Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по политологии. Шапкарина Т.Ю.

Вопросы 50-57
21.12.2011, 23:19

50. Формы политического участия

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

– митинги;

– демонстрации;

– забастовки;

– голодовки;

– кампании неповиновения или бойкот;

– освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.

51. Организация и проведение выборов

Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо государственных или общественных (в том числе партийных) функций.

Демократия – режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов. Свободные и демократические выборы возможны при следующих условиях:

1) их альтернативности (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов);

2) свободы (правовой и информационной) проведения избирательной кампании;

3) свободы волеизъявления избирателей.

Обязательные элементы процедуры выборов:

– назначение выборов и даты их проведения;

– определение избирательных округов и избирательных участков;

– создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых);

– составление списков избирателей;

– выдвижение и регистрация кандидатов;

– проведение предвыборной агитации;

– голосование;

– подсчет голосов;

– обнародование результатов голосования;

– проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования;

– контроль подсчета голосов;

– связь со СМИ;

– юридическое сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах;

– обеспечение явки избирателей для голосования.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).

Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.

Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон – партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов.

Избирательная борьба – основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат – это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах.

52. Мажоритарная избирательная система

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система представляет собой порядок формирования выборных, представительных органов власти и распределения мест в них после определения результатов голосования. Избирательная система как порядок формирования выборных органов власти основывается на избирательном праве. Последнее обычно закреплено в общем виде в конституции и избирательных законах.

Избирательное право – неотъемлемое право граждан участвовать в формировании выборных органов государства. Активное избирательное право – право избирать, право голоса, дающее возможность участвовать в выборах и референдумах.

Пассивное избирательное право – право быть избранным. Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательные системы формально основываются на общепринятых принципах всеобщности и равенства, однако при конкретном применении в них вводятся различного рода ограничения (цензы).

При мажоритарной (от франц. majorite – большинство) системе представительства избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства (Франция) и относительного большинства (США, Великобритания, Мексика). Абсолютное большинство – 50 % + 1 голос; относительное – превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности.

Квалифицированное большинство – три четвертых от общего числа избирателей. На места кандидатов, не получивших большинства, назначаются перевыборы, как правило, уже на основе относительного большинства, в списке остаются только два первых кандидата.

Система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов, применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Часто она применяется при местных выборах. Чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двадцати, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 % голосов.

При мажоритарной системе абсолютного большинства кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. После того как 50 % + 1 голос преодолены, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. При данной системе чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов.

53. Пропорциональная избирательная система

Избирательная система представляет собой порядок формирования выборных, представительных органов власти и распределения мест в них после определения результатов голосования.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательные системы формально основываются на общепринятых принципах всеобщности и равенства, однако при конкретном применении в них вводятся различного рода ограничения (цензы). В современный период действуют в основном возрастной ценз и ценз гражданства. Кроме того, в избирательных законах ряда стран прямо указывается на некоторые группы, которые в силу специфических условий не имеют избирательного права.

При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов (например, в Италии, России). Большинство стран используют избирательные системы либо комбинированно (для второго тура), либо параллельно: выборы одних органов, например парламента, проходят по одной системе, а местных органов власти – по другой. В России, например, 50 % депутатов Государственной Думы (225 человек) избираются по пропорциональной системе, а другие 50 % депутатов (225) – по мажоритарной системе.

Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель должен выбирать не между отдельными кандидатами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за целый список кандидатов, из которого ему известны лишь лидеры.

Распределение мандатов при пропорциональной системе осуществляется при помощи так называемой избирательной квоты – того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, которое собрала каждая из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии.

Избирательное право – неотъемлемое право граждан участвовать в формировании выборных органов государства. Активное избирательное право – право избирать, право голоса, дающее возможность участвовать в выборах и референдумах.

Пассивное избирательное право – право быть избранным.

54. Референдум. Плебисцит

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено). Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.

Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы – это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти; референдум же – механизм прямой демократии, т. е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.

Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.

Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:

– принятие конституции страны и поправок к ней;

– изменение формы государственного устройства или формы правления;

– принятие новых законов либо отмена старых;

– вступление страны в международную организацию или сообщество (например, вопрос о вступлении стран Европы в Евросоюз решался в этих странах при помощи референдума);

– присоединение к международному соглашению и т. д.

Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан – две трети принявших участие в голосовании. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.

Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:

– велико число не участвующего в референдуме населения;

– решение выносится незначительным большинством голосов;

– не учитываются нюансы принимаемого решения;

– так как общественное мнение подвержено резким колебаниям, результаты референдума вскоре после его проведения могут уже не отвечать настроениям общества;

– участники референдума лишены возможности вносить изменения в текст бюллетеня и должны только подтвердить или отвергнуть уже сформулированные решения.

Плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение, постановление) – это процесс выявления мнения избирателей путем голосования. В основном форма плебисцита используется как опрос населения о принадлежности территории, на которой этот народ проживает, тому или иному государству. Также плебисцит может применяться как форма референдума по вопросу доверия главе государства и проводимой им политике.

Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит восстановил монархию. На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.

В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами.

55. Политическая элита: классические теории

Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный.

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.

Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д.

Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.

В. Парето (1848–1923) в труде «Трактат всеобщей социологии» дал понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.

Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.

Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).

Эта тенденция получила название «железного закона олигархии», который звучит так: «Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемым меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством».

56. Формирование и функции политической элиты

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Данным понятием обозначаются также группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством: профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие.

Существование элиты обусловлено следующими факторами:

– психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

– наличием закона разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

– значительностью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

– обширными возможностями использования управленческой деятельности в целях получения социальных привилегий (так как подобная деятельность напрямую связана с распределением ценностей);

– невозможностью осуществления всеобъемлющего, тотального контроля за политическими руководителями;

– аполитичностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Главная задача политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возрастают. Некоторые страны, не обладая значительными природными ресурсами (Япония, Гонконг и др.), под руководством эффективной национальной элиты и в силу ее рационального управления добиваются значительных успехов в своем развитии. В то же время некоторые страны со значительными ресурсами в силу неэффективного руководства со стороны своих национальных элит находятся в сложном социально-экономическом положении.

Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависят направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

Функции политической элиты:

– стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т. п.;

– организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь;

– интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

57. Типология политических элит

Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Данным понятием обозначаются также группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством: профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие.

Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.

Типология политической элиты по вертикали:

– высшая – принимающая значимые для всего государства решения;

– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений;

– низшая – политические деятели местного масштаба.

Типология политической элиты по горизонтали:

– федеральная – на уровне всего государства;

– провинциальная – на уровне округов, областей.

По своей структуре властная элита может быть подразделена:

– на государственно-управленческую;

– партийно-политическую;

– общественно-политическую;

– корпоративно-административную и олигархическую;

– военно-политическую;

– научно-консультационную;

– контрэлиту и др.

Политическая элита делится также:

– на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью;

– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.

В большинстве стран Запада существует не единая господствующая политическая элита, а функциональные элиты, которые составляют лица, обладающие квалификацией, необходимой для выполнения определенных весьма важных для общества руководящих функций. Французский политолог Р. Арон выделил пять следующих категорий управляющих:

1) высшее политическое руководство;

2) высшая гражданская администрация и военное руководство;

3) владельцы или управляющие предприятиями, банками;

4) лидеры профсоюзов и политических партий;

5) руководители СМИ, интеллектуалы, священники.

Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

Цели деятельности политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возрастают: под руководством эффективной национальной элиты и в силу ее рационального управления многие государства добиваются значительных успехов в своем развитии.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0