Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: учебно-методический комплекс. Алексеев С.И.

Тема 12. Исследование и проектирование целей управления
19.01.2012, 18:27

Изучив тему 12, студент должен знать:

•    классификацию целей, их черты и свойства, этапы проектирования целей организации, формулировки целей функционирования подсистем, методику оценки целей функционирования с помощью экспертов;

уметь:

•    сформулировать цели и задачи конкретного подразделения, строить дерево целей.

При изучении темы необходимо:

•    читать [1] п.п. 2.7; [2] п.п. 5.1; [3] Тема 12;

•    акцентировать внимание на следующих понятиях:

цель, дерево целей, критерий оценки эффективности цели деятельности.

Краткое содержание

Определение цели. Основные требования к целям. Классификация

целей. Исследование и проектирование целей организации. Основные цели функциональных подсистем.

12.1.    Понятие цели

ЦЕЛИ есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации (государственные органы, учебные заведения, некоммерческие больницы и т. д.) также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности.

Достижение целей неразрывно связано с понятием структуры организации.

12.2.    Классификация целей

Цели - это конкретизация миссии организации в доступной для реализации форме при управлении

Классификация целей исследования:

1.    по времени:

оперативные / тактические / стратегические;

2.    по содержанию:

экономические / организационные /научные / социальные /технические / политические;

3.    по среде:

внутренние / внешние;

4.    по приоритетности:

особо приоритетные/приоритетные/прочие;

5.    по измеримости: количественные / качественные;

6.    по повторяемости: разовые/ циклические;

7.    по иерархии:

цели организации/ цели подразделений;

8.    по стадиям жизненного цикла:

проектировние /создание /рост /зрелость / завершение / ликвидация.

12.3.    Требования к целям

-    ориентация на определенный момент времени

-    конкретность

-    измеримость

-    непротиворечивость другим целям

-    адресность

-    контролируемость

12.4.    Этапы проектирования целей организации

Проектирование целей организации состоит из шести последовательных этапов:

1.    Исследование предназначения общих целей (ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СМЫСЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ)

2.    Формирование качественных целей (выбор целей из Положения об организации и формулировка их в повелительном наклонении)

3.    Ранжирование целей (отбор наиболее значимых целей)

4.    Построение дерева целей (распределение целей по уровням управления)

5.    Формирование количественных целей (ориентация на достижение конкретных показателей)

6.    Оценка степени достижения качественных и количественных целей

12.5.    Основные цели функциональных подсистем

В таблице сформулированы основные цели функциональных подсистем организации.

Подсистема

Цель

Маркетинг

Выйти на лидирующие позиции продукции на рынке

Производство

Достичь наивысшего уровня производительности

Инновации

Завоевать лидирующие позиции по вводу новых видов продукции/услуг

Финансы

Сохранять и поддерживать на уровне все виды финансовых ресурсов

Персонал

Обеспечить условия для творческой работы

менеджмент

Определить критические области управленческих воздействий и приоритетные задачи, обеспечивающие выполнение планов

подсистема

цель

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что такое глобальная цель и цели функционирования?

2.    Каково значение целей функционирования системы управления?

3.    Каковы основные черты и свойства целей?

4.    Какие можно классифицировать цели?

5.    Как производится формирование состава качественных целей?

6.    Какие методы используются для определения количества и состава качественных целей?

7.    Почему в теории организации понятие цели является одним из основных?

8.    Каковы основные этапы исследования целей функционирования организации?

9.    Как используется дерево целей при исследовании целей функционирования организации?

10. Как осуществляется оценка степени достижения цели?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ