Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Теория систем и системный анализ: учебный курс

Тема 1. Введение
18.01.2012, 19:49

Окружающие нас производственные, социальные, организационные, технические и природные объекты обладают множеством различных свойств: они достаточно сложны, распределены в пространстве, динамичны во времени, поведение их описывается как детерминированными, так и стохастическими законами и т.д.

В управлении такими системами задействовано большое количество людей, громадные природные, материальные и энергетические ресурсы. В этой связи подход к объектам управления как к сложным системам выражает одну из главных особенностей современного этапа развития общества.

Умение распознать систему, декомпозировать ее на элементарные составляющие, определить законы управления каждой подсистемой и вновь синтезировать систему требует разработки ряда специальных формальных моделей, процедур, алгоритмов. Еще философ Древнего Рима Квиантилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью структурировать и описать, руководствуясь следующими семью вопросами (рис.1).

ris_b1.gif (22327 bytes)

Рис.1 Основные факторы систем

Наука, в рамках которой получили развитие исследования, направленные на решение выше обозначенных проблем, получила название "теория систем” - "системный подход” - "системный анализ”. Эта теория зародилась в 30-х годах ХХ века и в 50-е годы сформировалась как самостоятельное научное направление. У ее истоков стояли биологи Л. Берталанфи, Р. Жерар, специалист по математическим проблемам в области биологии и психологии А. Рапопорт, экономист К. Боулдинг. В дальнейшем исследования были продолжены в многочисленных работах зарубежных и отечественных ученых: М. Месаровича, С. Оптнера, С. Янга, Я. Такахару, Р. Акоффа, А.А. Богданова, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, Ю.И. Черняка, А.А. Денисова и др. В данном учебном пособии использованы материалы, полученные томской школой системного анализа, основанной Ф.И. Перегудовым.

Системный анализ применяется для разрешения трудно формализуемых и слабо структурированных проблем как средство сведения сложной проблемы к взаимосвязанной иерархии более простых задач, доступных для решения формальными методами. Примерами таких сложных проблем являются:

  • проектирование и модернизация крупных организационно-технологических объектов (предприятий, компаний, промышленных объединений);
  • создание и внедрение программно-технических комплексов;
  • разработка программ социально-экономического развития, программ энергосбережения и т.д.

Можно сказать, что системный анализ включает методы исследования, проектирования и развития сложных систем различной природы – технических, технологических, социальных, а также смешанных.

Методы и модели системного анализа в первую очередь используются на ранних этапах проектирования или развития сложных систем. К ранним этапам относятся этапы концептуализации, которые называют также "анализ проблем”, "предпроектное обследование”, "эскизное проектирование”, "этап научно-исследовательских работ” и т.д. К числу работ, выполняемых на ранних этапах, относятся:

  • выявление проблем (узких мест) в существующих системах;
  • выявление целей, направлений проектирования;
  • определение перспективных вариантов структуры системы;
  • формирование задач управления и т.д.

Эти работы являются слабоформализуемыми, "творческими" и одновременно очень важными, поскольку они формируют основу, "каркас” проектируемого объекта, основные направления проектирования системы, которые в дальнейшем прорабатываются, уточняются, детализируются. Решения, принимаемые на ранних этапах, в первую очередь определяют качество конечного результата. Применяя модели и методы системного анализа, можно повысить качество этих работ, избежать грубых ошибок при их проведении, а также сократить трудоемкость и сроки проведения работ.

Несмотря на общепризнанную целесообразность применения системного анализа при проектировании сложных систем, масштабы реального, а не просто декларируемого использования аппарата системного подхода не велики. Это объясняется не только нехваткой специалистов-системщиков и недостаточными масштабами обучения данной дисциплине. Дело в том, что методики, разрабатываемые в рамках системного анализа, как правило, не доведены до пошаговых формализованных процедур и зачастую представляют собой набор эвристических приемов и рекомендаций, требующих творческого осмысления и применения. Во многом они основаны на опыте и здравом смысле, врожденной способности декомпозировать сложные проблемы на составляющие элементы. Есть мнение, что для применения аппарата системного подхода требуется особое "системное” мышление, которое развито далеко не у всех. Системный анализ пока еще не стал технологией, доступной для широкого круга специалистов, разрабатывающих сложные системы в различных областях человеческой деятельности.

Во многом такое положение объясняется самой природой проблем, решаемых с помощью системного анализа. Как пишут Перегудов Ф.И. и Тарасенко Ф.П., "если понимать формализацию узко (в идеале как математическую постановку задачи и вполне однозначную программу ее решения), то системный анализ в принципе не может быть полностью формализован, поскольку в нем большую и очень важную роль играют этапы, на которых системный аналитик и привлекаемые им эксперты должны выполнить творческую работу”. Однако это не означает, что невозможно создать достаточно гибкую технологию или семейство технологий, хотя бы частично регламентирующих и стандартизирующих процедуру проведения системного анализа.

В соответствии с современным пониманием технология проектирования предполагает не только разработку регламентированной процедуры выполнения определенных операций, но и наличие автоматизированных средств поддержки, т.е. компьютерных информационных систем, сопровождающих процесс проектирования. Только благодаря инструментальным поддерживающим средствам методология может приобрести прагматическую силу и широкое распространение.

Теперь дадимо пределение системного анализа:

  1. с практической стороны системный анализ – это система методов исследования или проектирования сложных систем для ликвидации проблем;
  2. с методологической стороны системный анализ является прикладной диалектикой;
  3. с методической стороны системный анализ отличается междисциплинарным и наддисциплинарным характером и вовлечением в работу как неформальных, эвристических, экспертных методов, так и эмпирических, экспериментальных методов, а также, при возможности и необходимости, - строгих формальных математических методов.

Одной из ранних форм системного анализа является системный подход. Системный подход определим как этап первоначального, качественного анализа проблемы и постановки задач.

Для исследования и управления организационно-технологическими системами широко применяются методы исследования операций. Дадим определение этого научного направления по:

Исследование операций – это применение научного метода комплексными научными коллективами для решения задач, связанных с управлением организованными (человеко-машинными) системами с целью получения решений, которые наилучшим образом отвечают целям всей организации.

Исследование операций (ИО) является прикладным направлением кибернетики, используемым для решения практических задач организационного управления. Поэтому ИО называют еще организационной кибернетикой.

Исследование операций находится на стыке наук, оперирующих как количественными, так и качественными фактами. И хотя исследование операций широко использует математический аппарат, содержательные и методологические аспекты в любом операционном исследовании играют не меньшую роль, чем формальные.

Построение моделей анализа и управления организационно-технологическими объектами ведется в следующей последовательности:

  • проведение системного анализа;
  • применение моделей исследования операций.

Основное внимание в данном курсе уделяется методам системного анализа организационно-технологических объектов и их практическому применению.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 51
Гостей: 51
Пользователей: 0