место в мире по размеру экономики.

На фоне экономического роста проблемой стала инфляция: вместо запланированных 8,5 % она составила 11,9 %. Чтобы сдержать рост цен, Правительство пошло на такую меру, как подписание с крупнейшими продавцами продовольствия соглашения о временном замораживании цен.

Рост экономики обеспечил улучшение социально-экономического положения населения: реальные денежные доходы граждан увеличились на 10,4 %, реальная заработная плата – на 16,2 %. Однако рост размера пенсий опередил инфляцию лишь на 3,8 %. Поэтому на 2008 г. было запланировано увеличение пенсий минимум на 15 %.

Рост благосостояния граждан и активизация демографической политики государства позитивно сказались на рождаемости: в 2007 г. в России родилось 1,602 млн детей – это на 145 тыс. детей (или 10 %) больше, чем родилось в 2005 г. Такого количества детей, как в 2007 г., в стране не рождалось уже 15 лет. За два года реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» смертность снизилась на 10 %. Однако рождаемость все еще ниже, а смертность выше, чем 20 лет назад.

На рубеже 2007 – 2008 гг. обозначилось ухудшение мировой экономической ситуации. Эксперты и журналисты стали обсуждать возможность мирового экономического кризиса, что и подтвердилось дальнейшим развитием событий в мировых экономических процессах. Российскую экономику кризисные явления затронули достаточно серьёзно. Это проявилось в сокращении темпов роста ВВП, повышении уровня безработицы.

Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре – 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промышленного производства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По итогам января- октября 2009 г. индекс промышленного производства составил 86,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (данные Минэкономики России).

По данным этого же источника масштаб падения реальных располагаемых доходов населения в декабре почти удвоился в сравнении с ноябрем, достигнув 11,6 % (к декабрю предшествующего года). Реальные зарплаты упали на 4,6 % (+7,2 % в ноябре), среднемесячные темпы прироста безработных в 4-м квартале достигли 23 % (к аналогичному периоду 2007 года) против 5,6 % в 3-м квартале. 30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена. Некоторые признаки стабилизации промышленного производства не дали, однако, оснований для заметного улучшения к концу 2009 г. за исключением снижения инфляции по итогам года до уровня 8,8 %. За десять месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.

Тем не менее, в марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло Правительство.

В сфере внешней политики можно также говорить о сложной динамике в отношениях с различными государствами. Дефолт 17 августа 1998 г. нанес удар по внешнеполитическим позициям России. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял порядка 60 % ВВП (132,8 млрд долларов), а суммарный внешний долг – 177,7 млрд долларов. Способность России своевременно производить выплаты по долгу ставилась под сомнение всеми кредиторами.

Улучшение в 2000 г. внешнеэкономической конъюнктуры, развитие производства и экономический рост внутри страны сняли с повестки дня разговоры о реструктуризации или списании внешнего долга. Лишь осенью 2001 г. удалось договориться с Чехией о списании 2,5 из 3,6 млрд долларов задолженности. В 2006 г. Россия выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов.

Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000 – 2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО (противоракетной обороне) 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Руководство России считало, что создание национальной ПРО (НПРО) Соединенными Штатами разрушает стратегическую стабильность, сложившуюся между СССР и США – двумя ядерными державами – во время «холодной войны» и способно привести к стратегическому превосходству Вашингтона.

Несмотря на активное сотрудничество, многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранились. США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток (на пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. в альянс вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония) стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР.

Примером воплощения новых подходов США к урегулированию международных отношений стали события в Ираке. Серьезные разногласия между Россией и США возникли по вопросам глобального видения мира. Последовательное стремление России видеть мир многополярным вызывало раздражение США, которое открыто было продемонстрировано в начале февраля 2007 г., когда глава Министерства обороны США Р. Гейтс в своем выступлении перед Конгрессом де-факто причислил Россию к вероятным противникам США, назвав ее в ряду «непредсказуемых стран» вместе с Ираном и Северной Кореей. Тогда же США начали форсировать размещение элементов ПРО в Чехии и Польше.

Формирование новых взаимоотношений между Россией и США, получивших определение «перезагрузка», началось после вступления в должность нового Президента США Барака Обамы (20 января 2009 года). Одним из первых значительных проявлений нового содержания этих взаимоотношений стало подписание 8 апреля 2010 года в Праге Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет.

Непросто складываются отношения России со странами так называемого ближнего зарубежья. Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у России с Грузией, а также с прибалтийскими государствами. Наивысшей точкой обострения отношений с Грузией стал вооружённый конфликт в Южной Осетии. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвали и прилегающих районов; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков ранено. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждала, что первой огонь открыла Грузия. 12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру». В тот же день Медведев провёл переговоры с Президентом Франции Николя Саркози, завершившиеся принятием плана урегулирования вооружённого конфликта в Грузии (План Медведева – Саркози).

Российская диаспора за рубежом – одна из самых многочисленных в мире. Особенно она увеличилась после распада СССР. Всего в настоящее время за пределами Российской Федерации проживает до 30 млн человек. Из них 20 млн живут в странах СНГ и еще 10 млн – в других государствах. С начала ХХI в. Российское государство начало предпринимать комплекс мер по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом.

Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»).  «Энергетическая дипломатия» стала играть важную роль в российской политике. В ходе энергетического диалога с ЕС Россия отстаивала свое право строить энергетическую политику.

Важнейшие события исторического периода

26 марта 2000 г.

Победа в выборах на пост президента В. В. Путина.

17 мая 2000 г.

Утверждение Правительства, возглавляемого М. М. Касьяновым.

июнь 2000 г

Назначение муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации Чеченской республики.

2001–2004 гг.

Судебная реформа.

декабрь 2003 г.

Парламентские выборы.

14 марта 2004 г.

Повторная победа на президентских выборах В. В. Путина.

2004–2005 гг.

Первый этап административной реформы.

сентябрь 2005 г.

Начало реализации концепции национальных проектов.

декабрь 2007 г.

Выборы депутатов V Государственной Думы

2 марта 2008 г.

Победа в выборах на пост президента Д. А. Медведева

30 декабря 2008г.

Законы о внесении поправок в Конституцию РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

8 апреля 2010 г.

Подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

8-12 августа 2009 г.

Вооружённый конфликт в Южной Осетии.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте динамику и содержание социально-экономических процессов, происходивших в России в начале ХХI века.

2. Что представляет собой политическое развитие России в первое десятилетие ХХI века?

3. Каковы особенности внешней политики России по отношению к странам ближнего и дальнего зарубежья в начале ХХI века?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ