Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по социологии. Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А.

Вопросы 20-27
21.12.2011, 23:50

20. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

21. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Каждая личность в обществе имеет определенный социальный статус. А каждый социальный статус предполагает особое поведение, которое соответствует его социальному статусу, т. е. человек выполняет определенные социальные роли в обществе. Человек выполняет несколько ролей в своей жизни, и это называется ролевой системой (Р. Мертон говорил о ролевом наборе).

Социальные роли определены в обществе формально (законы, правовые акты) и неформально (нормы поведения, которые приняты в обществе).

Необходимо отличать ролевое поведение (реальное поведение) человека от социальной роли (ожидаемое поведение).

Социальные роли четко описывают человека, его социальные взаимоотношения с другими (отец, руководитель и т. д.).

В повседневной жизни человек выполняет множество ролей (в автобусе – пассажир, в автомагазине – покупатель, дома – отец). Значение ролевого поведения в жизни человека очень велико. Не успевая быстро менять социальные роли, человек оказывается в ситуации ролевого конфликта.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Основные положения ролевой теории были сформулированы Дж. Мидом. Он говорил о том, что человек учится и осваивает свою роль в процессе взаимодействия с другими людьми.

П. Линтон говорил о ролевых предписаниях, о назначении определенных санкций в случае несоответствия своей социальной роли.

В своей концепции Дарендорф Р. рассматривал человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний.

Человек, живя и достигая в своей жизни большего, поднимается по карьерной лестнице вверх, тем самым повышая свой социальный статус. Но это в свою очередь накладывает на него еще большую ответственность и необходимость выполнения других, более сложных социальных ролей.

Социальная роль каждого человека в обществе должна соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих в зависимости от индивидуальных способностей каждого человека.

Развитие социальных отношений и институтов ведет к ломке социальных ролей. Особенно радикальная ломка ролей происходит в революционные периоды (например, рабочий класс превращается в господствующий), процесс социального развития (например, развитие современного общества меняет роль в семье, устанавливает равенство между полами).

Решающее значение для принятия человеком той или иной роли для себя имеют собственное развитие личности, его потребности и интересы.

Основные положения о принятии человеком социальных ролей в процессе межличностного взаимодействия в обществе сформировал американский психолог Дж. Мид, а также антрополог Р. Линтон говорил о социокультурных ролевых предписаниях, социальных позициях личности и санкциях.

Можно сделать выводы:

1) социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

2) социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

3) социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

22. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления.

Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

1) более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

2) набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам;

3) систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

4) конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов:

1) связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования);

2) обеспечением материальной жизнедеятельности (институты экономики);

3) интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты);

4) поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

23. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Важной формой социального взаимодействия являются социальные институты. Категория социальных институтов была подробно разработана Б. Малиновским и А. Радклифф-Брауном: деятельность людей осуществляется определенными группами и выполняется по определенным моральным и правовым правилам. Эти «приспособления» и носят название института.

Место и роль институционализации в социальной жизни определяются местом и ролью социальных институтов. Институционализация в обществе – это та же социализация в жизни личности. Объединяет их то, что должны быть отрегулированы, упорядочены пути жизни общества.

Социолог С. С. Фролов считает, что институцио-нализация – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества. Он определил этапы институцио-нализации:

1) для удовлетворения возникшей потребности необходимы организованные действия;

2) формируются цели, которые являются общими для всех;

3) возникновение определенных норм и правил в ходе социального взаимодействия;

4) возникновение процедур, которые связаны с этими правилами и нормами;

5) утверждение найденных норм и правил, их применение в реальной жизни, т. е. собственно ин-ституционализация;

6) определение санкций в случае невыполнения установленных норм;

7) возникновение в обществе статусов и ролей, которые касаются всех членов института. С. С. Фролов говорил, что окончанием процесса институционализации будет установление статусно-ролевой структуры со своими правилами и нормами, которая будет удовлетворять большинство людей.

Существует ряд условий, при выполнении которых можно увидеть правильное и успешное функционирование социальных институтов:

1) для каждого института должны быть четко определены функции и цели;

2) деятельность института не должна зависеть от собственных интересов людей, выполняющих институционализированные функции (должна быть объективна);

3) любой институт должен стремиться к укреплению и повышению своих позиций в глазах группы;

4) очень важна координация действий всех социальных институтов.

Очень важно выполнение всех этих условий, так как то, как функционируют социальные институты, отражается на всей общественной жизни.

Если рассмотреть пример института – семью, то мы знаем, что это один из древнейших институтов, но и сейчас он тоже актуален, хотя нередко этот институт переживал кризисы. Институционализация семьи определяется тем, что сейчас ее основу составляет брачный союз, санкционированный государством.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Эффективность институционализации определена тем, слаженно ли работает ценностно-нормативная система, которая была принята и является социокультурным контекстом деятельности институтов, индивидов.

24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

1) группы и общности – это органически целостный механизм;

2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;

3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.

Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения – кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) – называют квазигруппами.

Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:

1) взаимодействие людей в этом объединении;

2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

3) признание принадлежности других людей к этой группе.

Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.

Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные – безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.

И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

1) социально-классовые;

2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);

3) этносоциальные (нации, племена);

4) социально-территориальные (город, деревня);

5) социально-профессиональные и др.

В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.

Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными институтами и организациями.

25. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов. Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни.

На это все влияет и движение мигрантов.

Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима.

Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос – это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т. е. все то, что называют культурой этноса.

Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).

Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т. е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).

Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения.

Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л. Н. Гумилев: этнос – основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является не-отделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).

С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия – люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция – люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.

Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.

Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки).

Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).

Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности.

Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.

27. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Рассмотрим такую группу в социологии, как малая группа, которой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

В рамках микросоциологического направления малые группы характеризуются как «первичные группы». Отличительными признаками этих групп Кули считал постоянные непосредственные межличностные контакты, высокую степень эмоциональности.

Джорж Хомас утверждает, что малая группа представляет собой число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Другое определение дал Роберт Мертон – малой группой он называл совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.

Можно перечислить еще более ста определений, но в каждом из них имеются особые признаки, по которым можно отличить малую группу от других: это формы малой группы, внутренняя структура, взаимодействие в малой группе. Малая группа принимает множество форм, верхний предел ее составляет двадцать человек, нижний – два человека. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости ее членов. Существует две исходные формы малой группы – это диада и триада. Диада состоит из двух человек. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах.

Триада – активное взаимодействие трех человек. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождаются социальное отношение, социальное начало.

Лидерство – это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Это качество может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции. Лидера в малой группе не назначают, он выявляется благодаря своим личным качествам. Когда лидеров несколько, группа распадается на подгруппы. Хотя лидер один, авторитетных лиц может быть много, на них опирается лидер, навязывая группе свои решения.

Взаимодействие в малой группе формируется при постоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки и привычки. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными отношениями.

Структура группы определяет характер ее динамики. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ