Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Концепции современного естествознания: конспект лекций. Филин С.П.

ЛЕКЦИЯ № 17. Экология
22.12.2011, 00:22

1. Причины экологической катастрофы

Человек до сегодняшнего дня не понимает того, что от состояния природы, экологии напрямую зависит и уровень его жизни. Человечество тратит десятки миллиардов долларов на оснащение своих вооруженных сил, но никогда не задумывается о том, что лучше было бы тратить эти деньги на восстановление экологии.

Можно выделить два аспекта экологической проблемы:

1) экологические кризисы, которые вызваны естественными природными процессами;

2) экологические кризисы, которые вызваны антропогенным воздействием на экологию деятельности человека, а также нерациональным природопользованием ресурсами.

Первая причина обусловлена тем, что наступление ледников, извержение вулканов, наводнения – это, если можно так сказать, нормальные природные явления. Несмотря на их разрушительность, они не являются результатом деятельности главного «разрушителя», т. е. человека. На сегодня мы не можем, например, предсказать, когда произойдет очередное извержение вулкана. Это связано с недостаточным исследованием вопроса прогнозирования явлений природы.

Второй же аспект заключается в том, что человек веками бесконтрольно использовал то, что дала ему Земля. У писателей-фантастов можно встретить рассказы о том, как природа начинает мстить за это человеку. В литературе это, конечно, даже слишком приукрашено, но, по сути, так и происходит в действительности. Например, Аральское море. На сегодня назвать его морем из-за малых размеров уже сложно – оно больше уже похоже на озеро.

Аральское море находится на территории Казахстана и Узбекистана. Пересыхать оно начало в 60-е г.г. XX в., когда воды впадающих в него рек стали активно забираться для сельского хозяйства. Вода же таких рек, как Амударья и Сырдарья, вообще не доходит до моря.

Вследствие такого активного забора вод Арал стал пересыхать, его уровень падает, а на прилегающих территориях происходит опустынивание. Вследствие этого опустынивания резко изменяется социально-экономическая структура Приаралья.

Основной экологической проблемой является то, что наша планета не способна переработать весь тот мусор, который остается после деятельности человека. К сожалению, Земля не обладает такой функцией, как самоочищение и ремонт. В этом ей надо помогать.

На сегодня существуют разнообразные организации, которые борются за охрану окружающей среды. Ярким примером такой организации является «Гринпис». Главная функция этой организации заключается в том, чтобы наблюдать за тем, как человечество расходует природные ресурсы и куда «прячет» свой мусор.

На той стадии, на которой человечество находится сегодня, оно только вредит себе, а также всему животному миру. На нашей планете существуют такие виды животных, которые обладают воспитательными, лечебными и т. п. способностями. Например, дельфины активно используются при лечении психологических расстройств. Эти удивительные животные обладают невероятной энергетикой, а их добродушие притягивает взрослых и детей. Дельфины сами рады тому, что они могут приносить пользу человеку, а человек им отвечает тем, что загрязняет Мировой океан.

Сегодня назрел вопрос о регулировании экологических проблем с помощью законодательства. Причем нужно вырабатывать законы не в каждой стране, а на мировом уровне. В противном же случае может получиться противоречие законодательных норм.

2. Проблема стран «третьего мира»

Страны «третьего мира» – это развивающиеся страны, где чрезвычайно обострена социально-экологическая ситуация. Характерными чертами, присущими этим странам, являются:

1) природное своеобразие тропического леса;

2) чрезвычайно высокая плотность населения;

3) слабая экономическая развитость.

Страны «третьего мира», как правило, считают, что экологическую проблему могут, должны и в состоянии решить более экономически развитые государства. Однако следует отметить, что правила поведения, по которым «живут» эти страны (т. е. страны «третьего мира»), ничуть не лучше, чем в развитых государствах. Так, достоверно известно, что страны «третьего мира» ведут активную вырубку тропических лесов, которые по-другому называются «легкие планеты». Процесс же восстановления тропических лесов практически не ведется. Вырубка тропиков идет в 10 раз быстрее, чем процесс их восстановления. Ученые считают, что если это будет продолжаться и дальше, то в Юго-Восточной Азии лет через 20–25 вообще не будет леса. Страны «третьего мира» ведут вырубку тропических лесов для:

1) использования древесины в качестве топлива;

2) экспорта в другие страны;

3) ведения сельского хозяйства.

Причем особо следует сказать о том, как они ведут сельское хозяйство, вернее, для чего в этой области служит вырубка лесов. Как правило, в этих странах пользуются «устаревшей» подсечной системой земледелия. То есть деревья вырубают и сжигают, а позже на этом месте вспахивают поле. Более же «современные» системы земледелия этим странам не по карману.

Уничтожение влажных тропических лесов приведет к следующим бедствиям:

1) сократится поступление кислорода в атмосферу;

2) в атмосфере увеличится содержание углекислого газа, что, в свою очередь, приведет к «парниковому эффекту» и уничтожению отдельных видов животных и растений.

В чем же состоит «парниковый эффект»? Известно, что углекислый газ пропускает солнечную энергию, но в то же время он и задерживает тепловое излучение Земли. Таким образом, температура будет повышаться, ледники – таять. Следовательно, поднимется уровень Мирового океана. Ученые знают, чем это грозит для отдельных территорий Земли, но никто даже не представляет размеры бедствия в мировом масштабе. При подъеме уровня воды в Мировом океане больше всего пострадают островные государства, т. к. они могут оказаться вообще под водой.

Также из-за вырубки лесов на топливо может начаться опустынивание местности. Следовательно, количество земель, которые пригодны для вспахивания, резко сократится. А раз будет меньше пахотных земель – будет меньше и продуктов. Особенно это будет опасно опять же для стран «третьего мира», т. к. именно в них наблюдается большой прирост численности населения.

По последним научным данным, общая площадь, которую занимают пустыни и полупустыни, составляет две трети суши. За последние 25 лет их появилось свыше 9 млн км2. На территории, занимаемой пустынями и полупустынями, проживает примерно 15–20 % населения мира.

Мнение стран «третьего мира» о том, что экологическую проблему должны решить более развитые государства, не верно. Она должна быть решена только совместными усилиями.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ