Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Концепции современного естествознания: конспект лекций. Филин С.П.

ЛЕКЦИЯ № 24. Роль и влияние исторических политических деятелей на мировое развитие
22.12.2011, 00:27

1. Петр Первый Великий

Будущий великий российский Император Петр I родился в ночь на 30 мая 1672 г. Его отец был российский царь Алексей Михайлович, а мать – Наталья Кирилловна. У царя Алексея Михайловича Петр стал уже четырнадцатым ребенком, а у Натальи Кирилловны он был первенцем. Мать Петра Великого, Наталья Кирилловна происходила из рода Нарышкиных. Через месяц после рождения ребенка его окрестили в Чудовом монастыре. 29 июня, т. е. в день, когда крестили новорожденного, был праздник святых Петра и Павла. Поэтому младенец и был наречен Петром.

Царь Алексей Михайлович приказал снять мерки с новорожденного и написать по ним икону, что и было выполнено. Согласно летописям тех времен, икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков. Впоследствии эта икона повсюду сопровождала Петра, он с ней никогда не расставался. На иконе была изображена святая Троица и святой апостол Петр.

Шло время, и Петр Алексеевич взрослел. Несмотря на то что в горнице матери его развлекали погремушками и гуслями, он больше тянулся к военным игрушкам – солдатикам и пушкам. Его радости не было предела, когда Алексей Михайлович подарил ему детское ружье. Петр рано потерял отца. Царь Алексей Михайлович умер в 1676 г. На царство был венчан старший сын Алексея Михайловича (еще от другого брака) Федор. Новый царь принял живое участие в воспитании Петра. Он очень расстраивался из-за того, что его маленького брата не обучают грамоте. Наталья Кирилловна объясняла это тем, что нет достойного учителя.

Наконец такой учитель нашелся. Это был дьякон Никита Моисеевич Зотов. Зотов не был строг к маленькому Петру, он позволял вести юному престолонаследнику такой образ жизни, какой ему больше нравился. Петр этим очень много и часто пользовался: подгоняемый врожденным любопытством, он лазал по чердакам, а также часто дрался со стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от своих забав и садился где-нибудь отдохнуть, к нему подходил Зотов и начинал рассказывать поучительные истории из своей жизни.

Никита Моисеевич был очень терпеливым и добрым человеком. Хотя он сам и был малообразован, но в совершенстве знал Священное Писание. Уже будучи взрослым, Петр часто вспоминал цитаты из Священного Писания и дискустировал о толковании какого-либо места в Евангелии.

Именно от Зотова Петр перенял знание о том, что лучше доверять своему глазомеру, чем всем расчетам и чертежам. Зотов добился этого легко и непринужденно: когда мальчик уставал от беготни и присаживался отдохнуть, Зотов подходил к нему и начинал рассказывать истории из своей жизни. При этом Никита Моисеевич вырезал деревянные игрушки. Петр потом стал повторять за своим учителем.

Заметив в мальчике военную струнку, Никита Моисеевич стал его обучать основам военного дела, дипломатии и географии. Учитель постоянно приносил юному Петру книги с цветными иллюстрациями. Позже он стал специально для Петра выписывать «потешные тетради» с цветными иллюстрациями. На этих иллюстрациях была изображена военная техника разных государств, в т. ч. военные корабли.

Петр научился быстро писать, но, к сожалению, он допускал множество ошибок. Уже будучи в зрелом возрасте, император сам написал азбуку и всю жизнь мечтал о книге по истории отечества.

Немаловажное влияние на характер Петра оказало и воспитание Натальи Кирилловны. Будучи еще младенцем, Петр много времени проводил в материнской горенке, т. е. небольшой комнате с низким потолком. С тех самых пор император и полюбил такие комнаты. Куда бы он ни приехал, ему везде строили небольшой домик, в котором был очень низкий потолок. Известен такой случай: когда Петр I находился во Франции с дипломатическим визитом, ему предложили роскошные апартаменты в Лувре. Петру эти апартаменты не понравились, и он приказал обустроить свою спальню в бывшей гардеробной.

Царь, будущий император, Петр I постоянно занимался каким-то ремеслом. Он не останавливался даже тогда, когда к нему приезжали послы. Посланцы других государств часто видели, как Петр строгал доски или вырезал шахматные фигурки.

Настал 1682 г. Царь Федор умирает, и на престол начинают претендовать царевич Иван и царевич Петр. Иван был родным братом умершего царя Федора и сводным братом Петра. У них был один общий отец (Алексей Михайлович), но разные матери. Иван и Федор происходили из рода Милославских. Между Милославскими и Нарышкиными началось соперничество, они начали плести политические интриги. В результате победителями из этой схватки вышли Нарышкины. Но Милославские не пожелали успокоиться. Они пустили слух среди столичных стрельцов о том, что Нарышкины убили Ивана. Стрельцы подняли бунт и пошли на Кремль.

Наталья Кирилловна пожелала успокоить бунтовщиков. Она вышла к ним вместе с Иваном и Петром. Увидев, что Иван жив, стрельцы все равно не сразу успокоились.

Юный Петр видел весь этот бунт, все, что делали стрельцы, и, скорее всего, именно в это время Петр и возненавидел их.

Нарышкины проиграли. Но впервые в истории Российского государства на царство были венчаны сразу 2 царевича: Иван, который стал Иваном V, и Петр, который стал Петром I.

Сразу же после венчания на царство Наталья Кирилловна и Петр I уехали из Москвы в село Преображенское. Впервые в своей жизни Петр стал пользоваться абсолютной свободой. За ним больше не бегали няньки да мамки. Поэтому он вместе с целой группой своих сверстников стал убегать в поля и леса. Зимой же они развлекались тем, что строили снежные городки и крепости и штурмом брали их. Петр отличался тем, что он всегда был в числе первых атакующих. Ему было интересно все, что касалось военного дела.

Он обследовал все кладовые Преображенского и обнаружил там массу старых ржавых ружей и другого оружия. Броню же ему привозили специально из Оружейной палаты. Петр вооружил своих друзей и создал свое войско, которое стало называться «потешным», т. к. оно было создано для развлечения Петра. Именно из этого потешного войска вышло множество известных полководцев и политических деятелей. Для Петра их мнение имело необычайно серьезное значение. Бывало, что царь принимал решение, основываясь только на мнении своих друзей.

Созданное для развлечения войско скоро стало самым настоящим полком. В него уже принимали и взрослых мужчин из числа придворных родов.

Рядом с селом Преображенское находилась Немецкая слобода, в которой жили немцы, швейцарцы, голландцы. Петр стал захаживать к ним в гости и вскоре в совершенстве овладел немецким и голландским языками. Государь особенно подружился с голландцем Францем Тиммерманом, который стал обучать его алгебре, геометрии, основам артиллерийской науки, а также строительству крепостей и укреплений. Затем у Петра появилась еще одна страсть – страсть к кораблям. Он стал изучать мореходство и постоянно переезжал из Преображенского в Архангельск, поближе к морю.

За это время число желающих записаться в потешное войско резко возросло. Петру удалось составить из всех желающих два полка. Один разместился в Преображенском, а другой – в селе Семеновское. Для этих полков сшили военную форму, которая сначала различалась, но потом пришли к единой форме.

Наталья Кирилловна очень боялась того, что Петр увлекается больше войной, а не политикой. Она убеждала сына в том, что Софья (сводная сестра Петра, которая стала правительницей тогда, когда венчали Ивана и Петра) сама хочет занять российский престол и уже готов ее портрет в полный рост с государственными атрибутами власти. Наталья Кирилловна решила женить сына. Свою будущую невестку она выбрала самостоятельно. Ее выбор пал на Евдокию Лопухину. Но даже женитьба не смогла отвлечь Петра от его военных увлечений.

В 1689 г. Софья решила отправиться на богомолье в Донской монастырь и собрала стрельцов для своей охраны. Но среди стрельцов был пущен слух о том, что, пока Софьи не будет в столице, Петр убьет Ивана и его сестер. Узнав о бунте стрельцов, Петр I отправился в Троице-Сергиев монастырь и укрылся за его стенами.

Но время Софьи и так выходило. Она каждый день теряла своих сторонников, и в конце концов, Петр Великий приказал ей отречься и уйти в монастырь.

При Петре Великом стала развиваться металлургическая промышленность. Известно, что в петровские времена по всей России насчитывалось около двухсот крупных и мелких предприятий. Владельцами этих предприятий в большинстве своем были купцы. Также владельцами были дворяне и крестьяне. В Петербурге была построена Адмиралтейская верфь и Арсенал для изготовления вооружения. В начале XVIII в. на Адмиралтейской верфи работало около 10 тыс. человек. За полтора десятилетия было построено 58 крупных судов и более 200 мелких. Помимо Петербурга, верфи были в Преображенском, на Олонце, в Карелии, в Воронеже, в Таврове.

В Туле, а также в Сестрорецке и Петербурге были построены новые оружейные заводы.

В 1724 г. был введен покровительственный таможенный режим. Смысл его заключался в том, что устанавливались высокие таможенные тарифы на те товары, которые уже могли производиться в России.

Также при Петре Великом была введена новая система деления дворян. В 1722 г. был обнародован «Табель о рангах». Данный табель предусматривал деление службы на гражданскую и военную. В нем содержалось 14 классов (как в военной, так и в гражданской службе). Теперь дворянином могло стать любое лицо. Лицо, которое достигло с четырнадцатого по девятый ранг, приобретало личное дворянство. Личное дворянство означало, что все дворянские привилегии и обязанности имеет только это лицо, а его дети дворянами не являются. Лицо, достигшее восьмого класса, признавалось потомственным дворянином, т. е. и дети этого лица были дворянами. Также дворянский титул мог быть пожалован и особым указом императора.

Таким образом, личность Петра формировалась самостоятельно, его не интересовали политические интриги, он был больше «человеком дела».

2. Наполеон Бонапарт

Наполеон I (Napoleon Bonaparte, Buonaparte) родился 15 августа 1769 г. на острове Корсика. Его родителями были корсиканские дворяне Шарль и Летиция Буонапарте. Помимо Наполеона, в семье еще было 3 дочери и 4 сына. Юный Наполеон поступил в Королевскую военную школу в Бриенне, а затем в Парижскую военную школу. Свою военную карьеру Наполеон начал с чина младшего лейтенанта.

Еще Нострадамус предсказал, что придет человек, который сменит короткую одежду на длинную. Человек, который будет одной из самых величайших личностей в мировой истории. И действительно, такой человек пришел – Наполеон.

За довольно-таки короткий период времени Бонапарт проявил свой огромный полководческий талант. Особенно он отличился в битве при Тулоне. Он провел блестящую военную операцию. Итогом этой операции стало взятие Тулона французами. Таким образом, в свои 24 года Наполеон стал бригадным генералом.

Солдаты, можно сказать, боготворили Бонапарта. Он умел в них пробуждать желание идти вперед и побеждать. Австрийцы ничего не могли поделать с французской армией. Итальянцы с восторгом встречали Наполеона. Они стали заражаться его революционными идеями. Французы одерживают победу за победой.

Французская Директория, видя успехи Наполеона, в 1798 г. направляет Бонапарта в Египет.

В то же время во Франции разгорается политический кризис. Французское правительство не в силах его предотвратить. А. В. Суворов отвоевывает у французов все те территории, которые завоевал Наполеон. Во Франции провозглашается режим консульства. Законодательная власть делилась между несколькими органами. Всю исполнительную власть Бонапарт «взял в свои руки». 9 ноября 1799 г. Наполеон провозгласил себя первым консулом. Также существовали должности второго и третьего консула, но они были формальными.

Наполеон и его правительство разрабатывает проект конституции. На народном голосовании ее принимают абсолютным большинством голосов (за конституцию проголосовало около 3 млн человек, а против только – 1,5 тыс.). Свою власть Бонапарт закрепляет окончательно тем, что в 1802 г. он становится пожизненным первым консулом, а в 1804 г. – императором Франции.

Наполеон начинает возвращать все те земли, которые он отнял у Австрии и Англии в период своей итальянской кампании. Местное население Италии опять с радостью встречает его.

Свою внутреннюю политику император Бонапарт построил на том, что интересы крестьян максимально пересекались с его интересами. Поэтому в 1804 г. принимается Гражданский кодекс Франции, который также называется кодексом Наполеона. Наполеон учреждает институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов. Создается аппарат полицейских шпионов, учреждается государственный Французский банк.

Понимая то, что сильное политическое влияние оказывают средства массовой информации, Бонапарт закрывает сто шестьдесят из ста семидесяти трех парижских газет. Оставшиеся же газеты стали подконтрольны правительству. Заключив в 1801 г. конкордат с папой Римским, Наполеон этим самым подчеркнул, что католицизм – это вера большинства французов. Но в то же время во Франции была сохранена свобода вероисповедания.

С целью развития экономической политики Франции а также и в военных целях Наполеон заставляет союзников Франции подписать декрет о континентальной блокаде. Расчет императора был прост: он хотел, чтобы в Англии разразился кризис, что собственно и произошло. В Англии начался экономический кризис, связанный с перепроизводством товаров.

Однако Наполеон не учел того, что англичане производили настолько качественный товар (например, текстильная промышленность), что заменить его аналогичным товаром не представлялось возможным. В связи с этим экономика Франции пришла в упадок. Франция не вступила в боевые действия с англичанами, т. к. Англия обладала очень сильным флотом.

Постепенно авторитет Наполеона стал снижаться. Буржуазия поняла, что ей не сломить Европу. Приход к власти нового императора обеспечил подъем экономики страны. Следовательно, начал расти размер заработной платы. Поддержка собственников обеспечивалась тем, что Наполеон сохранил за лицами, приобретшими в собственность национальное имущество и земли церкви во время революции. Поэтому в армию шли охотно.

Но впоследствии разразился новый экономический кризис. И именно в это время Наполеон решает устранить Россию, которую он очень боялся.

12 июня 1812 г. началась Отечественная война. Наполеон вступил в Россию. Русские войска были вынуждены отступать, так как:

1) численность французской армии превышала численность русской армии;

2) для отпора врагу нужно было объединить все возможные силы.

Русская армия была разделена на 3 большие группы, которые находились под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, П. И. Багратиона, А.П. Тормасова. Объединились армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Российский император Александр I находился в армии Барклая-де-Толли. Понимая, что русской армии не выстоять, Александр I выступает с призывом начать партизанскую войну.

Армия Наполеона постепенно подходила к Смоленску. Она несла большие потери из-за постоянных стычек с русскими партизанскими отрядами. Из 640 тыс. вторгшихся в Российскую империю французов до Смоленска добралось только около 200 тыс.

Александр I тем временем поощряет действия дворян по формированию народного ополчения. В это время в столицу возвращается легендарный полководец М. И. Кутузов. Александр I назначает Кутузова главнокомандующим.

Приехав в армию, Кутузов принес в сердца солдат надежду. Кутузов понимал, что на данный момент нужно отступать и искать место для сражения.

Таким образом, обе армии – Барклая и Багратиона – дошли до Бородинского поля. Началось знаменитое Бородинское сражение. Численность русской армии составляла примерно 130 тыс. солдат, а французской армии – 135 тыс. Полагаясь на ошибочные данные, Кутузов предполагал, что в стане врага не менее 190 тыс. солдат.

24 августа 1812 г. началось Бородинское сражение. Сражение длилось 3 дня. 26 августа Кутузов принял решение оставить поле боя. Тем самым Наполеону была открыта дорога на Москву.

Наполеон немедленно вошел в древнюю столицу. Несколько дней он ждал, когда Александр будет просить о пощаде. Французский император даже написал три письма Александру, в которых предлагал сдаться.

Кутузов не просто так оставил Москву. Будет армия – будет и надежда на достойное окончание войны. Спустя несколько часов после того, как Наполеон вошел в город, начался пожар. По одним данным – это произошло по вине французов, а по другим – поджечь столицу приказал Кутузов.

Приближалась зима, в Москве не было провизии (во время шестидневного пожара сгорело 75 % городских построек), Наполеон стал спешно покидать город, разместив все свои резервы по пути в Москву.

Таким образом сбылось еще одно предсказание Нострадамуса – побежит этот человек из Белой страны.

Росла антинаполеоновская коалиция, в состав которой входили Российская империя, Австрия, Пруссия, Швеция. В октябре 1813 г. состоялась битва под Лейпцигом, которая получила название «битва народов».

Наполеон потерпел сокрушительное поражение и после того, как союзники вступили в Париж, отрекся от престола и был сослан на Средиземное море, на остров Эльба.

Во Францию стали возвращаться многочисленные эмигранты. Вернувшиеся захотели того, чтобы все было, как до наполеоновских времен. Но общество, несмотря на изнуренность войной, стало возмущаться. Этим и воспользовался Наполеон, который бежал с острова Эльба и был с восторгом принят во всех городах, которые встречались на его пути. Наполеон опять стал императором. Но его «второй срок» продлился недолго и в истории получил название ста дней.

Окончательное поражение Наполеон потерпел в битве при Ватерлоо, которая состоялась 18 июня 1815 г. Его взяли в плен англичане. Англичане отправили Бонапарта на новое место ссылки – на остров Святой Елены. Здесь он уже не пользовался таким широким кругом прав, как на острове Эльба. Умер Наполеон Бонапарт в 1821 г. от тяжелой болезни.

Вот так простой человек с помощью своего таланта правил почти всей Европой. Те территории, которые Бонапарт захватил, управлялись «наместниками» Наполеона. Этими «наместниками» были члены его семьи. Фраза «кто был ничем, тот станет всем» в полной мере описывает жизненный путь Наполеона Бонапарта. С той лишь оговоркой, что он опять стал ничем.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ